Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС - неподтверждение к возврату сумм превышения НДС

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.01.2023г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 64 288,0 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате НДС явилось несоответствие номеров товаросопроводительных документов, отраженных Покупателем-нерезидентом в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00).

С данными выводами налогового органа Компания «В» не согласна из-за того, что основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге послужило то, что серия и номер транспортных (товаросопроводительных) документов (далее – сопроводительный документ), указанных в счетах-фактурах, выписанных Компанией «В», не соответствует серии и номеру, указанных Покупателем-нерезидентом в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00).

При этом, Компания «В» в жалобе указывает, что электронные счета-фактуры (ЭСФ) автоматически формируются в базе 1С-Бухгалтерия, в разделе F «Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров и услуг» в пункте 32.1 ЭСФ указаны регистрационные номера сопроводительных накладных на товары (СНТ), а в пункте 32.2 ЭСФ указывается дата регистрации СНТ, которые вносятся в ЭСФ автоматически самой программой. Соответственно, серия и номер международной транспортной накладной (CMR) в ЭСФ не может отражаться, так как данный документ формируется перевозчиком.

Компания «В» считает, что СНТ является товаросопроводительным документом и требований о том, что в графе 32.1 ЭСФ должен указываться номер CMR законодательством не закреплено. CMR и СНТ являются транспортными (товаросопроводительными) документами.

Также Компания «В» указывает, что заявления о ввозе, представленные Покупателем-нерезидентом, приняты налоговым органом по месту регистрации Покупателя-нерезидента.

Кроме того, покупателем-нерезидентом в жалобе ссылается на Решение Специализированного межрайонного административного суда (СМАС) от 24.05.2024г., согласно которого уведомление о результатах проверки от 01.03.2024г. отменено в части отказа в подтверждении к возврату превышения НДС в размере 56 462,2 тыс.тенге по причине несоответствия товаросопроводительных документов.

Вышеуказанное решение СМАС оставлено без изменения Постановлением судебной коллегии по административным делам от 22.08.2024г. В связи с изложенным, Компания «В» считает необоснованным неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

 Согласно пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

 1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

 2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

 3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В пункте 3 статьи 443 Налогового кодекса установлено, что для целей главы 50, регулирующее особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в евразийском экономическом союзе, под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законами РК и международными договорами, участником которых является РК; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является РК.

Согласно статьи 387 Налогового кодекса международной перевозкой признается транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан.

Для целей настоящей главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 статьи 387 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 387 Налогового кодекса подтверждающими международные перевозки документами являются при перевозке грузов в международном автомобильном сообщении – товарно-транспортная накладная.

Кроме этого, в пункте 8 Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2004 года №833 «Об утверждении Соглашения о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок» указано, что перевозки грузов, предусмотренные настоящим Соглашением, осуществляются по товарно-транспортным накладным (CMR).

Сведения, необходимые для отображения в товарно-транспортной накладной (CMR) указаны в приложении 1 к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 16.06.2021 года №307.

Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которой производится списание отправляемого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

При сдаче груза водитель предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной (в случае оформления на бумажном носителе) грузополучателю, который удостоверяет прием груза своей подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной и указывает во всех экземплярах товарно-транспортной накладной время прибытия и убытия автотранспортного средства.

Согласно главе 2 «Правил заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)» для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в графе 9 которой указываются серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов.

В рассматриваемом случае, Компания «В» в рамках исполнения контрактов от 05.10.2022г. и от 11.12.2023г. в адрес Покупателя-нерезидента (Российская Федерация) поставлены товары (шины для гражданской авиации).

Покупатель-нерезидент в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) отражено следующие данные:

от 16.08.2023г. №19 отражен сопроводительный документ №12 от 10.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023011;

от 16.08.2023г. №20 отражен сопроводительный документ №11 от 10.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023010;

от 16.08.2023г. №21 отражен сопроводительный документ №13 от 18.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023012;

от 16.08.2023г. №22 отражен сопроводительный документ №14 от 18.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023012;

от 16.08.2023г. №23 отражен сопроводительный документ №15 от 27.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023013;

от 12.12.2023г. №29 отражен сопроводительный документ №17 от 07.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023016;

от 12.12.2023г. №30 отражен сопроводительный документ №16 от 07.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023015;

от 14.12.2023г. №31 отражен сопроводительный документ №19 от 22.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023017;

от 14.12.2023г. №32 отражен сопроводительный документ №18 от 22.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023017;

от 18.01.2024г. №2 отражен сопроводительный документ №21 от 25.12.2023г., тогда как оформлен CMR №2023018;

от 12.02.2024г. №3 отражен сопроводительный документ №1 от 04.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2023019;

от 12.02.2024г. №4 отражен сопроводительный документ №2 от 04.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2023019;

от 12.02.2024г. №5 отражен сопроводительный документ №44 от 15.01.2024г., тогда как оформлена авиагрузовая накладная №655 0155 6365;

от 12.02.2024г. №6 отражен сопроводительный документ №3 от 12.01.2024г., тогда как оформлена авиагрузовая накладная №655 0155 6365;

от 12.02.2024г. №7 отражен сопроводительный документ №5 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

от 12.02.2024г. №8 отражен сопроводительный документ №5 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

от 12.02.2024г. №9 отражен сопроводительный документ №6 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

от 12.02.2024г. №10 отражен сопроводительный документ №7 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001.

где номера сопроводительных документов, не соответствует фактическим номерам международных транспортных накладных.

Соответственно, номера сопроводительных документов, отраженные в вышеуказанных заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00), не соответствует фактичекским номерам международных транспортных накладных, в этой связи, по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 121 992,9 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1, подпункту 3) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Следовательно, ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика.

Вместе с тем, положения статьи 211 Налогового кодекса предусматривают внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения с учетом срока исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компанией «В» уведомление о результатах проверки от 03.09.2024г. обжалуется полностью, однако, не приведены доводы относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 1 607,5 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение к возврату превышения НДС в указанной части по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Следует указать, что сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, указанная в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., составляет 64 288,0 тыс.тенге, при этом, по результатам налоговой проверки нарушения установлены на сумму 123 600,4 тыс.тенге (121 992,9 + 1 607,5). 

Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.

Дата публикации
23 октября 2024
Дата обновления
23 октября 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации