1.Вид спора: налоговые споры
2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо
3.Вид налога: НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость (НДС), превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 2 913,9 тыс.тенге, превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 528 276, 5 тыс.тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения превышения НДС в сумме 181 484,4 тыс.тенге.
Относительно неподтверждения превышения НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге по экспорту товаров на территорию свободной экономической зоны (СЭЗ) Кыргызской Республики
В жалобе указано, что Компания «А» в 2016-2017 годах осуществляло экспорт выпускаемой продукции на территорию СЭЗ г.Бишкек Кыргызской Республики.
Обороты экспортированных товаров в СЭЗ «Бишкек» составили в 2016 году 285 367,1 тыс.тенге, НДС 34 244,1 тыс.тенге; в 2017 году 390 891,4 тыс.тенге, НДС 46 907,0 тыс.тенге. что подтверждается соответствующими таможенными декларациями и таможенным органом, осуществляющим выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, оформленных в СЭЗ Кыргызской Республики.
При этом налоговый орган в ходе налоговой проверки не обратился в таможенные органы и не подтвердил ввоз товаров в СЭЗ «Бишкек».
Компанией «А» отмечено, что документы, подтверждающие экспорт товаров, предусмотренные Налоговым кодексом, были предоставлены к налоговой проверке.
Как следует из акта налоговой проверки, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге в связи с отсутствием подтверждения таможенного органа по факту вывоза товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики.
В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.
В случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.
Следует указать, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Соглашения от 18.06.2010г. по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированным Законом РК от 30.06.2010г., (далее - Соглашение от 18.06.2010г.) свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства-члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно пункту 3 статьи 9 Соглашения от 18.06.2010г. товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
Пунктом 1 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009г. №17, предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.
В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки направлены письма от 30.07.2018г., от 05.11.2018г. о предоставлении сведений по экспорту товаров в таможенные органы. При этом, на момент завершения налоговой проверки сведения о факте вывоза товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики не были получены.
В соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса предусмотрено, что при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами РК; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.
Исходя из изложенного следует, что результаты налоговой проверки по отказу в возврате превышения НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге в связи с неподтверждением таможенными органами факта экспорта товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики, являются обоснованными.
Относительно неподтверждения сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиками, указанными в жалобе
В жалобе указано, что Компания «А» в целях подтверждения оборотов по НДС направила запросы поставщикам, по которым выявлены расхождения и не подтверждены счета-фактуры. Согласно полученным ответам поставщиков суммы НДС уплачены и отражены в налоговой отчетности Компаний: «ОКК», «ТМ», «LК», «AOG», «KT», «NR», «AS», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL». В этой связи Компания «А» не согласна с неподтверждением превышения НДС, предъявлнного к возврату, в сумме 100 333,3 тыс.тенге.
При этом по пяти поставщикам (Компании:«ES», «КF», «TL», «DV», «ZG») выписывались электронные счета-фактуры, которые в реестре счетов-фактур (ф.300) не указываются согласно пункту 2 статьи 424 Налогового кодекса. Кроме того в налоговой отчетности Компаниb «А» такой поставщик, как Компания «ОL» не значится.
Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса сумма НДС, неподлежащая возврату в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида по поставщикам», составила 221 988,5 тыс.тенге.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.
При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».
Необходимо указать, что в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса указано, что уполномоченным органом утверждаются Правила возврата превышения НДС.
Согласно пункту 7 Правил возврата превышения НДС, утвержденным приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391, установлено, что если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по местонахождению в другом органе государственных доходов, орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет соответствующий запрос о проведении встречной проверки и (или) запрос о принятии мер в соответствии с положениями Налогового кодекса по устранению нарушений, выявленных по результатам анализа отчета «Пирамида», в течение пятнадцати рабочих дней с даты начала тематической проверки.
В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки были направлены запросы по устранению нарушений, выявленных по результатам формирования аналитического отчета «Пирамида», по вышеуказанным непосредственным поставщикам.
Так, по Компаниям: «ОКК», «ТМ» запросы в территориальные управления государственных доходов направлялись дважды (12.10.2018г., 05.11.2018г.), на момент завершения налоговой проверки ответы по ним не поступили.
То есть, на дату завершения налоговой проверки достоверность сумм НДС по Компаниям:«ОКК», «ТМ» не подтверждена;
Согласно направленным запросам по Компаниям: «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG» были получены ответы территориальных управлений государственных доходов, свидетельствующие о наличии расхождений между данными налоговых отчетностей указанных контрагентов и Компании «А».
При этом относительно доводов Компании «А» об отсутствии взаиморасчетов с Компанией «ОL» необходимо указать, следующее.
В частности, расхождение по отчету «Пирамида по поставщикам» сложилось по Компании «S», являвшегося непосредственным поставщиком Компании «А». В свою очередь, Компания «S» была реорганизована путем присоединения к Компании «АL» (приказ от 19.06.2018г.), которая в дальнейшем реорганизована путем присоединения к Компании «ОL» (приказ от 28.06.2018г.).
Следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников), за исключением представления ликвидационной налоговой отчетности.
В ходе проведения налоговой проверки направлен запрос на устранение нарушений по Компании «ОL» в территориальное управление государственных доходов, которым дан ответ от 12.10.2018г., свидетельствующий о наличии расхождений между данными налоговых отчетностей указанного контрагента и Компании «А».
Таким образом, ответы территориальных управлений государственных доходов, свидетельствуют о расхождениях сумм НДС по взаиморасчетам с Компаниями: «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК, «DC», «TK», «LA», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL».
В соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:
1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;
2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;
3) не подтверждена достоверность сумм НДС;
4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:
отсутствия поставщика по месту нахождения;
утраты учетной документации поставщика.
При этом положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:
имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС;
реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством РК, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством РК, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС.
В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.
В рассматриваемом случае, в акте налоговой проверки в разрезе указанных непосредственных поставщиков Компании «А» имеются сведения о направленных запросах и полученных ответах, подтверждающих расхождения по НДС.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в текстовой части пункта 2.11 акта налоговой проверки имеется опечатка, в частности:
- по строке 4 по Компании «ОКК» неподтвержденная сумма НДС указана в размере 3 025,6 тыс.тенге, тогда как следовало указать 3 386,3 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС;
- по строке 6 по Компании «ТМ» неподтвержденная сумма НДС указана в размере 2 467,7 тыс.тенге, тогда как следовало указать 243,2 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС;
Между тем, данные ошибки не повлияли на итоговую сумму неподтверждения НДС в размере 221 988,5 тыс.тенге.
В соответствии с пунктом 32 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017г. №4 «О судебной практике применения налогового законодательства» при оспаривании налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки либо акта проверки суду следует исходить из оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность результатов проверки.
Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу в возврате сумм превышения НДС по взаиморасчетам с поставщиками (Компаниями: «ОКК», «ТМ», «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL»), у которых выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», и не подтверждена достоверности сумм НДС, являются обоснованными.
Относительно неподтверждения НДС по Компании «AS» следует указать, что в акте налоговой проверки по указанному поставщику также была допущена опечатка.
Так по строке 58 пункта 2.11 акта налоговой проверки неподтвержденная сумма НДС указана в разрезе следующих счетов-фактур: от 31.10.2017г., от 30.11.2017г., от 31.12.2017г., всего на сумму НДС 6 774,1 тыс.тенге, тогда как следовало указать 6 760,1 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС.
При этом в общей сумме неподтверждения НДС в размере 221 988,5 тыс.тенге, в части Компании «AS» учтена сумма неподтверждения НДС в размере 6 760,1 тыс.тенге.
Между тем согласно ответу от 09.10.2018г. территориального управления государственных доходов на запрос по устранению нарушений, взаиморасчеты Компании «AS» с Компанией «А» полностью подтверждены расхождения по НДС Компании «AS» устранены в результате подачи дополнительной Декларации по НДС за 4 квартал 2017 года.
То есть, расхождения, выявленные по аналитическому отчету «Пирамида по поставщикам», в части взаиморасчетов с Компанией «AS» по НДС в сумме 6 760,1 тыс.тенге согласно ответу территориального управления государственных доходов не были подтверждены. Данный факт также подтвержден и по информации работника, проводившего налоговую проверку.
Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату сумм превышения НДС по взаиморасчетам с Компанией «AS» в сумме 6 760,1 тыс.тенге, являются необоснованными.
Относительно доводов Компании «А» о применении положений статьи 424 Налогового кодекса следует указать, что данные нормы Налогового кодекса действуют по налоговым периодам начиная с 01.01.2018г.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 6 760,1 тыс.тенге, в остальной части обжалуемое уведомление оставлено без изменения.