Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты, социальный налог, отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование, социальные платежи: в пенсионный фонд, социальные отчисления
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, социального налога, отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование и в пенсионный фонд, социальных отчислений.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросу соблюдения норм налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2017г. по 24.09.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты в сумме налога 1 465,7 тыс.тенге и пени 418,5 тыс.тенге (ИПН), социального налога в сумме 5 314,9 и пени 1 433,3 тыс.тенге, отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 163,4 тыс.тенге и пени 66,1 тыс.тенге и в пенсионный фонд в сумме 4 074,1 тыс.тенге и пени 1 140,3 тыс.тенге, социальных отчислений в сумме 369,5 тыс.тенге и пени 196,2 тыс.тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей пени явилось, что Компанией «А» в нарушение пункта 2 статьи 357 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.) и пункта 2 статьи 484 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.), Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» необоснованно не обложены выплаты работникам по заключенным договорам гражданско-правового характера (далее-ГПХ).
Компания «А», в жалобе ссылаясь на статьи 8, 68, 5, 10 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) считает, что трудовым законодательством допускается ежедневная трудовая деятельность при работе по совместительству при суммарной продолжительности рабочего времени 12 часов в день.
В жалобе указано, что часто договоры ГПХ заключались в ТОО с сотрудниками, имеющими высокую научную и специфическую квалификацию в отношении работ, не входящих в круг их должностных обязанностей. Заключение одновременно двух договоров (трудового и гражданско-правового) для параллельного выполнения разных видов работ не противоречит требованиям законодательства Республики Казахстан.
Далее, в жалобе указано, что договоры ГПХ между Компанией «А» и физическими лицами, уже состоящими в трудовых отношениях с ТОО были заключены по следующим объективным причинам:
- отсутствие в перечне должностных обязанностей работника по трудовому договору необходимых заказчику видов работ (услуг);
- краткосрочность требуемых работ (непостоянный характер);
- невозможность выполнения необходимых работ (услуг) в рабочее время, предусмотренное по трудовому договору, из-за того, что в рабочее время работник занят выполнением своих основных трудовых функций;
- свободное волеизъявление сторон, которые сочли более выгодным для обеих сторон заключить договор ГПХ, нежели вносить существенные краткосрочные изменения в Трудовой договор на невыгодных условиях.
Компания «А» считает, что договоры ГПХ между Компанией «А» и физическими лицами, которые одновременно были работниками Компании «А», являются законными, в этой связи доход физических лиц по договорам ГПХ не должен рассматриваться как доход работника по трудовому договору. Таким образом, начисление налогов на доход физических лиц по договорам ГПХ за 2017-2018гг. является неправомерным.
В связи с изложенным Компания «А» просит отменить уведомление о результатах проверки.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 357 Налогового кодекса 10.12.2008г. для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 Налогового кодекса, индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, а также индивидуальных предпринимателей, относящихся к налогоплательщикам, указанным в пункте 3-1 статьи 358 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определенных пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса, работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктами 18), 19), 20) и 21) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 191 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 484 Налогового кодекса от 25.12.2017г.
В соответствии с подпунктом 28) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан» агент по уплате обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее - агент) - физическое или юридическое лицо, включая иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие, удерживающие (начисляющие) и перечисляющие обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
Пунктом 1 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан» установлено, что агенты ежеквартально в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, представляют декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, в которой отражают сведения по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Согласно подпункту 1) статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» Обязательному социальному страхованию подлежат работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» объектом исчисления социальных отчислений для работников являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
Пунктом 5 статьи 15 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» доходами физического лица по договорам гражданско – правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, установленных пунктом 4 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» плательщиками отчислений являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном главой 6 данного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:
с 1 июля 2017 года - 1 процента от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2018 года - 1,5 процентов от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2020 года - 2 процентов от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2022 года - 3 процентов от объекта исчисления отчислений.
В пункте 3 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» указано, что ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РК.
В соответствии со статьей 24 ТК РК, по трудовому договору работник выполняет работу (трудовую функцию) по соответствующей квалификации за вознаграждение и соблюдает трудовой распорядок, а работодатель обеспечивает условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивает работнику заработную плату и осуществляет иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами, соглашением сторон.
Согласно статье 27 ТК РК отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий:
1) выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;
2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;
3) получение работником заработной платы за труд.
Таким образом, если в отношениях присутствует один из вышеперечисленных признаков, то должен быть заключен трудовой договор.
В отдельных случаях, где выполнение работ или услуг не связано с возникновением трудовых отношений заключаются договоры гражданско-правового характера. Названные отношения регулируются гражданским законодательством.
В пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Казахстан указано, что гражданским законодательством регулируются товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.
Юридическая природа гражданско-правовых договоров существенно отличается от трудового договора как по субъектному составу, содержанию, основаниям и порядку заключения, изменения и прекращения, так и по процедуре исполнения соглашений.
Таким образом, по гражданско-правовым договорам не возникают трудовые отношения, в них отсутствуют все обязательные специфические признаки трудового договора, предусмотренные в статье 27 ТК РК.
В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки установлено, что Компанией «А» произведены расходы (за 4 квартал 2017г. на сумму 11 194,6 тыс.тенге, за 1 квартал 2018г. на сумму 988,9 тыс.тенге, за 2 квартал 2018г. на сумму 988,9 тыс.тенге, за 3 квартал 2018г. на сумму 10 387,9 тыс.тенге, за 4 квартал 2018г. на сумму 33 898,7 тыс.тенге) по работникам, с которыми заключены договора гражданского правового характера, в том числе руководитель и учредитель, работающие по трудовому договору и получающие заработную плату в соответствии с Трудовым законодательством.
При этом, следует отметить, что Компанией «А» были приложены к жалобе трудовые договоры, должностные инструкции и дополнительные соглашения к трудовым договорам а также договоры на оказание услуг: от 21.08.2017г., от 04.09.2017г., от 01.11.2017г.; от 01.11.2017г., 18.05.2017г., от 21.08.2017г.; от 01.11.2017г.; от 06.09.2017г.; от 14.05.2017г., от 02.10.2017г.; от 01.11.2017г.; от 15.08.2017г.; от 10.04.2017г.; от 08.11.2017г.; от 01.08.2017г.; от 01.08.2017г.; от 05.06.2017г.; от 01.11.2017г.; от 01.09.2017г.; от 30.01.2018г, от 06.02.2018г., 15.02.2018г., 05.03.2018г., 03.04.2018г., 11.04.2018г. 19.04.2018г., 20.04.2018г, 27.05.2018г, 28.06.2018г., 01.10.2018г., от 11.04.2018г., от 05.02.2018г., 19.04.2018г., 28.06.2018г., 01.10.2018г., 01.11.2018г., от 14.05.2018г., от 19.04.2018г., от 02.02.2018г., акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг).
В ходе рассмотрения жалобы были изучены трудовые договоры, должностные инструкции, дополнительные соглашения.
Так, в должностной инструкции генерального директора Компании «А» указаны функциональные обязанности: управление финансовой деятельностью организации, реализация выполнения возложенных на сотрудников задач, их результативное взаимодействие; способствование выполнению организацией всех обязательств перед государственным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, а также заказчиками и кредиторами; налаживание разработки и внедрения в целях повышения качества работ и рационального использования ресурсов: прогрессивных средств управления и организации труда; обоснованных нормативов материальных, трудовых затрат; исследований рынка и передового опыта; разрешение вопросов, относящихся к финансовой, хозяйственной деятельности организации, в пределах своей компетенции.
В должностной инструкции исполнительного директора указано, что организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц и структурных подразделений компании; участвует в разработке стратегии развития компании; организует, отслеживает и отвечает за выполнение всех приказов генерального директора; отвечает за правильную организацию делопроизводства в фирме, юридическую и экономическую проработку договоров, контрактов, соглашений и пр.; составляет оперативные планы (месячные и декадные) компании и утверждает их у генерального директора; контролирует деятельность подразделений по выполнению утвержденных планов.
В должностной инструкции юриста указано следующее: проверяет соответствие законодательству проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера; обрабатывает претензии в адрес со стороны государственных органов, контрагентов, сотрудников, готовит ответы на них, создает проекты решений об удовлетворении прошений или об отказе в таковых; подготавливает, направляет претензии к контрагентам, физическим, юридическим лицам. Контролирует ход и результаты их рассмотрения; создает проекты договоров, проверяет их соответствие законодательству; готовит документы для получения лицензий, разрешений, которые необходимы для ведения деятельности; участвует в разработке внутренних нормативных документов; консультирует руководство и сотрудников по правовым вопросам, относящимся к деятельности организации; оказывает правовую помощь в составлении юридических документов.
В трудовом договоре научного сотрудника указано следующее: выполняет комплексные научно-исследовательские работы, осуществляет подготовительные работы по организации экспедиции; проводит разведывательные мероприятия, научные экспертизы; осуществляет анализ, систематизацию подученных данных, написание научного отчета о проведенных научно-исследовательских работах.
В трудовом договоре научного сотрудника-документалиста указано следующее: участвует в комплексных научно-исследовательских работах, осуществляет подготовительные работы по организации экспедиции; участвует в выездных разведывательных мероприятиях, научных экспертизах; осуществляет обработку данных документальной фиксации; работает над построением чертежей, нанесением объектов на карты и планы-схемы; участвует в написании научного отчета по результатам полевых работ.
В трудовом договоре директора по развитию бизнеса указано следующее: разрабатывает эффективную стратегию развития и основные разделы плана развития предприятия; разрабатывает программы развития предприятия, анализирует возможность финансового обеспечения программ; готовит предложения по освоению новых направлений бизнеса, новых рынков, разрабатывает проекты технической и административной модернизации предприятия; представляет проекты развития организует подготовку соответствующей документации, получение соответствующих лицензий и разрешений.
В трудовом договоре проектного менеджера указано следующее: готовит и ведет презентации проектов; выполняет проекты в согласованные сроки, в рамках выделенного бюджета и с требуемым уровнем качества; контролирует качество выполнения работ по проектам, по необходимости посредством привлечения внешних экспертов (аутсорс), формирует совместно с научными руководителями проектов и согласует с руководством компании промежуточные и итоговые отчеты по проектам.
Также, в рамках рассмотрения жалобы были исследованы следующие договоры ГПХ, заключенные с физическими лицами (работниками Компании «А»):
Кроме того, следует указать, что Уставом Компании «А», утвержденным Протоколом общего собрания участников №1 от 03.06.2017г. установлены основные виды деятельности Компании «А»:
- научное исследование земель на предмет наличия или отсутствия памятников историко-культурного наследия;
- научно-исследовательских работы;
- полевые обследования (разведка) и раскопки;
- камеральная обработка находок, коллекции интерпретация материала;
- выдача рекомендации для постановки памятников на учет;
- разработка (проектирование) строительство и сервисное обслуживание эколого-исторических и археологических парков;
- сотрудничество с академическими и другими научно-исследовательскими учреждениями и музеями;
- подготовка и публикация отчетов, статей, книг, издательская и полиграфическая деятельность;
- организация семинаров, конференций, выставок, презентаций;
- научно исследовательская деятельность, инновационная деятельность;
- торгово-закупочная, торгово-представительская, торгово-посредническая деятельность, в том числе за пределами Республики Казахстан (внешнеэкономичекая);
- проектирование, поставка механизмов и оборудования, монтаж, строительство и сервисное обслуживание объектов недвижимости;
- транспортные и экспедиторские услуги по перевозке грузов и пассажиров всеми видами транспорта, обслуживание грузов в портах как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами, не относящихся к сфере естественной монополии;
- инвестиционная и консалтинговая деятельность;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- проектно-конструкторские и изыскательные работы.
Таким образом, поскольку в рамках договоров ГПХ физическими лицами (работниками Компании «А») осуществляются ежедневные должностные функции по соответствующей квалификации за вознаграждение, а не сдача конкретного результата заказчику, выполняются поручения руководства согласно внутреннему трудовому распорядку, следовательно, доход физических лиц по договорам ГПХ в рассматриваемом случае должен рассматриваться как доход работника по трудовому договору.
В этой связи, начисление по результатам проверки социального налога на сумму 5 314,9 тыс.тенге, отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 163,4 тыс.тенге и пенсионный фонд в сумме 4 074,1 тыс.тенге, социальных отчислений в сумме 369,5 тыс.тенге по выплатам работникам в рамках договоров гражданско-правового характера является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а жалобу без удовлетворения.