Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «В» на уведомление об устранении нарушений (далее - Уведомление) территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товара - «жилая баржа D», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 4 915,7 тыс. тенге.
Компания «В» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «В» поясняет, что осуществило ввоз из Республики Азербайджан товара – «жилая баржа D» с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». При таможенном декларировании Компанией «В» заявлен код ТН ВЭД – 8901 10 900 0, к которому согласно Единому таможенному тарифу относятся «Прочие круизные, экскурсионные и аналогичные плавучие средства, предназначенных в основном для перевозки пассажиров».
Вместе с тем, таможенным органом было вынесено Решение по классификации товаров с присвоением нового кода ТН ВЭД – 8905 90 100 9, как «Прочие морские плавучие маяки, пожарные суда, плавучие краны и прочие плавучие средства, для ктотрых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией, доки плавучие».
Согласно техническим характеристикам «жилая баржа D» является пассажирским судом, предназначенным для внутреннего плавания. Основной функцией судна является перевозка пассажиров во внутренних водах с возможностью его использования в качестве плавобщежития. Судно снабжено двигателем и является самоходным, из чего следует, что судоходные качества для судна имеют первостепенное значение. Судно «D» было построено как самоходное пассажирское судно, предназначенное для перевозки пассажиров и имеет свой винт-рулевой комплекс и навигационную систему для эксплуатации во внутренних водоемах, о чем свидетельствует предыдущее Свидетельство о классификации судна, выданное международным классификационным сообществом «Bureau Veritas», согласно которому судно «D» является пассажирским судном. Кроме того, согласно выписке из судового реестра, судно «D» является пассажирским моторным судном.
На основании изложенного, Компания «В» просит отменить уведомление об устранении нарушений от 18.03.2020г.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.
Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:
1) функция, которую товар выполняет;
2) материал, из которого сделан товар.
При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.
В рассматриваемом случае Компанией «В» заключен контракт с Компанией «С» на ремонт жилой баржи «D» в связи с чем, Компанией «В» подана декларация на товары (далее – ДТ) от 29.11.2018г. по таможенной процедуре «переработка вне таможенной территории». По окончанию ремонтных работ Компанией «В» произведено декларирование данного товара с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ от 03.01.2019г. При подаче ДТ Компанией «В» заявлен код ТН ВЭД –8901 10 900 0, как «Суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов: грузовые и грузопассажирские плавучие средства прочие: прочие» (таможенная пошлина – 5%).
В дальнейшем после выпуска товаров таможенным органом проведена таможенная проверка на предмет правильности заявления Компанией «В» кода ТН ВЭД по товару – жилая баржа «D».
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров таможенным органом вынесено Решение о классификации товара от 18.02.2020г., согласно которому товар – жилая баржа «D» классифицирована в товарной подсубпозиции – 8905 90 100 9, как «Плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны и прочие плавучие средства, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией; доки плавучие; плавучие или работающие под водой буровые или эксплуатационные платформы: прочие: прочие» (таможенная пошлина – 10%).
Основанием для вынесения классификационного решения послужило международное классификационное свидетельство «Bureau Veritas», согласно которому судно «D» имеет следующие обозначения: 5 IN (1.2) (Z); Special service (специальный сервис). Accomodation Unit (квартира/блок размещения), параметры: длина – 109, 93 метров, ширина – 11, 40 метров, дата постройки – 2000 год, место постройки Де Хуп-Любит Б.В Нидерланды, а также технические документы по товару.
При изучении документов и сведений, представленных Компанией «В», установлено следующее: название суда – «D», тип судна – «пассажирское судно», короткое описание – судно разработано как пассажирское судно для внутреннего судоходства воды.
Основные сведения по судну: длина overall – 109,93м, ширина над all – 11,40м, depth – 3,30м, deadweight – 757,495т, gross tonnage – 2185 GT, netto tonnage – 987 NT.
Также судно имеет палубное и спасательное оборудование, навигацию и связь, на судне имеются 2 одноместные каюты, 12 двухместных кают, 66 кают, ресторан, комната отдыха, ТВ зал.
Двигатель – Cummins Вяртсиля 2х Тип CW27F, рейтинг 780 кВт 1800 оборотов в минуту. Двигательная система привода Veth-Z- привод, 2хType: B3-750-CR.
Кроме того, согласно информации службы кадастра и государственных реестров судно «D» является моторным судном, пассажирским. Оснащено 2 палубами, нижняя палуба с камбузом, холодильным и морозильными помещениями, помещением для провианта, жилым помещением для экипажа (18 кают), помещениями для пассажиров (28 кают), машинным отделением, помещением носового подруливающего устройства, топливным и балластным цистернами в двойном дне (всего 7 цистерн и 1 форпик), верхняя палуба с помещением для пассажиров (28 кают), рестораном, стойкой администрации, библиотекой, салоном, на верхней палубе расположена передвигающая рулевая рубка.
В целях единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенные органы, декларанты или иные лица могут использовать:
1) пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
2) компендиум классификационных мнений Комитета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации;
3) электронную базу предварительных решений о классификации товаров уполномоченного органа;
4) разъяснения о классификации отдельных видов товаров Комиссии и уполномоченного органа.
Согласно Пояснению к товарной позиции 8901 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются суда круизные, экскурсионные, паромы, грузовые суда, баржи и аналогичные плавучие средства для перевозки пассажиров или грузов.
При этом в соответствии с Пояснением к товарной позиции 8905 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются плавучие маяки, пожарные суда, земснаряды, плавучие краны и прочие плавучие средства, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией.
Исходя из того, что жилая баржа «D» разработана как пассажирское судно для внутреннего судоходства воды и оснащена двигательной системой, судоходные качества для судна являются первостепенными.
При этом доводы таможенного органа о том, что согласно классификационному сертификату «Bureau Veritas» судно «Debussy» имеет обозначения «квартира/блок размещения» не является основанием для изменения кода ТН ВЭД.
Вместе с тем, в акте таможенной проверки не приведены аргументированные доводы подтверждающие, что у жилой баржи «D» судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основной функцией.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенного товара признаны неправомерными.