Меню

Страницы

Статья

Начисление КПН и НДС косвенным методом

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «I» на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «I» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2011 г. по 31.03.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступления от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 554 256,0 тыс.тенге, пени 69 637,8 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы, оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме  312 390,6 тыс.тенге и пени        107 944,7 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось отсутствие первичных документов, налоговая проверка произведена косвенным методом.

В ходе проверки, по утверждению Компании проверяющему специалисту был предоставлен доступ к программе «Бухгалтерия 1-С» и первичным документам. Также наличие документов, подтверждено матералами уголовного дела, заведенного в ЕРДР СЭР ДГД на руководителя Компании по факту уклонения от уплаты налогов по статье 245 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее-УК РК).

В ходе досудебного расследования с учетом представленных первичных бухгалтерских документов, было назначено экономическое исследование, произведена выемка бухгалтерских документов следователем КГД МФ РК.

При этом, к жалобе Компанией приложены Заключения специалиста от 04.12.2018г., от 05.12.2018г., Постановление об удовлетворении ходатайства от 06.12.2018г., от 12.12.2018г. Кроме того, орган досудебного расследования пришел к выводу, что уголовное правонарушение, предусмотренное статьей 245 части 1 УК РК подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения.

Также, Компанией к жалобе были приложены первичные бухгалтерские документы с 2011г. по 2016г.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В целях вынесения мотивированного решения, в соответствии с пунктом 1 статьи 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее - Налоговый кодекс от 25.12.2017г.), Министерством назначена тематическая проверка Компании по вопросу правильности начисления КПН и НДС за 2011-2016гг.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства вынесено предписание на проведение тематической проверки, по результатам которой составлен акт тематической проверки (далее-тематическая проверка).

Тематической проверкой установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода.

Согласно подпункту 2) пункта 1, пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета - фактуры, выписан счет - фактура или другой документ, предоставляемый в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи на реализованные товары, работы, услуги на территории Республики Казахстан.

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет по НДС производятся при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, если данные расходы были связаны с деятельностью, направленной на получение совокупного годового дохода и (или) связанные с облагаемым оборотом по НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В ходе тематической проверки проведено изучение представленных к проверке документов на предмет связанности произведенных расходов с деятельностью Компании, направленной на получение дохода и облагаемого оборота в соответствии с требованиями статьи 100 и статьи 256 Налогового кодекса.

Кроме того, в ходе тематической проверки использованы результаты ранее проведенных трех встречных проверок поставщиков по взаиморасчетам с Компанией. Также проведена одна встречная проверка в соответствии с «Правилами назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №197, «Правилами направления запросов лицам, осуществлявшим операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения от указанных лиц дополнительной информации о таких операциях, а также предоставления лицами сведений и (или) документов по таким запросам», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №198.

В акте тематической проверки отмечено, что акт основан на представленных Компанией первичных бухгалтерских документах, счет-фактурах, договорах, сметах, расчетах, пояснениях и другой документации, а также на произведенном анализе поставщиков на предмет действительности сделок, в частности: договоров на аренду дорожно-строительной техники, асфальтобетонного завода, автовесов, транспортных средств, поставку техники (седельные тягачи), выполнения субподрядных работ, на куплю-продажу имущества, на приобретение товаров (строительный песок, щебень фракции 0-40, 0-70), приобретение услуг (земляные работы), приобретение услуг по аренде тупика, помещения, стоянки автотранспорта, приобретение транспортных услуг (самосвал HOWO, автомашины «Камаз») и другие документы.

Также представлены документы по использованию их в деятельности, направленной на получение дохода, то соответственно тематической проверкой подтверждены расходы, отнесенные на вычеты и НДС в зачет, которые актом проверки от 14.12.2016г. ранее исключены из расходов.

В акте тематической проверки отмечено, что налоговой проверкой начисление налогов произведено за счет исключения расходов из вычетов и НДС из зачета за 2011-2016гг. по взаиморасчетам с 38 поставщиками.

Так, при проверке КПН за 2011 год и НДС за 4 квартал 2011 года, тематической проверкой произведено подтверждение отнесенных расходов Компанией на вычеты в сумме 302 958,0 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал в сумме 11 585,5 тыс.тенге. Соответственно, начисление КПН в сумме 601 167,9 тыс.тенге и НДС в сумме 11 585,5 тыс.тенге, произведенное актом налоговой проверки данной тематической проверкой не подтверждено.

В отношении КПН и НДС за 1-4 кварталы 2012 года, актом тематической проверки также подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 655 003,8 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 82 192,2 тыс.тенге.

Следовательно, тематической проверкой обоснованность начисления КПН за 2012г. в сумме 129 363,4 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2012г. в сумме 77 673,7 тыс.тенге не подтверждено.

Относительно КПН и НДС за 1-4 кварталы 2013 года, в акте тематической проверки подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 577387,2 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 58 052,3 тыс.тенге. Таким образом, обоснованность начисления КПН в сумме 114 858,7 тыс.тенге и НДС за 2013 год в сумме 58 052,3 тыс.тенге, произведенные в акте налоговой проверки, данной тематической проверкой не подтверждается.

Относительно КПН за 2014г. и НДС за 1-4 кварталы 2014 года в акте тематической проверки подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 515 344,9 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 70 091,2 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки отмечено, что Компанией неправомерно отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по 29 контрагентам, не подтвержденным документально, в связи с чем начислен КПН в сумме 274,7 тыс.тенге и НДС за 2-4 кварталы в сумме 163,24 тыс.тенге.

Относительно КПН за 2015г. и НДС за 1-4 кварталы 2015г. В Акте тематической проверки, подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 741 506,9 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 84 213,8 тыс.тенге.

Соответственно, начисление КПН за 2015г. в сумме 146 240,9 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 84 213,8 тыс.тенге актом налоговой проверки произведено не обоснованно. При этом, в акте тематической проверки отмечено, что Компанией неправомерно отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по контрагентам, не подтвержденным документально, в связи с чем начислен КПН в сумме 1 557,4 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы в сумме 486,0 тыс.тенге.

В отношении НДС за 1 квартал 2016г. Актом тематической проверки из суммы 10 125,4 тыс.тенге, исключенным из зачета НДС актом проверки №674 подтвержден НДС, отнесенный в зачет в сумме 10 067,9 тыс.тенге. В связи с тем, что Компанией по поставщику - ТОО «C» не представлены подтверждающие документы, НДС в сумме 57,4 тыс.тенге исключен из зачета.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части начисления КПН за 2011-2015гг. в сумме 552 423,8 тыс.тенге, НДС за 2011-2015гг. и 1 квартал 2016г. в сумме 311 683,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
25 января 2020
Дата обновления
25 января 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации