Министерство финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «М» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу соблюдения таможенного законодательства при декларировании товаров, ввезенных по таможенной процедуре транзита, по результатам которой вынесено уведомление на сумму общую сумму 151 598,4 тыс. тенге.
Компания «М», частично не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «М» сообщает, что таможенная проверка проведена в период с 19 по 23 ноября 2018 года.
До начала проверки согласно чекам от 09.11.2018г. и 12.11.2018г. Компания «М» по декларациям на товары (далее - ДТ) от 29.10.2018г. и 01.11.2018г. оплатило таможенные пошлины на сумму 6 512,1 тыс. тенге и НДС на общую сумму 6 823,7 тыс. тенге.
Кроме того, Компания «М» утверждает, что оплатило таможенные сборы на общую сумму 980,0 тыс. тенге согласно чекам от 26.10.2018г., 26.10.2018г., 01.11.2018г., 06.11.2018г., 06.11.2018г., 07.11.2018г. и 09.11.2018г.
Тем самым, по мнению Компании «М», начисленная сумма ввозных таможенных пошлин подлежит снижению на сумму 6 512,1 тыс. тенге и должно составлять 65 024,5 тыс. тенге, аналогично начисленная сумма НДС подлежит снижению на сумму 6 823,7 тыс. тенге и должно составлять 69 321,1 тыс. тенге. Начисленные таможенные сборы на сумму 942,0 тыс. тенге должны быть исключены из уведомления.
На основании изложенного, Компания «М» просит отменить частично уведомление путем снижения начисленной суммы ввозимой таможенной пошлины до 65 024,5 тыс. тенге и НДС до 69 321,1 тыс. тенге, а таможенные сборы на сумму 942,0 тыс. тенге исключить полностью.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 34 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза.
Пунктом 1 статьи 82 Кодекса установлено, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 207 Кодекса товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, и иные товары в случаях, установленных Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии со статьей 208 Кодекса помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и завершается выпуском товаров. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров.
В рассматриваемом случае Компанией «М» в период с 29.06.2018г. по 29.09.2018г. осуществлен ввоз товаров из Китая через приграничный таможенный пост таможенного органа, по которым были оформлены 33 транзитные декларации.
По прибытии в город товары помещались на склад хранения собственных товаров (далее - СХСТ) Компании «М», включенной в реестр владельцев СХСТ приказом таможенного органа от 02.09.2015г., с предоставлением соответствующих документов в таможенный орган для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.
В дальнейшем Компанией «М» на вышеуказанные ввезенные товары были поданы 33 ДТ с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При этом в связи с неуплатой причитающихся таможенных платежей и налогов, таможенным органом в выпуске товаров по данным 33 ДТ было отказано.
В связи с возникшими сомнениями, относительно правомерности и обоснованности аннулирования ДТ, таможенным органом 08.11.2018г. проведен таможенный осмотр СХСТ Компании «М», по результатам которого установлено, что на складе Компании «М» отсутствуют товары, ввезенные из Китая по 33 транзитным декларациям и не прошедшие таможенную очистку (акт осмотра от 08.11.2018г.).
Данный факт 10.11.2018г. Службой экономических расследований таможенного органа зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований по статье 234 части 2 пункта 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК) «Экономическая контрабанда». В ходе досудебного расследования установлено, что в действиях должностных лиц Компании «М» усматриваются признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 236 части 1 УК РК (уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов).
В соответствии с подпунктом 9) статьи 167 Кодекса владелец склада хранения собственных товаров обязан исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при утрате товаров либо передаче другим лицам без разрешения таможенного органа.
В целях исполнения требований действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, Компанией «М» в информационной системе «Астана-1» вновь поданы 33 ДТ по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, по которым на сегодняшний день таможенным органом выпуск товаров не произведен.
Относительно уплаченных Компанией «М» таможенных платежей и налогов до начала проверки отмечаем, что согласно ИС «Централизованный унифицированный лицевой счет» на дату составления акта таможенной проверки указанные в жалобе суммы таможенных платежей и налогов числились как авансовые платежи и списание по ним не производилось.
Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 216 Кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, прекращается у декларанта при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
ДТ от 29.10.2018г. и 01.11.2018г. со статусом «REGISTERED» в настоящее время не выпущены, в связи, с чем списание авансовых платежей произведутся при выпуске товаров.
Таким образом, действия таможенного органа по начислению таможенных платежей и налогов на основании уведомления являются правомерными.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению таможенных платежей и налогов признаны правомерными.