Меню

Страницы

Статья

КПН, уменьшение расходов по приобретению ТМЦ у физического лица

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Филиала Компании «С» (далее – Филиал) на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 24 603,4 тыс.тенге и пени 16 010,9 тыс.тенге, 101201 Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты. в сумме налога 5 630,4 тыс.тенге и пени 2 097,0 тыс.тенге, 103101 Социальный налог в сумме налога 3 602,2 тыс.тенге и пени 3 165,5 тыс.тенге, 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 72,0 тыс.тенге и пени 227,6 тыс.тенге, 902101 Поступления социальных отчислений в сумме налога 28.4 тыс.тенге и пени 23,9 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 67 510,3 тыс.тенге.

Филиал, не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось в нарушение статьи 100 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению товарам (работам, услугам) без подтверждающих документов, что повлекло изменение остатков товарно-материальных запасов (ТМЗ).

С данным выводом налогового органа Филиал не согласен, так как расходы, возникшие по договору покупки личного имущества №03\2014 от 16.05.2014г. с нерезидентом-физическим лицом, имеющим вид на жительство в Республике Казахстан, выданный МВД Республики Казахстан 13.05.2014г.

Проверив доводы Филиала, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

 Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, которые подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

В рассматриваемом случае, начисление КПН в сумме 24 603,4 тыс.тенге по акту проверки произведено за период 2012-2013гг. За 2014 год начисление КПН не производилось, при этом вычеты за 2014 год по результатам проверки были увеличены на 46709,2 тыс.тенге, в результате чего, сумма убытка составила 90158,0 тыс.тенге, соответственно, доводы Филиала о необходимости отмены КПН за 2014 год являются необоснованными. Так как начисление КПН за данный период по результатам налоговой проверки не проводилось.

Наряду с вышеуказанным следует отметить, что согласно информации ДГД расходы по приобретению товаров, сырья и материалов (трубы, диски сцепления) от физического лица - нерезидента  P. по Договору покупки личного имущества №11/2014 от 16.08.2014г. и акта приемки-передачи к договору составили сумму 40 500,0 тыс.тенге. Данная сумма в ходе проверки не исключалась и была учтена в составе вычетов Декларации по КПН за 2014 год.

Также следует отметить, что сумма по пробретению товаров, сырья и материалов  от физического лица N. по Договору покупки личного имущества №03/2014 от 16.05.2014г. и акт приемки-передачи от 16.05.2014г. по поставке товаров, сырья и материалов (зубчатые колеса, эластичный элемент, калибр-кольцо навинтованный, двигатель БУ Perkins  ТИП 6,354  TW31012) на общую сумму 25 250,0 тыс.тенге не относились на вычеты Филиалом, о чем свидетельствует, карточка счета 1310 «Сырье и материалы» за 2014 год. Соответственно, в ходе проверки данные расходы не исключались из вычетов.

Согласно Декларации по КПН за 2014 год сумма приобретения товаров, сырья и материалов отражена в размере 117 497,9 тыс.тенге, однако в ходе проверки согласно представленных документов данная сумма определена в размере 79 136,1 тыс.тенге (в том числе расходы по приобретению товаров и материалов от физического лица P. в размере 40 500,0 тыс.тенге), расхождение 38 361,8 тыс.тенге.

В соответствии с нормами главы 21, статьи 178 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) от 25.12.2017г. №120-VI налогоплательщиком обжалуется уведомление о результатах проверки, вынесенное по выявленным нарушениям, повлекшим начисление налогов и уменьшение убытков.

В рассматриваемом случае, в обжалуемом уведомлении о результатах                                   проверки уменьшение убытка произведено по основаниям (причинам), которые указаны в акте налоговой проверки.

При этом, необходимо отметить, что согласно пункта 1, подпункту 3) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с особенной частью Налогового кодекса.

Следовательно, ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика. Также в формах налоговой отчетности имеется ссылка о том, что налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законами РК за достоверность и полноту сведений, приведенных в Декларации.

Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом обжалуется уведомление о результатах проверки, которое в рассматриваемом случае, не содержит нарушения в части исключения из вычетов расходов по приобретению товаров от физического лица N., соответственно, доводы Филиала в указанной части, являются некорректными. 

Вместе с тем, норма статьи 211 Налогового кодекса от 25.12.2017г. предусматривают внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения с учетом срока исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

С учетом вышеизложенного, поскольку начисление КПН за данный период по результатам налоговой проверки не проводилось, а также сумма по пробретению товаров, сырья и материалов  от физического лица N. не исключалась, соответственно доводы Филиала о необходимости отмены КПН за 2014 год являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
20 февраля 2020
Дата обновления
20 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации