Меню

Страницы

Статья

КПН, доходы и вычеты по амортизации ФА, закрепленных на ПХВ, расчет пени

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности начисления и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН)  в сумме налога 602 796,1 тыс.тенге и пени 199 984,0 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 47,9 тыс.тенге и пени 10,3 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 716 773,4 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно включения амортизационных отчислений в СГД за период 2012-2016гг. на сумму 2 252 154,1 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени, а также уменьшении убытка нарушение подпункта 23-1 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход (СГД) не включены суммы амортизационных отчислений, начисленных по бухгалтерскому учету по фиксированным активам, приобретенным за счет бюджетных средств за период 2012-2015гг.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, принятые фиксированные активы (основные средства) от Комитета государственного имущества и приватизации в качестве вклада государством в уставный капитал и не подпадают под критерий признания государственных субсидий.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункта 2 статьи 141 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» в ведении государственного предприятия на праве хозяйственного ведения может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо является продуктом этой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Правил передачи государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами,
из одного вида государственной собственности в другой, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 2011 года №616 передача государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой осуществляется в следующем порядке:

республиканские юридические лица как имущественные комплексы, акции акционерных обществ и доли участия в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью, находящиеся в республиканской собственности, передаются в коммунальную собственность по решению Правительства Республики Казахстан на основании ходатайства акима области (города республиканского значения, столицы).

Приказами Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан №997 от 25.12.2013г., №267 от 17.03.2014г. и №23 от 27.03.2014г. «О некоторых вопросах государственной собственности» на баланс Компании «К» на пополнение уставного капитала были переданы от Комитета автомобильных дорог Республики Казахстан основные средства в виде дорожно-эксплуатационной техники для содержания

Пунктом 56 МСФО 16 предусмотрено, что автомобильных дорог республиканского значения и денежные средства на приобретение основных средств.

По актам приема-передачи государственной собственности от 31.01.2014г., от 31.03.2014г. данные основные средства были приняты на баланс Компанией «К» и учтены в бухгалтерском учете как взнос в уставный капитал.

Пункт 2 (с) МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (далее - МСФО 20) устанавливает, что настоящий стандарт не применяется в отношении участия государства в капитале организации.

 Согласно пунктов 6 и 49 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» амортизация – систематическое распределение амортизируемой величины актива на протяжении срока его полезного действия.

Сумма амортизационных отчислений за какой-либо период обычно признается в составе прибыли или убытка.

будущие экономические выгоды, заключенные в активе, потребляются организацией главным образом через его использование.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

- адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

При этом, согласно пункту 4.6 главы 4 Концептуальных основ финансовой отчетности анализируя статью на предмет ее соответствия определению актива, обязательства или собственного капитала, необходимо обращать внимание на ее внутреннее содержание и экономическую сущность, а не только на ее правовую форму.

В соответствии с подпунктом  36) статьи 1 Закона Республики Казахстан  «О государственном имуществе» право хозяйственного ведения - вещное право государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

В соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включается доход государственного предприятия, возникающий в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан в связи с амортизацией основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием.

В рассматриваемом случае, исходя из внутреннего содержания и экономической сущности амортизационные отчисления основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения, признаются доходами в соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса и подлежат включению в совокупный годовой доход Компании «К». 

Учитывая изложенное, увеличение СГД на сумму амортизационных отчислений за период 2012-2016гг. в размере 2 252 154,1 тыс.тенге в соответствии с подпунктом 23-1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

  1. Относительно исключения амортизационных отчислений по поступившим ФА в декабре 2016 года на сумму 187 990,1 тыс.тенге.

Основанием для уменьшения убытка явилось исключение из вычетов амортизационных отчислений по фиксированным активам 2 группы как не связанные с получением совокупного годового дохода (СГД), так как были приобретены в конце 2016 года (декабрь) автотранспортные средства (трактора, автогрейдера, катки, вибрационные комбинированные самоходы и т.д.) в количестве 97 единиц от разных поставщиков, которые были переданы в структурные подразделения, после чего зарегистрированы и введены в эксплуатацию в 2017 году. При этом, ФА отразил в бухгалтерском учете по дате, указанной в счетах-фактурах и актах приема-передачи от поставщика, тогда как данная техника фактически не была введена в эксплуатацию в 2016 году из-за недоукомплектованности.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что в налоговом учете ведется совокупный учет фиксированных активов (не пообъектно), соответственно, производить начисление амортизации отдельно по поступившему активу не требуется. На вычет относится исчисленная в налоговом учете сумма амортизации, по норме, указанной в налоговой учетной политике, но не выше предельной, указанной в статье 120 Налогового кодекса.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 2 статьи 118 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей статьей, в первоначальную стоимость фиксированных активов включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода фиксированного актива в эксплуатацию. К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме затрат, указанных в абзацах втором - пятом данного пункта.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса к фиксированным активам относятся основные средства, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 МСФО 16 «Основные средства» (далее - МСФО 16) основные средства - это материальные активы, которые:

(a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;

(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

Пунктом 7 МСФО 16 определено, что себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если:

(a) существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;

(b) себестоимость данного объекта может быть надежно измерена.

Таким образом, для признания расходов в качестве основных средств, помимо соответствия определению основных средств, должны соблюдаться критерии признания себестоимости основных средств.

Согласно пунктов 5, 6, 8 статьи 117 Налогового кодекса  поступившие фиксированные активы увеличивают соответствующие балансы подгрупп (по I группе), групп (по остальным группам) на стоимость, определяемую в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса, в порядке, установленном настоящей статьей.

Выбывшие фиксированные активы уменьшают соответствующие балансы подгрупп (по I группе), групп (по остальным группам) на стоимость, определяемую в соответствии со статьей 119 настоящего Кодекса, в порядке, установленном настоящей статьей.

Стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на конец налогового периода определяется как: стоимостный баланс подгруппы (группы I), группы на начало налогового периода плюс поступившие в налоговом периоде фиксированные активы минус выбывшие в налоговом периоде фиксированные активы плюс корректировки, производимые согласно пункту 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, Компанией «К» как головным предприятием в декабре 2016 года приобретены и переданы в структурные подразделения основные средства на общую сумму 2 021 221,3 тыс.тенге. Так, Компанией «К» было приобретено от поставщиков:

 - ТОО «С» автогрейдеры (9 единиц) по Договору о государственных закупках №001140000590/162248/00 от 11.07.2016г., электронная счет-фактура (ЭСФ)  от  09.12.2016г., акт приема-передачи от 06.12.2016г.;

- ТОО «В», трактор-тягачи (41 ед.) по Договору о государственных закупках №001140000590/162249/00 от 02.11.2016г., счета-фактуры  №517,518,519 от 27.12.2016г., акт приема-передачи от 22.12.2016г.;

- ТОО «Ш» - трактор колесный с оборудованием (37 ед.) по Договору о государственных закупках №001140000590/162250/00 от  02.11.2016г., счет-фактура №00000034 от 02.12.2016г., акт приема-передачи от 02.12.2016г.;

- ТОО «З» - машина комбинированная со сменным оборудованием  (10 ед.) по Договору о государственных закупках №001140000590/162330/00 от 14.11.2016г., счет-фактура №751 от  29.12.2016г., акт приема-передачи от 29.12.2016г..

Данные основные средства были учтены при поступлении в бухгалтерском учете Компанией «К» по дате, указанной в счетах-фактурах и актах приема-передачи от поставщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, соответственно, нашли отражение в стоимостном балансе группы I фиксированных активов на конец 2016г., как поступившие в 2016 году фиксированные активы.

Согласно пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, поступившие фиксированные активы увеличивают соответствующие балансы подгрупп (групп) на конец налогового периода, соответственно, начисление амортизационных отчислений Обществом не противоречит статье 120 Налогового кодекса. В этой связи, исключение из вычетов начисленной суммы амортизационных отчислений по результатам налоговой проверки, признано необоснованным. По данному вопросу жалоба подлежит удовлетворению.

3.Относительно расчета пени за 2018 год.

Основанием для начисления пени явилось применение в 2018 году официальной 2,5 кратной ставки рефинансирования.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что в 2018году расчет пени произведен по официальной 2,5 кратной ставки рефинансирования, вместо 1,25-кратной ставки, введенной с 01.01.2018г.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункта 2) пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса от 25.12.2017г. пеня начисляется: за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

Согласно информации ДГД для расчета пени был использован интерактивный сервис, предложенный на сайте kgd.gov.kz., так как в ЦУЛС не представилось возможным произвести расчет пени по техническим причинам. При расчете пени на дату завершения акта проверки по КБК 101101 на сайте указан коэффициент кратности 2,5, соответственно, сумма пени по КПН  составила 199 984,0 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая изменение ставки рефинансирования пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства с применением 1,25-кратной ставки рефинансирования за период с 01.01.2018г., в этой связи сумма пени подлежит пересчету.

По результатам заседания Апелляционной комиссии  принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения из вычетов по КПН за 2016 год расходов по амортизационным отчислениям по фиксированным активам, произвести перерасчет пени за 2018 год с применением 1,25-кратной ставки рефинансирования, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
20 февраля 2020
Дата обновления
20 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации