Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «С» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой выявлен факт неправомерного помещения товаров под специальную таможенную процедуру (далее – СТП).
Компания «С» осуществляла строительство объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан «А» на основании договоров, заключенным с Национальной компанией «А».
Компания «С» включена в перечень организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и (или) строительству объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17.10.2014г. №1107 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и (или) строительству объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан» (далее – Постановление № 1107).
Компания «С» включена в перечень организаций, правомочных помещать под СТП товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан, на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 15.07.2015г. №522 (далее – Постановление № 522).
Согласно статье 336 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) СТП является таможенной процедурой, применяемой в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Евразийского экономического союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии с пунктом 16 Постановления № 522 иностранные товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и предназначенные для организации и проведения Международной специализированной выставки «А», помещаются под СТП на территории государства-члена Таможенного союза, в котором проводится специализированная выставка «А», без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Условием помещения указанных товаров под СТП является представление в таможенный орган Национальной компанией «А» (далее – уполномоченная организация) письменного подтверждения о целевом назначении товаров с указанием мероприятий, для организации и проведения которых они предназначены, наименования, количества и стоимости товаров, сведений о лице, перемещающем такие товары, а также сведений о декларанте таких товаров.
Сведения в декларациях на товары (далее – ДТ) совпадают со сведениями из контрактов и письменных подтверждений. В отношении товаров, заявленных в ДТ, от уполномоченной организации получены письменные подтверждения, соответствующие требованиям Постановления № 522.
Вместе с тем уполномоченной организацией неверно указаны номер и дата контрактов, при этом другие сведения являются достоверными.
О допущенных опечатках Компании «С» было известно в 2015 году, которая обратилась к уполномоченной организации с целью устранения опечаток.
Однако уполномоченная организация сообщила о невозможности внесения корректировок в ранее предоставленные сведения для таможенных органов Республики Казахстан.
При этом Компания «С» отмечает, что в Постановлении № 522 отсутствует прямое указание либо обязательное требование о наличии в письме сведений о номере и реквизитах контракта, соответственно их наличие/отсутствие или ошибочное исполнение не влияет на соответствие/не соответствие письменных подтверждений требованиям Постановления №522.
На основании изложенного, Компания «С» просит отменить уведомление об устранении нарушений.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Статьей 395 Кодекса установлено, что таможенными органами проводится таможенный контроль за соблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой.
В соответствии со статьей 89 Кодекса срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет три года, если иное не предусмотрено данной статьей.
Для плательщиков, в том числе подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет пять лет.
Так, Компанией «С» в 2015 году по 10 ДТ под СТП помещены товары, предназначенные для организации и проведения Международной специализированной выставки «А» без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного и технического регулирования.
В графе 44 данных ДТ указан договор строительного субподряда, а также договор безвозмездной передачи.
В письменных подтверждениях, выданных уполномоченной организацией, содержатся сведения, подлежащие указанию в соответствии с Решением № 329, а также указан контракт от 05.01.2015г.
Таким образом, таможенная очистка товаров производилась по договору строительного субподряда и договору безвозмездной передачи, а в подтверждениях, выданных уполномоченной компанией, указан контракт от 05.01.2015г.
Компания «С» в 2015г. обратилась в уполномоченную организацию по внесению изменений по контракту от 05.01.2015г. на договор строительного субподряда и договор безвозмездной передачи.
Исходя из письма уполномоченной организации внести корректировки по номерам контрактов и артикулам товаров в ранее выданные письменные подтверждения для предоставления в таможенные органы Республики Казахстан не представляется возможным.
Вместе с тем, таможенный орган в 2019г. обратился за разъяснением к уполномоченной организации, в которой сообщает, что таможенная очистка товаров по 10 ДТ проводилась по контрактам, указанным в графе 44 ДТ, а письменные подтверждения уполномоченной организации выданы по другим контрактам.
Согласно письму уполномоченной организации подтверждения выданы на основании письменных запросов Компании «С». В запросах Компании «С» на выдачу подтверждений для предоставления в таможенный орган указан договор на строительно-монтажные работы по объектам выставки, и договор поставки товаров от 05.01.2015г. Также к запросам Компания «С» прилагала коммерческие инвойсы, упаковочные листы, перечень товаров с указанием гарантии по использованию данных товаров на объектах выставки, при этом таможенные декларации к запросу Компанией «С» не прилагались.
В этой связи, уполномоченная организация в подтверждениях дублирует договор поставки товаров от 05.01.2015г., при этом договор строительного субподряда и договор безвозмездной передачи в вышеуказанных подтверждениях не отображаются.
Также уполномоченная организация сообщает, что согласно Постановлению № 522 представители казахстанских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и строительству объектов выставки имеют право помещать иностранные товары под СТП.
Вместе с тем Компания «С» в 2019 году обратилась в таможенный орган, в котором просит считать правильным дату и номер договора строительного субподряда и договора безвозмездной передачи. При этом Компания «С» сообщает, что наименование, количество, сумма и назначение товара остаются без изменения, и товары, импортированные по 10 ДТ использованы для целей проектирования и строительства выставки.
Согласно статье 419 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (действовал в период декларирования товаров) СТП является таможенной процедурой, определяющей для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
СТП устанавливается Кодексом в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза.
Правила применения СТП, особенности ее применения, условия помещения товаров под СТП, ограничения по пользованию и распоряжению товарами, способы и порядок завершения действия СТП, а также перечень лиц, правомочных помещать под такую таможенную процедуру товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан, утверждаются Правительством Республики Казахстан, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
Решением № 329 утвержден перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена СТП, и условия их помещения под такую таможенную процедуру.
Пунктом 13 вышеуказанного решения установлено, что иностранные товары, перемещаемые через таможенную границу Союза и предназначенные для организации и проведения Международной специализированной выставки «А» (Республика Казахстан), помещаются под специальную таможенную процедуру на территории государства-члена, в котором проводится специализированная выставка «А», без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Постановлением № 522 (действовал в период декларирования товаров) утверждены:
1) Правила применения СТП, особенности ее применения, условия помещения товаров под СТП, ограничения по пользованию и распоряжению товарами, способы и порядок завершения действия СТП;
2) перечень лиц, правомочных помещать под СТП товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан.
Согласно Правилам применения СТП, иностранные товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и предназначенные для организации и проведения Международной специализированной выставки «А» (Республика Казахстан), помещаются под СТП на территории государства-члена Таможенного союза, в котором проводится специализированная выставка «А», без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Условием помещения указанных товаров под СТП является представление в уполномоченную организацию письменного подтверждения о целевом назначении товаров с указанием мероприятий, для организации и проведения которых они предназначены, наименования, количества и стоимости товаров, сведений о лице, перемещающем такие товары, а также сведений о декларанте таких товаров.
Компания «С» включена в перечень организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и (или) строительству объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан, утвержденный Постановлением № 1107.
Также Компания «С» включен в перечень организаций, правомочных помещать под СТП, ввозимые на территорию Республики Казахстан, утвержденный постановлением Правительства № 522.
В отношении ввезенных товаров уполномоченной организацией в таможенный орган были предоставлены письменные подтверждения, соответствующие требованиям, установленным Решением № 329, содержащие наименование, количество и стоимость товаров, сведения о лице, перемещающем такие товары, мероприятие для организации и проведения которых они предназначены, а также сведения о декларанте таких товаров, которые соответствуют сведениям, указанным в ДТ.
Решением № 329 и постановлением № 522 установлено, какие именно сведения подлежат указанию в письменном подтверждении уполномоченной организации о целевом назначении товаров, при этом в данных правовых актах отсутствует требование об указании внешнеэкономического контракта.
В рассматриваемом случае Компанией «С» соблюдены условия помещения товаров под СТП, предназначенные для организации и проведения Международной специализированной выставки «А» (Республика Казахстан), что удостоверяется подтверждениями, выданными уполномоченной организации. Кроме того, данные подтверждения уполномоченной организацией не отозваны и не отменены.
При этом в акте проверки вопрос неправомерного помещения товаров под СТП не исследован, соответственно не доказан факт того, что товары не были использованы для организации и проведения Международной специализированной выставки «А» (Республика Казахстан) либо использованы для какой-либо коммерческой деятельности, включая их реализацию, отчуждение или предоставление их в аренду.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.