Меню

Страницы

Статья

Отказ в возврате при экспорте ТМЦ в РФ (неполное заполнение CMR).

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость (НДС) и о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденным к возврату, не подлежащим уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «S» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о начислении НДС в сумме 6 тенге, о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденным к возврату, не подлежащим уплате в бюджет в сумме 548 985,7 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе указано, что в результате импортно-экспортных операций на лицевом счете Компании «S» образовалось превышение НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, связанного с оборотами товаров, облагаемых по нулевой ставке, в этой связи заявлено требование о возврате суммы превышения НДС. По результатам тематической проверки, подтверждающей достоверность суммы превышения НДС вынесено уведомление об отказе в возврате НДС.

         Компания «S» отмечает, что основанием для отказа возврата превышения НДС согласно акту проверки явилось не подтверждение достоверности сумм НДС по причине «некорректного содержания копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих экспорт товаров». По результатам налоговой проверки определено, что товаросопроводительные документы не соответствуют требованиям Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), а именно не заполнена графа 21 CMR-накладной, указывающей населенный пункт, где составлялась накладная, тогда как некорректное заполнение товарно-транспортных накладных не является основанием для исключения суммы НДС к возврату.

Компания «S» указывает, что превышение НДС образовано в результате приобретения товара из КНР и реализации этого же товара в РФ. Обстоятельствами, не подтверждающими достоверность сумм НДС по операциям между Компанией «S» и российским покупателем, могут являться: факт не поставки товара покупателю, либо факт не уплаты НДС покупателем, либо отсутствие документов подтверждающих экспорт товаров. В данном случае, произведен экспорт товара в РФ, покупателем товар получен и уплачен НДС при его импорте.

         Компания «S» приводит нормы пункта 1 статьи 446 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее - Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) и отмечает, что в ходе налоговой проверки в соответствии с требованиями данной статьи для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС им предоставлялись договоры и копии товарно-транспортных накладных. Налоговым органом подтверждено применение нулевой ставки НДС при экспорте товара, однако в возврате из бюджета суммы превышения НДС отказано. Вместе с тем, в пункте 2.7 акта налоговой проверки указан факт экспорта товаров на территорию РФ (общая сумма реализованных товаров и номера заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).

         Компания «S» утверждает, что согласно нормам налогового законодательства, основанием для невозврата сумм превышения НДС является нарушение норм налогового законодательства. В данном случае, отсутствует нарушение норм налогового законодательства. Конвенция о договоре международной перевозки грузов и образец заполнения накладной, на который ссылается налоговый орган в акте проверки, не имеет отношения к налоговому законодательству.

Проверив доводы Компании «S», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса, документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

Согласно пункту 6 Конвенции о договоре международной перевозки грузов, накладная (CMR) должна содержать следующие сведения:

  1. a) место и дата ее составления;
  2. b) имя и адрес отправителя;
  3. c) имя и адрес транспортного агента;
  4. d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
  5. e) имя и адрес получателя;
  6. f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
  7. g) число грузовых мест, их особая разметка и номера;
  8. h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  9. i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
  10. j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;

к) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

    В рассматриваемом случае, тематическая проверка Компании «S» произведена на основании требования о возврате превышения НДС в сумме 548 985,7 тыс.тенге за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г.

Основным видом деятельности Компании «S» является оптовая торговля запасными частями и принадлежностями для автомобилей.

Согласно акту налоговой проверки превышение образовано в связи с:

- приобретением товаров (работ, услуг) на сумму 548 982,7 тыс.тенге, в том числе приобретенных в РК на сумму 1 506,9 тыс.тенге, ТРУ, приобретенных от нерезидента на сумму 407,7 тыс.тенге, а также в связи с уплатой НДС на импортируемые товары на сумму 547 068,1 тыс.тенге;

- поставкой алюминиевых дисков в адрес Компании «М» на сумму 4 699 568,0 тыс.тенге (12 633 252 долларов США) на основании Контракта №10 от 10.07.2018г., заключенного с Компанией «М».

В акте проверки указано, что согласно ответа АО «Народный Банк Казахстана» за период с 01.07.2018г. по 17.06.2019г. всего поступило валютной выручки в размере 12 921,9 тыс.долларов США (с учетом переходящего сальдо), соответственно, недопоступившая валютная выручка отсутствует.

По итогам проверки сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила 548 985,7 тыс.тенге, в том числе:

  • сумма НДС, не подлежащая к возврату в связи с неполным подтверждением экспорта – 548 982,7 тыс.тенге;
  • излишне предъявленная сумма НДС – 3,0 тыс.тенге;

В разделе 2.7 акта проверки указано, что 548 982,7 тыс.тенге не подлежат возврату по причине неполного подтверждения экспорта в связи с тем, что в представленных накладных CMR не заполнена графа 21 «Наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения».

При этом проверяющим не принято во внимание, что в представленных к проверке накладных CMR заполнена графа 4 «Место и дата погрузки» и имеются соответствующие печати в графах 22 «Печать отправителя», 23 «Печать перевозчика», 24 «Печать получателя после разгрузки».

Также в указанном разделе 2.7 акта проверки отражена информация о 8 заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленных Компанией «М» в налоговые органы РФ, согласно которых реализовано товара в количестве 319 479 штук на сумму 12 633,3 тыс.долларов США, однако проверяющим данные документы не исследованы в ходе проверки.

Кроме того, из пояснения, проверяющего следует, что по сумме экспорта, указанной в разделе 2.7 акта проверки в размере 12 633,3 тыс.долларов США допущена ошибка, фактический экспорт по данным проверки составляет 12 626,8 тыс.долларов США.

Следует указать, что согласно Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (г. Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 года), налоговые органы РБ, РК и РФ обмениваются информацией, содержащейся в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Согласно данных ИС «Конструктор аналитических отчетов» (далее – ИС «КАО») Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, по указанному контракту имеются 8 заявлений Компании «М» о ввозе товаров в количестве 319 479 штук на сумму 12 626,8 тыс.долларов США или 4 707 610,5 тыс.тенге по курсу №5903261020180000 от 26.10.2018г., №5903021120180000 от 02.11.2018г., №5903201120180000 от 20.11.2018г.,  №5903251220180000 от 25.12.2018г., №5903180120190000 от 18.01.2019г., №5903200220190000 от 20.02.2019г., №5903040420190000 от 04.04.2019г., № 5903190420190000 от 19.04.2019г., и соответствующие уведомления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, поступившие от налоговых органов РФ.

При этом, номера и даты счетов-фактур, а также стоимость товаров, указанные в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, соответствуют данным, указанными в приложении 300.09 к Декларации по НДС Компании «S» за период с 01.07.2018г. по 31.03.2019г.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в период с 01.07.2019г. по 31.03.2019г. Компанией «S» осуществлен экспорт товаров (дисков алюминиевых) на территорию РФ, который подтверждается контрактом, перечнем заявлений в электронной форме, имеющимся в ИС «КАО», и копиями товаросопроводительных документов. Соответственно, отказ в возврате превышения НДС в сумме 548 982,7 тыс.тенге в связи с не заполнением Компанией «S» графы 21 в накладной CMR по результатам проверки не обоснован.

На основании изложенного, Компания «S» в жалобе требует отменить обжалуемое уведомление полностью и вернуть НДС в сумме 548 985,7 тыс.тенге, указанных в требовании в Декларации по НДС за 1 квартал 2019г.   

При этом, Компанией «S» в строке 300.00.030II «Превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога» Декларации по НДС за 1 квартал 2019г. указано 245 092,5 тыс.тенге, при этом в приложении 300.10 к данной декларации в строке 300.10.001II «Предъявлено к возврату по оборотам, облагаемым по нулевой ставке в рамках Евразийского экономического союза» за 1 квартал 2019г. указано 245 095,5 тыс.тенге, соответственно Компанией «S» излишне предъявлена сумма НДС к возврату в размере 3,0 тыс.тенге за 1 квартал 2019г.

Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части неподтверждения суммы превышения НДС в размере 548 982,7 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
25 января 2020
Дата обновления
25 января 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации