Меню

Страницы

Статья

КПН, вычеты по вознаграждениям по кредитам

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора в сумме налога 17 011,4 тыс.тенге и пени 133,7 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога -2 018,8 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 18 173,5 тыс.тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось уменьшение суммы вознаграждений (интерес) за полученные кредиты за 2016 год и определение в сумме 12328,2 тыс.тенге, в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса.

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна из-за того, что в акте проверки вознаграждение за полученные кредиты у АО «К» в 2016 году указаны 12 328,2 тыс.тенге, тогда как, для проверки предоставлялись оригиналы счетов-фактур АО «К», в том числе за 2016 год в сумме 72 864,8 тыс.тенге, то есть разница составляет 60 536,6 тыс.тенге. 

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса  вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункта 1 статьи 103 Налогового кодекса в целях настоящей статьи вознаграждениями признаются:

1) вознаграждения, определенные статьей 12 настоящего Кодекса;

2) неустойка (штраф, пеня) по договору кредита (займа) между взаимосвязанными сторонами;

3) плата за гарантию взаимосвязанной стороне.

Подпунктом 1 пункта 6 статьи 56 Налогового кодекса предусмотрено, что учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года №234 (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий; приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).

В рассматриваемом случае были заключены Договора финансового лизинга между Компанией «Е» (лизингополучатель) и АО «К» (лизингодатель), а также дополнительные соглашения к ним №AST-0051-12 от 06.06.2012г., №AST-11/11-13 от 16.09.2013г., №AST-7/63-13 от 20.06.2013г., №AST-7/53-13 от 23.04.2013г., №VKO-7/13-12 от 06.06.2012, №VKO-7/108-14 от 05.10.2015г.. Предметом договора являлись приобретенные в лизинг основные средства и биологические активы, по которым начислялись вознаграждения. Согласно графиков погашения (приложений к договорам) - лизинговые платежи определялись по дифференцированному методу.

В ходе проверки сумма вознаграждений за полученные кредиты за 2016 год определена в размере 12328,2 тыс.тенге, а за 2017 год увеличена на 18 033,7 тыс.тенге и составила  31 478, 2 тыс.тенге. Компанией «Е» к жалобе  приложены счета-фактуры, выставленные  АО «К» за 2016 год на общую составила 72864,8 тыс.тенге, при этом, в предоставленной налоговой отчетности за 2016 год Компания «Е» указало сумму 73109,6 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 2-1 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.

В рассматриваемом случае не приложена бухгалтерская документация за 2016 год: регистры бухгалтерского учета, финансовая отчетность и учетная политика и бухгалтерские записи, произведенные на основании первичных документов, платежные поручения и иные документы, имеющие отношение к делу.

Вместе с тем следует отметить, что в оборотно-сальдовой ведомости за 2016 год, представленной в ходе проверки, Компанией «Е» обороты по дебету и кредиту счета 7310 «Расходы по вознаграждениям» отражены с нулевым показателем. Однако, сумма вознаграждений за полученные кредиты на основании графиков погашения лизинговых платежей за 2016 год составляет 12328,2 тыс.тенге, вместо суммы 73109,6 тыс.тенге, отраженной в налоговой отчетности.

Также, следует отметить, что в оборотно-сальдовой ведомости по счету №4160 «Долгосрочные вознаграждения к выплате» раздела 4100 «Долгосрочная кредиторская задолженность»  с детализацией контрагентов числится только АО «К». При этом сальдо на 01.01.2016г. по кредиторской задолженности составляет 109116,2 тыс.тенге, обороты по дебету и кредиту за 2016 год данного счета №4160 отсутствуют, сальдо по состоянию на 31.12.2016г. остается неизменной.

Кроме того, исходя из счетов-фактур, приложенных к жалобе на общую сумму 72864,8 тыс.тенге, и выписок банка об оплате, произведенной в адрес АО «К» на сумму 53431,9 тыс.тенге, не представляется возможным определить структуру платежа - суммы основного долга и вознаграждений, а также период, за который был произведен платеж.

При этом следует отметить, что пунктом 1-1 статьи 103 Налогового кодекса предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, сумма вознаграждения, подлежащая отнесению на вычеты, определяется по методу начисления в соответствии с пунктом 2 статьи 57 настоящего Кодекса.

В свою очередь, пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса установлено, что метод начисления - метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов.

Таким образом, учитывая данные графиков погашения о начисленных суммах лизинговых платежей и неотражение их в оборотно-сальдовой ведомости, а также отсутствие документов, подтверждающих доводы Компании «Е», уменьшение вычетов по вознаграждениям за полученные кредиты по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
20 февраля 2020
Дата обновления
20 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации