Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «С» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности применения льготной ставки таможенной пошлины при импорте мороженого мяса птицы, говядины и свинины, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 30 234,5 тыс. тенге.
Компания «С», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «С» сообщает, что 7 августа 2012 г. между Компанией «С» и фирмой «G» был заключен контракт на поставку мороженого мяса птицы, говядины, свинины, производства США и стран Латинской Америки.
На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №99 от 18.08.2015г., приказов Министра национальной экономики Республики Казахстан №781 от 22.12.2015 г., №255 от 13.06.2016г. и вышеуказанного контракта, Компании «С» была выдана лицензия на импорт отдельных видов товаров на период с 23.09.2016г. по 31.12.2016г.
Лицензия на импорт отдельных видов товаров дает право ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) товаров в пределах определенного объема по льготной ставке таможенной пошлины и выдается при распределении тарифной квоты.
Тарифная квота - это мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества (п.2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании).
То есть согласно данной норме период, в течение которого производится ввоз товара, является обязательным условием установления тарифной квоты
В соответствии с пунктом 10 Положения о едином порядке контроля перемещения лицензируемых товаров (за исключением лицензируемых товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляется в пределах срока действия лицензии. На основании подпункта 22) пункта 1 статьи 4 таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами.
Компания «С» указывает, что, таким образом, срок лицензии на ввоз квотируемых товаров по льготной таможенной пошлине действует на момент их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Данный вывод полностью соответствует Консультативному заключению Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза от 1.11.2016 г., в рамках которого Суд дал разъяснение следующего характера о порядке применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин в случае истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот - «для применения льготной ставки таможенной пошлины в пределах срока действия лицензии должна быть совершена следующая совокупность действий: ввоз товара, в отношении которого установлена тарифная квота, на таможенную территорию Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры».
Компания «С» сообщает, что партия товара была отгружена 28.11.2016г. на ст. Поти (Грузия). Товар был зарегистрирован в таможенном органе отправления т/п «Морпорт», то есть ввезен на таможенную территорию Таможенного союза 22 декабря 2016 года и помещен под таможенную процедуру таможенного транзита с оформлением транзитных деклараций.
27.12.2016г. Компанией «С» в таможенный орган было подано заявление с просьбой разрешить оформление груза 31.12.2016г., то есть в нерабочий день. В тот же день декларация на товары (далее - ДТ) с товаросопроводительными документами была подана в таможенный орган. ДТ была принята и зарегистрирована.
Компания «С» сообщает, что в случае отказа в принятии и регистрации ДТ 31.12.2016г., то есть в период действия лицензии, она отказалась бы от процедуры таможенной очистки не по льготной ставке таможенной пошлины 15%.
В этом случае Компания «С» поместила бы груз на склад временного хранения под страховку на срок до 4 месяцев до получения новой лицензии, дающей право на льготную тарифную ставку, которая была получена Компанией «С» 14.03.2017г.
В соответствии со статьей 182 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация, которая согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 180 ТК ТС является таможенной декларацией, то есть документом, составленным по установленной форме, содержащей сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии со статьей 272 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и заканчивается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Компания «С» считает, что у нее были законные основания для применения льготной ставки таможенной пошлины, поскольку ввоз товара и предоставление таможенных деклараций при помещении товара под первую таможенную процедуру (22 декабря 2016 года) были произведены в пределах срока действия лицензии на импорт отдельных товаров, следовательно выпуск товара для внутреннего потребления обоснованно произведен с применением ставки ввозной таможенной пошлины 15%.
Поскольку при применении льготной ставки таможенной пошлины учитывается дата подачи таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры, выводы, изложенные в акте камеральной таможенной проверки о том, что таможенная процедура таможенного транзита завершена с нарушением таможенного законодательства и необходимо произвести корректировку таможенной декларации с доплатой таможенных платежей, налогов и пени в бюджет государства не соответствует требованиям закона.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
следует отметить, что 01.11.2016г. Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза (далее - Большая коллегия Суда) вынесла Консультативное заключение по рассматриваемым в жалобе вопросам.
Большая коллегия Суда дала разъяснение таких понятий, как тарифная квота, лицензия на импорт в рамках тарифной квоты, а также порядок применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин в случае истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот.
Большая коллегия Суда разъяснила, что понятие тарифной квоты содержится в пункте 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании и означает меру регулирования ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающую применение дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее – Союз) в отношении товаров, ввозимых в пределах установленного количества (в натуральном или стоимостном выражении) в течение определенного периода и сверх такого количества.
Полномочия на установление тарифных квот являются исключительной компетенций Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) на основании пункта 1 статьи 45 Договора о Союзе. Помимо установления тарифных квот, Комиссия распределяет объемы тарифной квоты между государствами-членами, определяет метод и порядок применения тарифных льгот, а также устанавливает случаи и условия представления тарифных льгот, определяет порядок применения тарифных льгот.
Комиссия реализует свои полномочия по установлению тарифной квоты через утверждение льготных ставок ввозных пошлин Единого таможенного тарифа Союза в отношении сельскохозяйственных товаров, ввозимых в пределах объема, предусмотренного тарифной квотой и сверх него.
Пунктом 5 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании предусмотрено, что объем тарифной квоты в отношении отдельного вида сельскохозяйственных товаров, происходящего из третьих стран и ввозимого на таможенную территорию Союза, устанавливаемый Комиссией, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на таможенной территории Союза и объемом производства аналогичного товара на таможенной территории Союза. Если, согласно пункту 6 указанного Протокола, объем производства аналогичного товара на таможенной территории Союза равен объему потребления такого товара или превышает его, установление тарифной квоты не допускается. Следовательно, тарифная квота применяется только тогда, когда существует дисбаланс между производством и потреблением отдельного вида сельскохозяйственного товара, а именно: производство этого вида товара не удовлетворяет нормам его потребления.
Таким образом, цель тарифного квотирования – это восполнение объема товара, количество которого недостаточно для потребностей внутреннего рынка Союза. Комиссия реализовала полномочия по установлению объема тарифных квот путем принятия решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 99 «Об установлении тарифных квот на ввоз в 2016 году отдельных видов сельскохозяйственных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Евразийского экономического союза» (далее – решение №99), а также решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 августа 2016 года № 97 «Об установлении тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых в 2017 году на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также об объемах тарифных квот в отношении этих товаров, ввозимых на территории государств – членов Евразийского экономического союза» (далее – решение №97).
Как следует из пункта 1 решения №99 и пункта 1 решения №97, тарифные квоты установлены сроком на один календарный год: на 2016 и 2017 годы. Государства-члены распределяют объемы тарифных квот, установленных Комиссией, между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с национальным законодательством, а также поручают компетентному органу исполнительной власти осуществить выдачу лицензий на ввоз товаров в рамках тарифной квоты (пункт 4 решения № 99, пункт 4 решения №97).
Право ввоза на таможенную территорию Союза товаров в пределах определенного объема по льготной ставке таможенной пошлины подтверждается соответствующей лицензией. Лицензирование импорта товаров в рамках тарифных квот предусмотрено пунктом 47 Протокола о мерах нетарифного регулирования, являющегося приложением №7 к Договору о Союзе (далее – Протокол о мерах нетарифного регулирования). Пункт 2 данного Протокола понятие «лицензия» определяет как «специальный документ на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров».
Статьей 46 Договора о Союзе установлен исчерпывающий перечень мер нетарифного регулирования. Лицензия, подлежащая выдаче в рамках реализации тарифной квоты, не относится к числу мер нетарифного регулирования. Согласно пункту 47 Протокола о мерах нетарифного регулирования лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом государства – члена Союза участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров. В соответствии с пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования товары, в отношении которых принято решение о применении мер нетарифного регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – единый перечень товаров).
При этом в единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых принято решение об установлении тарифной квоты и выдаче лицензий. Правоотношения по применению тарифных квот как мер единого таможенно-тарифного регулирования подпадают под действие механизма применения мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а правовые основания применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин, устанавливаемых Комиссией для товаров, ввозимых в пределах определенного Комиссией объема и срока действия тарифной квоты, дополняются наличием действующей лицензии на импорт таких товаров.
Однако такая лицензия является мерой, которая не может рассматриваться отдельно от тарифной квоты, в рамках которой она выдана.
Анализ статьи 46 Договора о Союзе, Протокола о мерах нетарифного регулирования и Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании позволяет сделать вывод, что лицензирование в рамках тарифной квоты представляет собой особую форму для реализации тарифного регулирования.
Без распределения тарифной квоты такая лицензия не может быть выдана. Поэтому, учитывая целевое назначение лицензии на импорт, выдаваемой в рамках тарифной квоты, нет оснований рассматривать ее в качестве самостоятельной меры нетарифного регулирования. С учетом изложенного Большая коллегия Суда приходит к выводу, что товар, ввоз которого допускается в пределах тарифной квоты, представляет собой лицензируемый товар, в отношении которого установлена мера тарифного регулирования и, соответственно, льготная ставка таможенной пошлины.
Исходя из определения тарифной квоты, приведенного в пункте 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании, период, в течение которого производится ввоз товара, является обязательным условием установления тарифной квоты. Согласно подпункту 1) пункта 7 Протокола о едином таможенно - тарифном регулировании одним из обязательных условий, которые должны быть соблюдены при принятии решения об установлении тарифной квоты, является установление тарифной квоты на определенный срок.
В соответствии с частью первой пункта 10 Положения о едином порядке контроля перемещение лицензируемых товаров (за исключением лицензируемых товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. В абзаце втором пункта 9 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, являющихся приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования (далее – Правила), предусмотрено, что период действия лицензии для товаров, в отношении которых введены тарифные квоты, заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Следовательно, объем прав и обязанностей, возникающих у субъекта, осуществляющего ввоз товара на основании лицензии, выданной в рамках тарифной квоты, ограничен сроком действия лицензии. Таким образом, пункт 10 данного Положения устанавливает различный объем действий, которые производятся с лицензируемыми товарами в пределах срока действия лицензии в зависимости от того, какая мера (тарифная или нетарифная) применяется к соответствующим товарам.
Для товаров, к которым применяется тарифная квота, то есть мера тарифного регулирования, в пределах срока действия лицензии предусмотрено перемещение лицензируемых товаров через таможенную границу и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры, а для товаров, к которым применяются нетарифные меры, установлено требование о допуске к выпуску в пределах срока действия лицензии.
Из пункта 10 вышеуказанного Положения видно, что для первой категории товаров установлено требование об их перемещении и подаче таможенной декларации, а для второй – требование о выпуске в пределах срока действия лицензии. На основании подпункта 22) пункта 1 статьи 4 ТК ТС под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами. Таким образом, ввоз товара на таможенную территорию – это комплекс действий, в результате которых товар прибыл на таможенную территорию, но еще не выпущен таможенным органом. С учетом изложенного Большая коллегия Суда пришла к выводу о том, что срок лицензии на ввоз квотируемых товаров по льготной таможенной пошлине действует на момент их ввоза на таможенную территорию Союза.
Таможенная декларация, согласно подпункту 24) пункта 1 статьи 4 ТК ТС, – это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС таможенная декларация должна сопровождаться документами, на основании которых она заполнена. Среди таких документов исходя из положений подпунктов 5), 8) и 10) пункта 1 статьи 183 ТК ТС: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, на основе которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Представление лицензии на импорт товара в пределах тарифной квоты по льготной ставке подтверждает обоснованность выбора соответствующего классификационного кода товара по ТН ВЭД.
Указанные нормы ТК ТС свидетельствуют о том, что требования о предоставлении документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, включая лицензию на импорт товара, также относятся к моменту подачи таможенной декларации.
Применение предварительного таможенного декларирования, то есть заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, до их ввоза на таможенную территорию Союза, установлено статьей 193 ТК ТС и имеет целью упрощение таможенного оформления лицензируемых товаров, ввозимых в пределах тарифных квот, а также сокращение временных и финансовых затрат участников внешнеторгового оборота.
Вместе с тем предварительное таможенное декларирование в отсутствие факта перемещения товара через таможенную границу Союза не является основанием для применения льготной ставки таможенной пошлины, установленной для товара, ввезенного в пределах тарифной квоты. Пункт 6 статьи 193 ТК ТС устанавливает, что в случае, если товары не предъявлены таможенному органу в течение 30 дней с даты регистрации таможенной декларации, в выпуске таких товаров будет отказано.
Выпуск товара, согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 4 ТК ТС, – это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры. Положения пункта 1 статьи 195 ТК ТС не устанавливают требований в отношении срока действия лицензии как необходимого условия выпуска товаров и не устанавливают запрета выпуска в случае, если на момент выпуска срок действия лицензии истек. В этой связи требование о предоставлении документов и сведений, необходимых для выпуска, относится к моменту подачи таможенной декларации, и, следовательно, требование о предоставлении действующей лицензии в числе документов, необходимых для выпуска, также относится к моменту подачи таможенной декларации.
Большая коллегия Суда на основании пришла к выводу, что для применения льготной ставки таможенной пошлины в пределах срока действия лицензии должна быть совершена следующая совокупность действий: ввоз товара, в отношении которого установлена тарифная квота, на таможенную территорию Союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры.
При этом таможенная декларация может быть подана, в том числе, в порядке предварительного таможенного декларирования. Большая коллегия Суда исходит из целей внешнеторговой политики Союза, которые закреплены в пункте 2 статьи 33 Договора о Союзе: применение мер и механизмов осуществления внешнеторговой политики Союза, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности государств-членов, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей Союза; защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг.
Большая коллегия Суда отмечает, что правовое регулирование, действующее в Союзе, не устанавливает обязанности выпустить товар при условии фактического ввоза и подачи таможенной декларации с необходимым комплектом сопроводительных документов, включая лицензию, действующую на момент ввоза товаров. Большая коллегия Суда полагает, что для участника внешнеэкономической деятельности, осуществляющего в пределах срока действия лицензии ввоз товара по тарифной квоте на таможенную территорию Союза и подачу таможенной декларации, в том числе с использованием предварительного декларирования, не должны наступать последствия в виде уплаты таможенной пошлины не по льготной ставке.
На основании вышеуказанного, Большая коллегия Суда дала следующее разъяснение вопроса, поставленного в заявлении министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Льготные ставки ввозных таможенных пошлин, предусмотренные решением Евразийской экономической комиссии для ввоза товаров в пределах выделенного объема и установленного срока действия тарифной квоты, применяются при условии ввоза товаров и подачи таможенной декларации в период действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в рамках тарифных квот.
В рассматриваемом случае ввоз товара осуществлен на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках разъяснения Большой коллегии Суда в период действия лицензии с заявлением таможенной процедуры таможенный транзит, что подтверждается транзитными декларациями от 22.12.2016г.
Кроме того, из материалов жалобы следует, что ДТ от 31.12.2016г. принята и выпущена таможенным органом 31.12.2016г., т.е. до истечения срока действия лицензии.
При этом согласно письму от 27.07.2017г. Филиала АО «КТЖ – грузовые перевозки» со станции Актау – Порт на станцию Павлодар 31.12.2016г. прибыли вагоны в адрес грузополучателя, а по причине отсутствия достаточного количества вагонов для формирования полносоставного поезда назначением на станцию Павлодар – Порт, вагоны Компании «С» прибыли на станцию Павлодар-Порт 04.01.2017г. и в 17 часов 15 минут поданы под выгрузку.
Помимо этого следует отметить, что в ДТ от 31.12.2016г. к таможенному оформлению заявлен товар - окорока куриные, четвертины кур домашних мороженые» по коду ТН ВЭД 0207 14 2001 с уплатой импортной таможенной пошлины по ставке 15%.
Согласно п.4 «Дополнительных примечаний Евразийского экономического союза к группе 02 ТНВЭД» к подсубпозиции 0207 14 2001 относятся товары, в отношении которых установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В акте камеральной таможенной проверки проверяющим указывается, что ввезенные товары необходимо было декларировать с уплатой импортной ввозной пошлины по ставке 55%.
Вместе с тем, ставка ввозной таможенной пошлины 55% распространяется на товары, классифицируемые по коду ТН ВЭД 0207 14 2009.
При этом в акте проверки отсутствуют доводы и информация о недостоверной классификации товаров Компанией «С» при декларировании и о принятии Департаментом решений по классификации товаров на ввезенный товар в целях изменения кода ТН ВЭД 0207 14 2001 на 0207 14 2009.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению таможенных платежей и налогов признаны неправомерными.