Меню

Страницы

Статья

Применение ставок таможенных сборов

  1. Таможенные споры
  2. Юридическое лицо
  3. Иные таможенные вопросы

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «К» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности применения размера ставки таможенного сбора при экспорте нефти, по результатам которой вынесено уведомление на сумму общую сумму 95 256,3 тыс. тенге.

Компания «К»,  не согласившись с  выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «К» сообщает, что недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с   законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, заключенным до внесения данных изменений и дополнений», что установлено статьей 71 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».

Компания «К» указывает, что в соответствии со статей 29 Контракта между Агентством Республики Казахстан по инвестициям (Компетентный орган) и Товариществом (Подрядчик) на доразведку и добычу углеводородного сырья на нефтяном месторождении от 18 мая 1999г. (далее -  Контракт), «Гарантии стабильности контракта» установлено следующее:

«Положения Контракта остаются неизменными на протяжении всего Срока действия Контракта, за исключением случаев, когда Стороны по обоюдному согласию внесут изменения или дополнения в положения Контракта. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение Подрядчика принятые после заключения Контракта к Контракту, не применяются».

Также условиями Контракта установлено, Подрядчик по деятельности, осуществляемой на основе Контракта, обязуется платить налоги и платежи в соответствии с Налоговым Законодательством, а также положениями Контракта и никакие указы, законы, постановления и другие нормативные акты, вышедшие после Даты вступления в силу Контракта, а также любые изменения и дополнения к указам, законам, постановлениям, принятые после даты вступления Контракта в силу, которые каким — либо образом ущемляют экономические интересы Подрядчика, к Подрядчику не применяются.

В статье 118 Указа Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года   № 2368 (далее – Закон) с изменениями и дополнениями было установлено, что за таможенное оформление  товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную  границу Республики Казахстан в качестве товара, а также товаров,  перемещаемых в соответствии со статьей 108 настоящего Закона, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузах, взимаются таможенные сборы в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан».

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1479 от 07.11.1995г., за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу юридическими и физическими лицами, была установлена ставка таможенного сбора в размере 0,2 % и 0,4 % от таможенной стоимости декларируемого товара.

При этом в соответствии с частью второй статьи 5 Закона, в таможенном деле применяются законодательные и иные акты, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Республики Казахстан.

В связи с вышеизложенным, Компания «К» считает, что изложенные в акте проверке доводы проверяющих о необходимости производить платежи в соответствии с таможенным законодательством, действовавшим на период подписания Контракта, являются не законными.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 188 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс), таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение пяти лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный орган вправе начислить плательщику или пересмотреть исчисленную плательщиком сумму таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней в течение срока исковой давности, которая составляет пять лет, согласно статье 132 Кодекса.

В соответствии с Контрактом его положения остаются неизменными на протяжении всего срока действия Контракта, за исключением случаев, когда Стороны по обоюдному согласию внесут изменения или дополнения в его положения.

Таким образом, Контрактом закреплена стабильность законодательства, действовавшего на момент его подписания.

В соответствии с Контрактом, если в период его действия стороны в ходе переговоров решат внести поправки или дополнения к любой части Контракта потребуется письменное соглашение, подписанное уполномоченными представителями каждой стороны, вносимые поправки не должны противоречить условиям Лицензии. После регистрации таких поправок или дополнений в Компетентном органе, такое соглашение рассматривается Сторонами как неотъемлемая часть Контракта.

То есть, для применения норм таможенного законодательства, действующего на день подачи деклараций на товары, необходимо внесение соответствующих поправок или дополнений в Контракт, которые будут считаться неотъемлемой частью Контракта после регистрации в Компетентном органе, которым в настоящее время является Министерство энергетики Республики Казахстан.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24.04.1995г. №2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (ссылка на который имеется в Контракте), налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Закона, который устанавливает обязательные платежи налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан, за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу Республики Казахстан.

Пунктом 3 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008г. № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (действующего в настоящее время) предусмотрено, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

При этом подпунктом 4) пункта 1 статьи 12 Налогового Кодекса оговорено, что другие обязательные платежи - обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных настоящим Кодексом.

То есть, нормы налогового законодательства, действовавшего на момент подписания Контракта и действующего в настоящее время, предусматривают правовое регулирование отношений, связанных с уплатой таможенных платежей таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан.

Согласно пункту 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств-членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

В соответствии со статьей 372 ТК ТС, к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации до вступления в силу настоящего Кодекса и возникающим после его вступления в силу, применяется соответственно таможенное законодательство Республики Казахстан и таможенное законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной этими таможенными законодательствами, положения настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, Компания «К» при экспорте сырой нефти, уплачивала таможенные сборы в размере, определенном законодательством на день подачи экспортной таможенной декларации.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.01.2011г.                 № 24 утверждены следующие ставки таможенных сборов за таможенное декларирование:

-        с января 2011г. по март 2017г.  – 60/25 евро;

-        с марта 2017г. по настоящее время – 25000/11000 тенге.

Всего, в период с 2012 по 2017 гг., Компанией «К»  было оформлено 65 деклараций на товары, по которым таможенные сборы были уплачены по ставкам определенным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21.01.2011г. № 24.

Однако, в ходе камеральной проверки было установлено, что в соответствии с Контрактом, Компанией «К» должны уплачиваться таможенные сборы по ставкам, действующим на момент подписания Контракта, из расчета 0,2% от таможенной стоимости товара.

Контрактом определено, что Подрядчик уплачивает таможенные платежи в соответствии с Законом.

Согласно статье 118 Закона за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан в качестве товара, а также товаров, перемещаемых в соответствии со статьей 108 настоящего Закона, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузах, взимаются таможенные сборы в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара, вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Республики Казахстан взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

В целях реализации данной статьи Закона, постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.11.1995г. №1479 «О ставках таможенных платежей» утверждены следующие ставки таможенных платежей:

- таможенные сборы за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу юридическими и физическими лицами в размере 0,2% от таможенной стоимости товаров;

- таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов в размере 0,4% от таможенной стоимости товаров.

Таким образом, таможенным законодательством, применение которого предусмотрено положениями Контракта, урегулирован порядок взимания таможенных платежей. В связи с чем, с учетом норм статьи 372 ТК ТС, при перемещении товаров в рамках Контракта таможенный сбор за таможенное оформление необходимо исчислять в размерах, предусмотренных постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.11.1995г. №1479.

Учитывая вышеизложенное, доводы проверяющих о необходимости производить таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством, действовавшим на период подписания Контракта обоснованы и соответствуют нормам таможенного законодательства ЕАЭС Республики Казахстан и положениям Контракта.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению таможенных платежей признаны правомерными.

Дата публикации
24 февраля 2020
Дата обновления
24 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
20 мая 2025
Что мы должны знать о киберпреступности
Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации