Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС при реализации в СЭЗ ЕАЭС

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость  (НДС), превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС за период с 01.01.2015г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 2 913,9 тыс.тенге, превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 528 276, 5 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения превышения НДС в сумме 181 484,4 тыс.тенге.

Относительно неподтверждения превышения НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге по экспорту товаров на территорию свободной экономической зоны (СЭЗ) Кыргызской Республики

В жалобе указано, что Компания «А» в 2016-2017 годах осуществляло экспорт выпускаемой продукции на территорию СЭЗ г.Бишкек Кыргызской Республики.

Обороты экспортированных товаров в СЭЗ «Бишкек» составили в 2016 году 285 367,1 тыс.тенге, НДС 34 244,1 тыс.тенге; в 2017 году 390 891,4 тыс.тенге, НДС 46 907,0 тыс.тенге. что подтверждается соответствующими таможенными декларациями и таможенным органом, осуществляющим выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, оформленных в СЭЗ Кыргызской Республики.

При этом налоговый орган в ходе налоговой проверки не обратился в таможенные органы и не подтвердил ввоз товаров в СЭЗ «Бишкек».

Компанией «А» отмечено, что документы, подтверждающие экспорт товаров, предусмотренные Налоговым кодексом, были предоставлены к налоговой проверке.

Как следует из акта налоговой проверки, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге в связи с отсутствием подтверждения таможенного органа по факту вывоза товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики.

В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

В случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Соглашения от 18.06.2010г. по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированным Законом РК от 30.06.2010г., (далее - Соглашение от 18.06.2010г.) свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства-члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Согласно пункту 3 статьи 9 Соглашения от 18.06.2010г. товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Пунктом 1 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009г. №17, предусмотрено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки направлены письма от 30.07.2018г., от 05.11.2018г. о предоставлении сведений по экспорту товаров в таможенные органы. При этом, на момент завершения налоговой проверки сведения о факте вывоза товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики не были получены.

В соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса предусмотрено, что при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами РК; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Исходя из изложенного следует, что результаты налоговой проверки по отказу в возврате превышения НДС в сумме 81 151,0 тыс.тенге в связи с неподтверждением таможенными органами факта экспорта товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики, являются обоснованными.

Относительно неподтверждения сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиками, указанными в жалобе

В жалобе указано, что Компания «А» в целях подтверждения оборотов по НДС направила запросы поставщикам, по которым выявлены расхождения и не подтверждены счета-фактуры. Согласно полученным ответам поставщиков суммы НДС уплачены и отражены в налоговой отчетности Компаний: «ОКК», «ТМ», «LК», «AOG», «KT», «NR», «AS», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL». В этой связи Компания «А» не согласна с неподтверждением превышения НДС, предъявлнного к возврату, в сумме 100 333,3 тыс.тенге.

При этом по пяти поставщикам (Компании:«ES», «КF», «TL», «DV», «ZG») выписывались электронные счета-фактуры, которые в реестре счетов-фактур (ф.300) не указываются согласно пункту 2 статьи 424 Налогового кодекса. Кроме того в налоговой отчетности Компаниb «А» такой поставщик, как Компания «ОL» не значится.

Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса сумма НДС, неподлежащая возврату в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида по поставщикам», составила 221 988,5 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Необходимо указать, что в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса указано, что уполномоченным органом утверждаются Правила возврата превышения НДС.

Согласно пункту 7 Правил возврата превышения НДС, утвержденным приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391, установлено, что если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по местонахождению в другом органе государственных доходов, орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет соответствующий запрос о проведении встречной проверки и (или) запрос о принятии мер в соответствии с положениями Налогового кодекса по устранению нарушений, выявленных по результатам анализа отчета «Пирамида», в течение пятнадцати рабочих дней с даты начала тематической проверки.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки были направлены запросы по устранению нарушений, выявленных по результатам формирования аналитического отчета «Пирамида», по вышеуказанным непосредственным поставщикам.

Так, по Компаниям: «ОКК», «ТМ» запросы в территориальные управления государственных доходов направлялись дважды (12.10.2018г., 05.11.2018г.), на момент завершения налоговой проверки ответы по ним не поступили.

То есть, на дату завершения налоговой проверки достоверность сумм НДС по Компаниям:«ОКК», «ТМ» не подтверждена;

Согласно направленным запросам по Компаниям: «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG» были получены ответы территориальных управлений государственных доходов, свидетельствующие о наличии расхождений между данными налоговых отчетностей указанных контрагентов и Компании «А».

При этом относительно доводов Компании «А» об отсутствии взаиморасчетов с Компанией «ОL» необходимо указать, следующее.

В частности, расхождение по отчету «Пирамида по поставщикам» сложилось по Компании «S», являвшегося непосредственным поставщиком Компании «А». В свою очередь, Компания «S» была реорганизована путем присоединения к Компании «АL» (приказ от 19.06.2018г.), которая в дальнейшем реорганизована путем присоединения к Компании «ОL» (приказ от 28.06.2018г.).

Следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 62 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников), за исключением представления ликвидационной налоговой отчетности.

В ходе проведения налоговой проверки направлен запрос на устранение нарушений по Компании «ОL» в территориальное управление государственных доходов, которым дан ответ от 12.10.2018г., свидетельствующий о наличии расхождений между данными налоговых отчетностей указанного контрагента и Компании «А».

Таким образом, ответы территориальных управлений государственных доходов, свидетельствуют о расхождениях сумм НДС по взаиморасчетам с Компаниями: «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК, «DC», «TK», «LA», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL».

В соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

4) не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

При этом положения подпункта 2) части первой настоящего пункта не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:

имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС;

реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством РК, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством РК, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС.

В акте налоговой проверки указывается основание невозврата НДС.

В рассматриваемом случае, в акте налоговой проверки в разрезе указанных непосредственных поставщиков Компании «А» имеются сведения о направленных запросах и полученных ответах, подтверждающих расхождения по НДС.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в текстовой части пункта 2.11 акта налоговой проверки имеется опечатка, в частности:

- по строке 4 по Компании «ОКК» неподтвержденная сумма НДС указана в размере 3 025,6 тыс.тенге, тогда как следовало указать 3 386,3 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС;

- по строке 6 по Компании «ТМ» неподтвержденная сумма НДС указана в размере 2 467,7 тыс.тенге, тогда как следовало указать 243,2 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС;

Между тем, данные ошибки не повлияли на итоговую сумму неподтверждения НДС в размере 221 988,5 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 32 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 29.06.2017г. №4 «О судебной практике применения налогового законодательства» при оспаривании налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки либо акта проверки суду следует исходить из оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность результатов проверки.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу в возврате сумм превышения НДС по взаиморасчетам с поставщиками (Компаниями: «ОКК», «ТМ», «LК», «AOG», «KT», «NR», «FК», «DC», «TK», «LА», «B», «GW», «HI», «КК», «ES», «КF», «TL», «DV», «ZG», «ОL»), у которых выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», и не подтверждена достоверности сумм НДС, являются обоснованными.

Относительно неподтверждения НДС по Компании «AS» следует указать, что в акте налоговой проверки по указанному поставщику также была допущена опечатка.

Так по строке 58 пункта 2.11 акта налоговой проверки неподтвержденная сумма НДС указана в разрезе следующих счетов-фактур: от 31.10.2017г., от 30.11.2017г., от 31.12.2017г., всего на сумму НДС 6 774,1 тыс.тенге, тогда как следовало указать 6 760,1 тыс.тенге, то есть сумму установленного расхождения по НДС.

При этом в общей сумме неподтверждения НДС в размере 221 988,5 тыс.тенге, в части Компании «AS» учтена сумма неподтверждения НДС в размере 6 760,1 тыс.тенге.

Между тем согласно ответу от 09.10.2018г. территориального управления государственных доходов на запрос по устранению нарушений, взаиморасчеты Компании «AS» с Компанией «А» полностью подтверждены расхождения по НДС Компании «AS» устранены в результате подачи дополнительной Декларации по НДС за 4 квартал 2017 года.

То есть, расхождения, выявленные по аналитическому отчету «Пирамида по поставщикам», в части взаиморасчетов с Компанией «AS» по НДС в сумме 6 760,1 тыс.тенге согласно ответу территориального управления государственных доходов не были подтверждены. Данный факт также подтвержден и по информации работника, проводившего налоговую проверку.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату сумм превышения НДС по взаиморасчетам с Компанией «AS» в сумме 6 760,1 тыс.тенге, являются необоснованными.

Относительно доводов Компании «А» о применении положений статьи 424 Налогового кодекса следует указать, что данные нормы Налогового кодекса действуют по налоговым периодам начиная с 01.01.2018г.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 6 760,1 тыс.тенге, в остальной части обжалуемое уведомление оставлено  без изменения.

Дата публикации
20 февраля 2020
Дата обновления
20 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область
Информация
02 июня 2025
Министерство финансов РК продолжает работу по укреплению этических стандартов среди госслужащих

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации