Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «К» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – плодоовощной продукции (группа 07-08 ТН ВЭД) по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 73 351,6 тыс. тенге.
Компания «К», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Компания «К» сообщает, что в акте проверки отражено о несоответствии таможенной стоимости ввезенных товаров информационной системе «ИХД электронных копий ДТ» и срабатывании стоимостных профилей риска.
По данному факту Компания «К» поясняет, что в соответствии с пунктом 1 статьи 298 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» для получения разрешения на выпуск товаров до подачи таможенной декларации Компания «К» в установленном порядке обратилось в таможенный орган с представлением соответствующих документов и сведений.
Кроме того, таможенному органу была представлена переписка вышестоящего таможенного органа Республики Казахстан с таможенными органами страны отправления товаров. Переписка была представлена сопроводительным письмом, зарегистрированным в канцелярии таможенного органа.
По результатам изучения представленных документов и сведений сомнений в заявленных стоимостных показателях у таможенных органов на момент рассмотрения заявления не возникало.
По фактам, изложенным в акте проверки, относительно расхождения сведений указанных в экспортных декларациях страны отправления Компания «К» отмечает, что по условиям поставки обязанность по оформлению экспортных документов в стране отправления была возложена на иностранного партнера, и Компания «К» к оформлению экспортных документов в стране отправления не имело никакого отношения.
Кроме того, все выявленные несоответствия, обнаруженные в экспортных декларациях, носят характер лишь в якобы неверном отражении даты оформления этих документов, но никак не в количественных или стоимостных показателях.
Также, Компания «К» сообщает, что ранее в 2017 году вышестоящим таможенным органом в рамках проверки заявленной таможенной стоимости по импортируемым товарам, а также достоверности заключенного между Компанией «К» и компанией «H» (КНР) внешнеторгового контракта от 01.06.2016г., был направлен международный запрос от 08.12.2016г. в таможенный орган КНР.
Вышестоящим таможенным органом 29.12.2017г. был получен ответ от таможенного органа КНР от 28.12.2016г. с подтверждением регистрации контракта, заключенного между компанией «H» (КНР) и Компанией «К», в таможенной службе КНР и подтверждением таможенной стоимости экспортируемых из КНР товаров.
Компания «К» утверждает, что в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010г. за № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» декларация страны отправления (экспортная декларация) не входит в перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость.
Компания «К» считает, что экспортная декларация страны отправления не является документом, на основании которого производится процедура подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, в доказательство цены сделки и подтверждение таможенной стоимости Компанией «К» таможенному органу представлены прайс-листы производителя ввозимых товаров, внешнеторговый договор поставки продукции, банковские Свифты.
Таможенный орган не доказал, что представленные документы не содержат количественно определяемую и достаточную информацию о цене сделки, то есть не доказал невозможность применения основного метода - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Компания «К» полагает, что проверяющее лицо, производившее корректировку таможенной стоимости, нарушил требование о последовательности применения методов определения таможенной стоимости, не обосновав при избрании конкретного метода невозможность применения предыдущего метода. Таможенным органом использована ценовая информация таможенных органов без учета конкретных условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки.
На основании вышеизложенного, Компания «К» просит отозвать уведомление от 14.06.2018г. в виду того, что выводы, отраженные в акте проверки, являются незаконными и противоречат нормативным актам Комиссии Таможенного Союза.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 89 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс), срок исковой давности по требованиям таможенных органов и плательщиков составляет пять лет, исчисляемый с даты завершения таможенного декларирования и выпуска товаров.
Статьей 396 Кодекса предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.
В рассматриваемом случае за период с 01.10.2016 по 30.04.2017гг. на основании договора поставки продукции от 01.06.2016г., заключенного с компанией «H» (КНР), Компанией «К» на условиях поставки «СIР» осуществлен ввоз плодоовощной продукции (группа 07-08 ТН ВЭД) общим весом 5 076,8 тонн.
Компанией «К» на данные товары оформлены 255 временных деклараций на товары с дальнейшей подачей завершающих 18 деклараций на товары (далее - ДТ) на общую сумму 815 535,9 тыс. тенге (или 2 577,6 тыс. долларов США). Товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с заявлением первого метода определения таможенной стоимости – «метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка, в ходе которой установлены значительные отклонения в заявленной таможенной стоимости товаров по сравнению со стоимостью аналогичных товаров, ввезенных на условиях поставки «CIP» в соответствующий период времени иными участниками внешнеэкономической деятельности.
Также, обнаружены следующие несоответствия в экспортных декларациях страны отправления (КНР), представленных Компанией «К» в качестве подтверждения таможенной стоимости товаров.
Например, в ДТ от 09.02.2017г. на товар - «томаты свежие» указан код ТН ВЭД – 0702 00 000 1, как «томаты свежие или охлажденные, с 1 января по 31 марта», а в экспортной ДТ КНР на данный товар указан код ТН ВЭД – 0702 00 000 5, как «томаты свежие или охлажденные, с 1 июня по 30 сентября», то есть в импортной ДТ заявлен код ТН ВЭД плодоовощной продукции, декларируемой в зимнее время, а в экспортной ДТ КНР – в летнее время.
По ДТ от 06.04.2017г. в качестве подтверждения таможенной стоимости представлена экспортная ДТ КНР от 2016 года, тогда как ввоз товаров на территорию Республики Казахстан осуществлялся в 2017 году.
По ДТ от 31.03.2017г. Компанией «К» представлена экспортная ДТ КНР, в которой указаны два порядковых регистрационных номера один из которых состоит из 19-ти знаков. При этом в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 Порядка заполнения экспортно-импортной грузовой таможенной декларации КНР, представленного Представительством Республики Казахстан в КНР письмом от 30.11.2017г., таможенный номер декларации состоит из 18-ти цифр.
Аналогичные несоответствия в экспортных ДТ КНР выявлены по ДТ от 31.03.2017г., 06.03.2017г., 09.04.2017г., 12.04.2017г., 12.04.2017г., 28.04.2017г.
Компанией «К» в подтверждение заявленной таможенной стоимости представлены 185 экспортных ДТ КНР в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Казахстан в период со 02.03.2017г. по 18.04.2017г. Номера экспортных ДТ КНР зарегистрированы последовательно по нарастающей. В импортных ДТ, оформленных на территории Республики Казахстан за указанный период, последовательность регистрационных номеров прерывается, так как оформление товаров производили и другие участники внешнеэкономической деятельности.
Из чего следует, что в хронологиях экспортно-импортных операций КНР и Республики Казахстан в части последовательности регистрационных номеров имеются существенные расхождения.
Аналогичные несоответствия в хронологии регистрации таможенных деклараций КНР и Республики Казахстан установлены и по остальным ввезенным товарам.
Согласно пункту 3.1 договора поставки продукции от 01.06.2016г. продукция по настоящему договору поставляется отдельными партиями в соответствии с инвойсом. При этом в представленных Компанией «К» инвойсах не указаны условия поставки товаров и отсутствует ссылка на данный договор поставки.
Пунктом 3.6 договора установлен базис поставки - CIP Республика Казахстан (в редакции Инкотермс - 2010). При этом в отдельных экспортных декларациях страны отправления условием поставки указан DAP.
Кроме того, согласно информации, предоставленной банком второго уровня, в рамках договора поставки товаров от 01.06.2016г. (паспорт сделки от 01.11.2016г.) за период с 18.10.2016г. по 11.04.2017г. всего проведено платежей за товар на общую сумму 3 012,3 тыс. долларов США, по которым за период с 27.10.2016г. по 12.04.2017г. поступили товары на общую сумму 2 577,6 тыс. долларов США.
Тем самым, по состоянию на 25.05.2020г. сумма денежных средств, уплаченных (переведенных) за товар, превышает размер суммы поставленных товаров на 434,7 тыс. долларов США.
При этом для подтверждения наличия дебиторской задолженности Компанией «К» к жалобе не приложены документы о состоянии взаиморасчетов между Компанией «К» и компанией «H» (акт сверки взаиморасчетов, дополнения по продлению срока действия контракта и т.п.).
Согласно пункту 5 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что сведения, отраженные в контрактах, инвойсах и экспортных декларациях страны отправления, представленные Компанией «К» таможенному органу, не могут являться достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информацией для определения таможенной стоимости товаров.
Учитывая расхождения в сведениях по условиям поставки, отраженным в контрактах и экспортных ДТ КНР, отсутствием в инвойсах ссылки на договор поставки, а также разницу между отправленной путем переводов общей суммой денежных средств и общей стоимостью полученных товаров, таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
В описательной части акта проверки проверяющим лицом даны подробные разъяснения последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров.
По результатам таможенной проверки произведен расчет по 18 ДТ с отражением в Приложении № 1 к акту проверки конкретного источника информации, выбранного за основу в качестве сравнения. Расчет произведен по величине ИТС выше, чем заявлен Компанией «К», но наиболее низкой из аналогичных товаров других участников ВЭД, заявленных в ДТ по методу 1.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости товаров признаны правомерными.