Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС, компенсация за простой оборудования

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС

 

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о неподтверждении к возврату суммы превышения НДС, ранее возвращенного из бюджета.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «К» по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.01.2015г. по 30.06.2018г., по результатам которой вынесено уведомление от 15.11.2018г. о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме 30282,4 тыс.тенге, неподтверждении к возврату превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога в сумме 194473,3 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления НДС в сумме 29677,8 тыс.тенге и неподтверждения к возврату превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога сумме 29677,8 тыс.тенге.

Согласно Контракту для Компании «К» действует стабильность налогового режима по состоянию на 01.10.1997г. - Указа Президента РК от 24.04.1995г. №2235, имеющий силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Указ).

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Пунктом 3 статьи 426 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI ЗРК от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) определено, что при исполнении налогового обязательства по составлению и представлению налоговых форм по НДС оператором сводно по деятельности, осуществляемой в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции: счета-фактуры по реализации (приобретению) товаров, работ, услуг выписываются в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса от 25.12.2017г. с указанием реквизитов оператора; возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость производится оператору; порядок налогового администрирования, в том числе вручение предписания, уведомления и акта налоговой проверки, применяется в отношении оператора в соответствии с порядком, предусмотренным  Налоговым кодексом для налогоплательщиков (налоговых агентов), и при этом указанные документы считаются врученными каждому участнику простого товарищества (консорциума) как налогоплательщику по соглашению (контракту) о разделе продукции.

В соответствии пунктом 2 статьи Налогового кодекса от 25.12.2017г. основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, регламентирован статьей 145 Налогового кодекса от 25.12.2017г. и определен Правилами возврата превышения НДС, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан №1707 от 30.12.2011г.

Согласно статье 53 Указа, НДС представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами НДС, подлежащими уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

         Далее, в статье 68 Указа определено, что при применении налогоплательщиком метода начисления суммой НДС, относимого в зачет, является сумма налога, подлежащего уплате по выставленным налоговым счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (за исключением зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услугам в течение отчетного периода, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

Следовательно, что сумма НДС покупателем относится в зачет только по фактически поступившим товарам, выполненным работам или оказанным услугам при наличии налоговых счетов - фактур.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса Республики Казахстан неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами законодательства неустойка не является облагаемым оборотом, так как не происходит передача права собственности на оборудование, а также выполнения работ и оказания услуг заказчику, в связи с чем у поставщика не возникает обязательство оформлять счет - фактуру.

         В рассматриваемом случае, как указано в жалобе, счет-фактура №11 от 15.10.2017г. на сумму НДС в размере 29677,8 тыс.тенге выписана за простой автоматической системы размыва нефтешлама (система очистки резервуара для сырой нефти), которая представляет собой систему очистки нефтяного резервуара, данная система основана на принципе откачивания нефтепродукта из подлежащего очистке резервуара при помощи мощных насосов с целью его дальнейшей переработки.

По условиям контракта оборудование/персонал Подрядчика круглосуточно работали на объекте и из-за того, что Компания «Т» не согласовало раскачку очищенной нефти из резервуара Б срок работ увеличился и в этой связи, предельная стоимость контракта была также увеличена Дополнением 01 на 740,0 тыс.долларов США, в этой связи Компания «М» выставила в адрес Компании «К» счет - фактуру за «Простой оборудования» на сумму НДС в размере 29677,8 тыс.тенге.

Из изложенного следует, что расходы за «Простой оборудования» по вине Компании «Т» на сумму НДС в размере 29677,8 тыс.тенге по счету-фактуре, выписанной Компании «К» Компанией «М» не являются расходами за фактически поступившие товары, выполненные работы или оказанные услуги, которые используются или будут использоваться для целей облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке, поскольку данная счет-фактура выписана Компанией «КМК» на сумму, определенную за время простоя оборудования.

Таким образом, НДС, образовавшийся по расходам Компании «К» за «Простой оборудования» в размере 29677,8 тыс.тенге, в соответствии с положениями статей 53, 68 Указа обоснованно подлежит исключению из зачета по НДС и отказу в возврате.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 15.01.2019г., принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
20 февраля 2020
Дата обновления
20 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации