Меню

Страницы

Статья

Исключение НДС из зачета по взаиморасчетам

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: Товарищество ограниченной ответственности

Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая проверка ТОО «К» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 13 532,9 тыс.тенге и пени 2 908,2 тыс.тенге. 

ТОО «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение, что ТОО «К» в нарушение статьи 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесен в зачет НДС по взаиморасчетам с ТОО «A».

С данным выводом налогового органа ТОО «К» не согласна из-за того, что малочисленность рабочих, отсутствие имущества у ТОО «А» не может служить основанием для каких-либо выводов в отношении ТОО «К», так как в соответсвии с законом имеется возможность аренды оборудование и использования услуг аутстаффинга.

Проверив доводы ТОО «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 данной статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключен НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 13 532,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «А» (услуга по покрытию патрубка футеровкой ЕХРЕ).

Оплата произведена путем безналичного расчета.

Основной вид деятельности: оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

ТОО «А» снято с учета по НДС 11.05.2020г. в связи отсутствием по месту нахождения.

По данным сайта kgd.gov.kz включен в список неблагонадежных налогоплательщиков.

Решением Специализированного межрайонного экономического суда ТОО «А» признано банкротом.

Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 0%.

Согласно ИС СОНО:

- декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) не представлены;

- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) количество работников с фондом оплаты труда (ФОТ):

- за 1 квартал 2019г. 2 работника, ФОТ 1 065,0 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2019г. 2 работника, ФОТ 1 065,0 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2019г. 3 работника, ФОТ 1 345,0 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2019г. 3 работника, ФОТ 1 387,5 тыс.тенге.

Следует указать, что в приложении 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. ТОО «А» отсутствуют данные о наличии активов.

Из вышеприведенного следует, что в период осуществления взаиморасчетов у ТОО «А» отсутствуют необходимые ресурсы, работники, основные и транспортные средства для поставки товаров,  оказания услуг.

Кроме того, по данным ИС ЭСФ установлено, что поставщиками данных услуг ТОО «А» за 2019г. на общую сумму 299 030,6 тыс.тенге являются:

- ТОО «О» на сумму 264 564,2 тыс.тенге (услуги по футеровке полиэтиленом EXPE вн НКТ).

- ТОО «Ч» на сумму 34 466,4 тыс.тенге (футеровка труб).

ТОО «О»

Основной вид деятельности: монтаж промышленной техники и оборудования.

Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 1%.

Категория по СУР – средняя степень риска.

Согласно ИС СОНО:

- декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00), по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) не представлены;

- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) количество работников с фондом оплаты труда (ФОТ) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019г. 6 работника ФОТ 4 584,8 тыс.тенге. Однако, в приложении (ф.200.05) данные работники не отражены.

Следует указать, что в приложении 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. ТОО «О» отсутствуют данные о наличии активов.

Из вышеприведенного следует, что у ТОО «О» отсутствуют материально-техническая база, складские помещения, транспортные средства.

ТОО «Ч»

Основной вид деятельности: оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

Коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год составляет - 0%.

Категория по СУР – высокая степень риска.

Решением Специализированного межрайонного экономического суда государственная регистрация ТОО «Ч» от 05.12.2019г. признана недействительной (решение вступило в законную силу).

В Решении СМЭС указано, что в ходе налогового обследоваения, проведенного Управлением государственных доходов от 20.08.2020г., 18.02.2021г. ТОО «Ч» установлено отсутсвие по месту нахождеия.

Также в Решении СМЭС указано, что ТОО «Ч» не осуществляло финансово-хозяйственную деятельность и что ТОО «Ч» создано без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и с целью уклонения от уплаты налогов.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Кроме того, в ходе процедуры банкротства ТОО «А» Департаментом госудаственных доходов составлено заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства, приводящего к неплатежеспособности должника.

По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности должника установлены следующие факты, свидетельствующие о наличии признаков преднамеренного банкротства и действий, повлекщих неплатежеспособность должника на сумму ущерба 527 637,8 тыс.тенге а именно:

- вывод активов в виде денежных средств в размере 30 066,8 тыс.тенге путем перечисления средств на банковские счета контрагентов;

- вывод активов в виде наличных денежных средств в размере 202 786,1 тыс.тенге;

- наличие взаиморасчета с лицом ТОО «Ч», государственная регистрация которого признана недействительной на общую сумму 38 602,4 тыс.тенге, в том числе НДС 4 136,0 тыс.тенге;

- наличие неисполненных уведомлений о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Товарищества с ТОО «А» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, исключение НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «А» и соответствующее начисление НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
24 апреля 2025
Дата обновления
24 апреля 2025
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации