Меню

Страницы

Статья

КПН, НДС, исковая давность, увеличение облагаемого оборота по НДС

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерство финансов РК (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «S» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2014г. по 30.09.2018г., по результатам которой вынесено уведомление от 03.02.2020г. о начислении КПН в сумме 9 138,2 тыс.тенге, пени в сумме 619,8 тыс.тенге, НДС в сумме 287 210,7 тыс. тенге и пени в сумме 60 265,1 тыс.тенге.

Компания «S», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1. Относительно срока исковой давности

Основанием для начисления КПН и НДС явилось то, что проверкой охвачен период с 01.01.2014г. по 30.09.2018г., по результатам которой согласно статье 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. были исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «G», Компанией «V» и Компанией «R».

Учитывая, что с 01.01.2020г. срок исковой давности составляет 3 года, Компания «S» просит отменить начисление КПН и НДС за 2014г.

При этом, Компания «S» указывает о том, что направляло возражение на предварительный акт налоговой проверки, который был получен в 2020 году, также акт документальной проверки и уведомление о результатах проверки, устанавливающие налоговые обязательства, датированы 03.02.2020г. и соответственно для данных взаимоотношений применяется срок исковой давности три года.

Таким образом, по мнению Компании «S» у налогового органа отсутствует право исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет за 2014г., в связи с истечением срока исковой давности.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. (в редакции, действующей с 01.01.2020г.) если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Вместе с тем, положениями пунктов 9 и 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. установлены случаи продления и приостановления срока исковой давности.

Так, согласно пункту 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период, в частности подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 16 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29.06.2017г. № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» применительно к праву органа государственных доходов на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений.

Согласно пункта 1 статьи 159 Налогового кодекса решением по   результатам   налоговой   проверки   является   уведомление   о   результатах проверки, выносимое по завершении налоговой проверки.

Налоговым органом по завершению налоговой проверки вынесено уведомление о результатах проверки от 03.02.2020г. Соответственно, на дату вынесения указанного уведомления о результатах проверки срок исковой давности составляет три года.

Компанией «S» в ходе проведения налоговой проверки на   предварительный акт от 11.12.2019г. было подано возражение от   05.01.2020г., которое налоговым органом рассмотрено 03.02.2020г., то есть   в рамках сроков, установленных «Правилами и сроками вручения   налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки,   предоставления письменного возражения к предварительному акту   налоговой проверки, рассмотрения такого   возражения,   а   также   категории   налогоплательщиков,   в   отношении которых   применяются   нормы   по   предварительному акту налоговой проверки», утвержденным приказом Министра финансов РК от 12.01.2018г. №20.

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период, в частности подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом.

В этой связи срок исковой давности подлежит приостановлению с 11.12.2019г. по 03.02.2020г., то есть на период подготовки и подачи письменного возражения на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения.

Таким образом, из изложенного следует, что на дату вынесения уведомления о результатах проверки от 03.02.2020г. истекли сроки исковой давности за 2014-2015гг. по КПН, за 4 квартал 2014г., 1-4 кварталы 2015г. и 1-3 кварталы 2016г.    

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 181 Налогового кодекса от 25.12.2017г. жалоба налогоплательщика  рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком вопросов.

Как ранее было указано, Компанией «S» обжаловано начисление КПН за 2014г. и НДС за 4 квартал 2014г., в связи с истечением срока исковой давности.

Учитывая вышеизложенное, начисление КПН за 2014г. и НДС за 4 квартал 2014г. по результатам налоговой проверки в связи с истечением срока исковой давности является необоснованным.

2. Относительно начисления НДС за 4 квартал 2017г.

Основанием для начисления НДС явилось то, что Компанией «S» в нарушение статьи 230 Налогового кодекса занижен оборот по реализации на сумму 6 266 872,5 тыс.тенге и НДС от облагаемого оборота на сумму 752 024,7 тыс.тенге.

 С данным выводом налогового органа Компания «S» не согласна и отмечает, что согласно декларации по КПН (ф.100.00) Компания «S» отразило реализацию спортивного комплекса на сумму 6 266 872,6 тыс.тенге.

Также была сдана декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2017г. на сумму 752 024,7 тыс.тенге, однако по неизвестным причинам в отправленной декларации не отразились показатели по реализации, соответственно занижение облагаемого оборота произошло неумышленно, в силу технических проблем.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектом обложения налога на добавленную стоимость является облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Согласно пункту 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот совершаемый плательщиком НДС: реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса; по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 Налогового кодекса.

Пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС.   

В рассматриваемом случае, из акта налоговой проверки следует, что Компанией «S» 4 квартале 2017г. в адрес Компании «К» произведены работы по строительству спортивного комплекса и выставлена счет-фактура №75 от 06.10.2017г. на общую сумму 7 018 897,3 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 752 024,7 тыс.тенге,

При этом, вышеуказанные суммы взаиморасчетов Компанией «S» не отражены в строках 300.00.001А и 300.00.001В представленной декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2017г., то есть не включены в оборот по реализации, облагаемый НДС, в размере 6 266 872,5 тыс.тенге и не исчислен НДС в сумме 752 024,7 тыс.тенге.

Таким образом, начисление НДС за 4 квартал 2017г. в сумме 752 024,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 03.02.2020г. налогового органа в части начисления КПН за 2014г. и НДС за 4 квартал 2014г., в остальной части оставить без изменения.

 

 

Дата публикации
22 октября 2020
Дата обновления
22 октября 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

11 июля 2025
Бухгалтерский учет в корпоративном секторе
11 июля 2025
Вопросы- ответы по акту выполненных работ
11 июля 2025

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации