1.Вид спора: налоговые споры
2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
3. Вид налога: начисление фиксированного налога
Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя «L» (далее – Индивидуальный предприниматель) на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении фиксированного налога.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Индивидуального предпринимателя по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты фиксированного налога за период с 01.01.2014г. по 30.09.2017г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении фиксированного налога в сумме 375,6 тыс.тенге и пени 108,9 тыс.тенге.
Индивидуальный предприниматель не согласившись с выводами налогового органа в части начисления фиксированного налога обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в указанной части.
Основанием для начисления фиксированного налога послужило то, что в нарушение пункта 6 статьи 421 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс), Индивидуальным предпринимателем в налоговой декларации ф.710.00 неверно отражено количество бильярдных столов (4 стола), в связи с чем, налоговым органом увеличено количество объектов налогообложения до 5 бильярдных столов, соответственно начислен фиксированный налог в сумме 375,6 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа Индивидуальный предприниматель не согласен и приводит, что в качестве налогоплательщика, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса, зарегистрирован в 2006 году, получив регистрационную карточку на 5 (пять) объектов налогообложения (бильярдных столов) и в январе 2014 года, по причине выхода из оборота одного из бильярдных столов, в налоговый орган подано налоговое заявление об исчислении фиксированного налога из расчёта 4 (четыре) стола и сдана регистрационная карточка для переоформления.
Индивидуальный предприниматель в жалобе приводит, что за получением регистрационной карточки учета объектов налогообложения неоднократно обращался в налоговый орган, однако, ссылаясь на занятость, сотрудники налогового органа рекомендовали сдавать налоговую отчетность за 4 объекта, а по мере готовности регистрационной карточки оповестят.
Таким образом, как следует их жалобы, Индивидуальный предприниматель с января 2014 года, т.е. с момента подачи заявления о снятии с учета одного объекта, по 2018 год включительно, уплачивал налоги, в том числе фиксированный налог, из расчёта 4 бильярдных стола, при этом налоговые декларации налоговым органом принимались, о чем имеются уведомления о принятии налоговой отчетности.
Индивидуальный предприниматель в жалобе также приводит, что в ходе налоговой проверки представленные ранее пояснения к уведомлениям об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, и договор купли-продажи от 25.12.2013г. не были приняты во внимание, в деле имелись документы только за период с 2006 года по 2007 год, т.е. документы с 2008 года по 2018 год отсутствовали, хотя подача ряда налоговых заявлений и сдача деклараций производилась в явочном порядке.
Индивидуальный предприниматель считает, что вина налогоплательщика должна подтверждаться совокупностью доказательств, а не строится на отсутствии налогового заявления и регистрационной карточки и в его действиях, как добросовестного налогоплательщика, отсутствует состав правонарушения, в связи с чем, уведомление налогового органа просит признать незаконным и отменить.
Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 574 Налогового кодекса постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, подлежат налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) производство бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;
2) оптовая и (или) розничная реализация бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;
3) производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции;
4) оптовая и (или) розничная реализация алкогольной продукции;
5) производство и (или) оптовая реализация табачных изделий;
6) исключен в соответствии с Законом РК от 28.11.14 г. № 257-V
7) игорный бизнес;
8) услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров для игр, игровых дорожек, картов, бильярдных столов;
9) производство, сборка (комплектация) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6) статьи 279 настоящего Кодекса.
При этом постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, заключается в регистрации в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, используемых при осуществлении отдельных видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 данной статьи Налогового кодекса для постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, налогоплательщик в явочном порядке представляет налоговое заявление о регистрационном учете по отдельным видам деятельности в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.
Пунктом 6 статьи 574 Налогового кодекса определено, что налоговый орган в течение трех рабочих дней с даты подачи налогового заявления производит постановку налогоплательщика на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, по месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, с выдачей регистрационной карточки.
Регистрационная карточка - бланк строгой отчетности, выдаваемый налоговым органом при постановке на регистрационный учет налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, удостоверяющий регистрацию в налоговых органах объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением. Регистрационная карточка выдается налоговым органом налогоплательщику под роспись в журнале выдаче документов.
В соответствии со статьей 575 Налогового кодекса при изменении сведений об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, указанных в регистрационной карточке, налогоплательщик обязан в течение трех рабочих дней с даты возникновения изменений подать налоговое заявление, указанное в пункте 4 статьи 574 настоящего Кодекса, в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.
Замена регистрационной карточки производится налоговым органом по месту регистрации объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в течение трех рабочих дней с даты получения налогового заявления, указанного в пункте 4 статьи 574 настоящего Кодекса, в случаях:
1) утери (порчи) регистрационной карточки;
2) изменения сведений об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением;
3) отсутствия идентификационного номера в регистрационной карточке.
При выдаче новой регистрационной карточки бланк ранее выданной налоговым органом регистрационной карточки подлежит возврату в налоговый орган, за исключением случаев утери (порчи) указанной регистрационной карточки налогоплательщиком.
Таким образом, постановка на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, и изменения сведений об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, указанных в регистрационной карточке производится в соответствии с требованиями вышеназванных статей налогового законодательства.
Из акта проверки и согласно базы данных ИС ИНИС РК следует, что Индивидуальный предприниматель 30.06.2006г. встал на регистрационный учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, а именно услуги с использованием бильярдных столов. На указанный вид деятельности выдана регистрационная карточка серии ХХХ №ХХХ, согласно которой объектом обложения являются 5 бильярдных столов.
02.03.2018г. Индивидуальным предпринимателем в налоговый орган подано налоговое заявление об изменении сведений об объектах обложения, в котором в качестве объектов обложения отражены 4 (четыре) бильярдных стола, 12.03.2018г. получена регистрационная карточка серии ХХХХ №ХХХХ.
Исходя из вышеизложенного следует, что первичная регистрация в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, осуществлена 30.06.2006г., с количеством объектов обложения бильярдных столов – 5 штук. При этом изменение сведений об объектах обложения произведено только с 12.03.2018г.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 421 Налогового кодекса бильярдный стол является объектом налогообложения фиксированным налогом.
Согласно статьи 422 Налогового кодекса ставка фиксированного налога определяется исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода. В пределах утвержденных базовых ставок местные представительные органы устанавливают единые ставки фиксированного налога для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы.
В рассматриваемом случае, ставка фиксированного налога, с учетом утвержденных базовых ставок, Решением районного маслихата от 12.12.2013г. установлена в размере 5 МРП на каждый бильярдный стол.
Вместе с тем, согласно данным ИС СОНО, Индивидуальным предпринимателем сумма фиксированного налога в налоговой отчетности ф.710.00 «Декларация по налогу на игорный бизнес и фиксированному налогу» за период 2014-2017г.г. исчислена следующим образом.
Согласно налоговой отчетности ф.710.00 за 1-4 кварталы 2014 года, Индивидуальным предпринимателем исчислена сумма фиксированного налога в размере:
- 1 квартал 2014г. в сумме 138,9 тыс.тенге (1,852 МРП*5 ставка*5 количество столов*3 месяца);
- 2 квартал 2014г. в сумме 138,9 тыс.тенге (1,852 МРП*5 ставка*5 количество столов*3 месяца);
- 3 квартал 2014г. в сумме 138,9 тыс.тенге (1,852 МРП*5 ставка*5 количество столов*3 месяца);
- 4 квартал 2014 года в сумме 88,9 тенге (1,852 МРП*4 ставка*4 количество столов*3 месяца).
Таким образом, за 4 квартал 2014г. установлено занижение суммы фиксированного налога в размере 50,0 тыс.тенге, ввиду неверного применения ставки фиксированного налога (применена ставка 4 МРП вместо установленной 5 МРП) и отражения количества бильярдных столов (отражено 4 объекта вместо 5 объектов).
В налоговой отчетности ф.710.00 за 1-4 кварталы 2015 года Индивидуальным предпринимателем исчислена сумма фиксированного налога в размере:
- 1 квартал 2015 года в сумме 118,9 тыс.тенге (1,982 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 2 квартал 2015 года в сумме 118,9 тыс.тенге (1,982 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 3 квартал 2015 года в сумме 118,9 тыс.тенге (1,982 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 4 квартал 2015 года в сумме 118,9 тенге (1,982 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца).
Из изложенного следует, что за указанные периоды занижена сумма фиксированного налога в размере 118,9 тенге, в связи с неверным применением количества объектов обложения (отражено 4 объекта вместо 5 объектов).
Аналогичная ситуация по занижению суммы фиксированного налога, в связи с неверным применением количества объектов обложения, имеется в налоговых отчетностях ф.710.00, представленных Индивидуальным предпринимателем за 1-4 кварталы 2016 года:
- 1 квартал 2016 года в сумме 127,3 тыс.тенге (2,121 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 2 квартал 2016 года в сумме 127,3 тыс.тенге (2121 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 3 квартал 2016 года в сумме 127,3 тыс.тенге (2121 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 4 квартал 2016 года в сумме 127,3 тыс.тенге (2121 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
Таким образом, за 1-4 кварталы 2016 года Индивидуальным предпринимателем занижена сумма фиксированного налога в размере 127,3 тыс.тенге (отражено 4 объекта вместо 5 объектов).
В налоговой отчетности ф.710.00 за 1-3 кварталы 2017 года сумма фиксированного налога Индивидуальным предпринимателем исчислена в размере:
- 1 квартал 2017 года в сумме 136,1 тыс.тенге (2,269 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца);
- 2 квартал 2017 года в сумме 45,4 тыс.тенге (2,269 МРП*5 ставка*4 количество столов* 1 месяц), деятельность приостановлена с 18.04.2017г. по 30.06.2017г.;
- 3 квартал 2017 года в сумме 136,1 тыс.тенге (2,269 МРП*5 ставка*4 количество столов*3 месяца).
Таким образом, за указанный период Индивидуальным предпринимателем занижена сумма фиксированного налога в размере 79,4 тыс.тенге, в связи с неверным применением количества объектов обложения.
Из вышеизложенного следует, что сумма расхождений по периодам составляет 375,6 тыс.тенге, в том числе:
- 1 квартал 2014 года - 50,0 тыс.тенге;
- 1-4 кварталы 2015 года – 118,9 тыс.тенге;
- 1-4 кварталы 2016 года – 127,3 тыс.тенге;
- 1,3 кварталы 2017 года – 79,4 тыс.тенге.
Следует указать, что согласно подпункта 5) пункта 2 и пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017 года в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования и иные документы, имеющие отношение к делу.
В рассматриваемом случае, как следует из жалобы, Индивидуальным предпринимателем, в связи с выходом из строя одного из бильярдных столов в январе 2014 года подано заявление об исчислении фиксированного налога из расчета 4 (четыре) стола вместо 5 (пяти) и регистрационная карточка для переоформления.
Однако, в качестве подтверждения своих доводов указанные документы Индивидуальным предпринимателем как к налоговой проверке, так и к жалобе не были приложены.
Кроме того, из акта налоговой проверки следует, что в адрес Индивидуального предпринимателя выставлено требование №ХХ от 11.03.2019г. о необходимости предоставления всех необходимых документов, касающихся объектов обложения. В ответ на требование Индивидуальным предпринимателем предоставлено пояснение о продаже бильярдного стола, согласно договора купли-продажи от 25.12.2013г., на основании которого уменьшено количество объектов обложения. Другие документы, подтверждающие изменение количества объектов обложения к налоговой проверке не представлялись.
В рассматриваемом случае необходимо также указать, что из определения Специализированного межрайонного экономического суда о прекращении производства по делу от 26.11.2018г. следует, что налоговым органом были проверены все журналы по обращению Индивидуального предпринимателя в 2014 году с заявлением об исключении 5 (пятого) бильярдного стола, однако таких данных не имеется.
На основании вышеизложенного, начисление по результатам проверки фиксированного налога в сумме 375,6 тыс.тенге является обоснованным.
По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.