Таможенные споры
Юридическое лицо
Иные таможенные вопросы
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросам соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее – СТЗ) и их использования в соответствии с данной таможенной процедурой, по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки на общую сумму 428 012,8 тыс. тенге.
Компания «А» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «А» сообщает, что осуществляет предпринимательскую деятельность на территории специальной экономической зоны (далее - СЭЗ) на основании договора об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ (далее – Договор СЭЗ).
В соответствии с пунктом 1 Договора СЭЗ предметом договора является осуществление Компанией «А» на территории СЭЗ 2 (двух) приоритетных видов деятельности (далее – ПВД).
Согласно дополнительным соглашениям к Договору СЭЗ, Договор СЭЗ дополнен новыми видам ПВД. Итого на территории СЭЗ Компания «А» осуществляет предпринимательскую деятельность по 11 ПВД.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 15 Договора СЭЗ, Компания «А» обязано осуществлять на территории СЭЗ ПВД, указанные в Договоре СЭЗ.
Исходя из содержания акта таможенной проверки, таможенный орган произвел доначисления таможенных платежей и налогов по товарам, ввезенным на территорию СЭЗ в период с 2022-2024гг., заявленные Компанией «А» под СТЗ, которые предназначены для использования в рамках предпринимательской деятельности согласно 11 ПВД в соответствии с Договором СЭЗ.
Компания «А» отмечает, что таможенный орган, изучив проектно-сметную документацию, которая относится только к 1 ПВД решил, что товары, указанные в приложении №1 к акту таможенной проверки, не должны быть оформлены по процедуре СТЗ, при этом не принял во внимание, что Компания имеет 11 видов ПВД.
Под таможенную процедуру СТЗ помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), а также в иных целях в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах.
По мнению Компании «А», участник СЭЗ вправе помещать товары под процедуру СТЗ в целях предпринимательской деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ и использовать такой товар в соответствии с условиями процедуры СТЗ и Кодексом Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республики Казахстан» (далее – Кодекс). Товары, помещенные под процедуру СТЗ, полностью соответствуют указанным условиям.
В связи с чем, Компания «А» не согласна с позицией таможенного органа, что товары не были предусмотрены утвержденной и прошедшей экспертизу документацией и не входили в перечень товаров, предусмотренной Договором СЭЗ, соответственно не соответствовали условиям помещения и не должны помещаться под таможенную процедуру СТЗ с освобождением по уплате таможенных платежей и налогов.
Исходя из содержания законодательства Компанией «А» сделаны следующие выводы:
– товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ были размещены и находились на территории СЭЗ;
– в течение данного срока деятельность СЭЗ не была прекращена;
– в течение данного срока таможенная процедура СТЗ продолжала применяться, то есть сохранялась возможность ведения предпринимательской деятельности с ввозом, хранением и использованием товаров в пределах СЭЗ без уплаты пошлин и НДС;
– в течение данного срока Компания «А» не утратила статус участника СЭЗ;
– товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, использовались на территории СЭЗ согласно Договору СЭЗ, то есть в соответствии с ПВД, предусмотренными Договором СЭЗ;
– товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, использовались самой Компанией «А»;
– действия, совершенные Компанией «А» в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, соответствовали статье 285 Кодекса.
Следовательно товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, могут участвовать в любых операциях на территории СЭЗ. При этом допускается, что иностранные товары могут содействовать изготовлению товара, даже если они расходуются полностью или частично и не содержатся в конечном продукте.
Кроме того, таможенный орган считает, что Компанией «А» в нарушение таможенного законодательства была осуществлена реализация товаров, заявленных по 1 декларации на товары (далее – ДТ) в пользу Компании «Т» без завершения таможенной процедуры СТЗ.
Компания «А» не согласна с позицией таможенного органа по данному нарушению, так как на дату выпуска товаров, заявленных по ДТ, между АО «Управляющая компания СЭЗ» и Компанией «А» заключен Договор СЭЗ на осуществление приоритетных видов деятельности ПВД 1, ПВД 2, ПВД 3.
Компания «А» в рамках договора генерального подряда от 11.01.2022г., заключенного между Компанией «А» и Компанией «I», осуществляла реализацию инвестиционного проекта по строительству завода, при строительстве которого были использованы товары, заявленные в ДТ по СТЗ.
Использование товаров, заявленных по ДТ, подтверждается актом выполненных работ, кроме того, Компанией «А» предоставлялись таможенному органу отчеты по потреблению товаров.
Также между таможенным органом, Компанией «G» и Компанией «А» подписан акт о завершении действия таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.
Таким образом, Компания «А» считает, что доводы таможенного органа о том, что товары были реализованы до завершения таможенной процедуры СТЗ не соответствует действительности.
Кроме того, Компания «А» сообщает, что сырье и комплектующие для изготовления алюминиевых оконных витражей были закуплены у местных поставщиков без применения таможенных льгот и преференций.
В связи с изложенным, Компания «А» просит отменить уведомление, вынесенное по результатам таможенной проверки.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Кодекса таможенная процедура СТЗ является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Пунктом 2 статьи 281 Кодекса определено, что под таможенную процедуру СТЗ помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), а также в иных целях в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах.
Согласно пункту 3 статьи 208 Кодекса обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Компания «А» является участником СЭЗ на основании свидетельства о регистрации лица в качества участника СЭЗ, в связи с чем производило таможенное декларирование товаров с помещением под таможенную процедуру СТЗ.
Деятельность Компании «А» как участника СЭЗ осуществлялась на основании Договора СЭЗ, предметом которого являлось осуществление на территории СЭЗ ПВД №1 и ПВД №2. Также дополнительными соглашениями, Договор СЭЗ дополнен новыми видам ПВД (всего 11 ПВД).
Пунктом 18 Договора СЭЗ установлено, что перечень товаров, необходимых для осуществления участником СЭЗ ПВД, в отношении которых будет применяться таможенная процедура СТЗ, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, по необходимости.
В рассматриваемом случае Компанией «А» в период с 2022-2024гг. под таможенную процедуру СТЗ по 26 ДТ помещены и оформлены строительные инструменты и изделия (набор ключей и отверток, клеммы, перфоратор, монтировка и т.д.).
В ходе таможенной проверки установлено, что товары, заявленные по 26 ДТ не предусмотрены утвержденной и прошедшей экспертизу документацией и не соответствовали перечню товаров, ввозимых в рамках Договора СЭЗ.
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 282 Кодекса одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ является, когда товары предназначены для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), а также в иных целях, определенных законодательством Республики Казахстан о специальных экономических и индустриальных зонах.
Учитывая, что в соответствии с Договором СЭЗ в перечне товаров, необходимых для осуществления участником СЭЗ ПВД, в отношении которых будет применяться таможенная процедура СТЗ отсутствуют наименования строительных инструментов и изделий (набор ключей и отверток, клеммы, перфоратор, монтировка и т.д.), Компанией «А» в нарушение подпункта 1) пункта 1 статьи 282 Кодекса не соблюдены условия и требования помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ.
Таким образом, Компанией «А» неправомерно помещены под таможенную процедуру СТЗ вышеуказанные товары и освобождены от уплаты таможенной пошлины и НДС в рамках данной процедуры.
Подпунктом 2) пункта 1 статьи 399 Кодекса определено, что по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, таможенный орган исчисляет таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, если таможенному органу представлены документы, сведения, о которых указаны в ДТ, запрошенные таможенным органом для проверки заявленных в ДТ сведений, влияющих на размер уплаченных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но такие документы не подтверждают проверяемые сведения.
Учитывая, что в перечне проектно-сметной документации отсутствуют строительные инструменты и изделия (набор ключей и отверток, клеммы, перфоратор, монтировка и т.д.), начисление таможенным органом таможенной пошлины и НДС по 26 ДТ произведено правомерно.
Компанией «А» под таможенную процедуру СТЗ по 1 ДТ помещены товары для производства алюминиевых оконных витражей (профиль алюминиевый, крепежный элемент, пластмассовый уплотнитель, винт, резиновая прокладка, ручка оконная и т.д.).
В последующем Компания «А» (Продавец) заключила договор поставки с Компанией «T» (Покупатель), согласно которой Компания «А» изготавливает и передает в собственность Покупателя алюминиевые оконные витражи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 281 Кодекса товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров ЕАЭС (товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ), приобретают статус иностранных товаров
Согласно статье 285 Кодекса в отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами. При этом действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьей 288 Кодекса в случае передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иному лицу без завершения действия таможенной процедуры у участника СЭЗ возникает обязанность по уплате таможенных платежей и налогов в день такой передачи.
В ходе таможенной проверки установлены факты передачи Компанией «А» товаров, ввезенных по 1 ДТ Компании «Т», что подтверждается предоставленными Компанией «А» в ходе таможенной проверки документами: калькуляцией расхода материала, счет-фактурой, карточкой бухгалтерского учета 6010, 1310, оборотно-сальдовой ведомости по счету 1310, а также накладной на отпуск и электронной счет-фактурой.
Исходя из вышеуказанных документов реализация товаров произошла 21.06.2024г., соответственно срок уплаты таможенных платежей и налогов по рассматриваемой ДТ наступает с указанной даты.
На основании вышеизложенного, начисление таможенных платежей и налогов в связи с реализацией товаров, находящихся под таможенным контролем таможенным органом произведено правомерно.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.