Меню

Страницы

Статья

НДС за нерезидента по полученному займу

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Е» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления, полноты уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 105101 Hалог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 1 005,2 тыс.тенге, 105104 Налог на добавленную стоимость за нерезидента в сумме налога 246 071,2 тыс.тенге и пени 84 180,8 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 341 677,0 тыс.тенге.

Компания «Е», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить начисление НДС за нерезидента.

Из жалобы следует, что основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось начисление НДС за нерезидента (РФ) вознаграждений по Договору займа  связано с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Казахстан, так как полученный по нему заем расходовался на строительство завода со ссылкой на подпункт 1) пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса, согласно которому местом реализации работ, услуг признается место нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с этим имуществом.

С данным выводом налогового органа Компания «Е» не согласна по причине того, что местом реализации в отношении услуги по предоставлению займов является Российская Федерация, соответственно, НДС за нерезидента в рассматриваемой ситуации не должен начисляться при этом нарушены международные договора, в том числе Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Компания «Е» отмечает, что в любом случае, заемные средства по Договору займа использовались на цели строительства завода только в 2013-2014гг.

Проверив доводы Компании «Е», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса размер облагаемого оборота у получателя работ, услуг определяется исходя из стоимости приобретенных работ и услуг от нерезидента.

 Главой 37-1 Налогового кодекса установлены особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

Положения главы 37-1 Налогового кодекса установлены на основании международных договоров, заключенных между государствами-членами Таможенного союза, и регулируют налогообложение в части НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налоговое администрирование во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза.

Если главой 37-1 Налогового кодекса установлены иные нормы в части обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налогового администрирования, чем те, которые содержатся в других главах Налогового кодекса, применяются нормы указанной главы.

Не урегулированные в главе 37-1 Налогового кодекса вопросы, касающиеся обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налогового администрирования, регулируются другими главами Налогового кодекса, а также законодательным актом о введении в действие Налогового кодекса.

Согласно подпункта 1) пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если: работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

Положения настоящего подпункта применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.

Для целей настоящего подпункта недвижимым имуществом признаются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты.

Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 1) пункта 1 статьи 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009г. местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 715 Гражданского кодекса Республики Казахстан  (далее-ГК РК) по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.

Пунктом 1 статьи 718 ГК РК предусмотрено, что если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.

Таким образом, заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю, оказавшему услуги по предоставлению денежных средств, суммы денег или равное количество вещей того же рода и качества за вознаграждение.

В рассматриваемом случае, Компания «Е» заключила Договор займа от 06.07.2011г.  с юридическим лицомм-нерезидентом Компания «ЕК» (Российская Федерация) о предоставлении денежных средств - займ в долларах США.

Пунктом 4 дополнительного соглашения от 26 марта 2012 года к  Договору займа  дата договора изменена с 6 июля 2011 года на 28 июня 2011 года согласно Договора займа о предоставлении денежных средств от 28 июня 2011 года.

В дополнительным соглашении от 6 февраля 2013 года №9 к Договору займа  указано, что денежные средства в рамках Договора займа направляются на реализацию инвестциионного проекта Компании «Е» (заемщика) «Строительство комплекса мелкосортного стана» на териитории РК.

Сумма начисленных вознаграждений по Договору займа в период строительства 2013-2014 года отнесена на увеличение стоимости основных средств по счету Кт 4160 «Долгосрочные вознаграждения к выплате» и Дт 2931 «Незавершенное строительство».

Актом государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию от 31.07.2014г. принят в эксплуатацию Комплекс мелкосортного стана производительностью 450 тыс.тонн в год.

Согласно ответа от 31 мая 2018 года «Правительства для граждан» по данным единого государственного реестра земель РК  Компании «Е» выданы земельные участки с целевым  назначением: проектирование и строительства завода по производству стального проката.

Таким образом, услуги по договору займа в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса мелкосортного стана» подпадают под действие положений подпункта 1) пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса. В связи с чем, местом реализации услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, то есть Республика Казахстан. В этой связи, учитывая норму статьи 241 Налогового кодекса начисление сумм НДС за нерезидента по результатам налоговой проверки признано обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
19 февраля 2020
Дата обновления
19 февраля 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации