Меню

Страницы

Статья

НДС неподтверждение к возврату

 Вид спора: налоговые споры

 Категория налогоплательщика: юридическое лицо

 Вид налога: НДС (не подтверждение к возврату НДС)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «N» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.07.2022г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 340 000,0 тыс.тенге.

Компания «N», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате превышения НДС в сумме 340 194,3 тыс.тенге явилось, в том числе: по нарушениям непосредственных поставщиков в сумме 194,3 тыс.тенге; сумма НДС, не подлежащая возврату по другим причинам в размере 340 000,0 тыс.тенге, из них в сумме 100 000,0 тыс.тенге в связи с направлением запроса в Российскую Федерацию, по которой не получен ответ, в сумме 240 000,0 тыс.тенге по пункту 5 статьи 145 Налогового кодекса.

1.Относительно неподтверждения к возврату НДС в сумме 194,3 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по результатам аналитического отчета «Пирамида по поставщикам»

Компания «N» приводит нормы, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 431 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. и пункта 12 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 (далее по тексту – Правила №391) и отмечает, что для целей возврата НДС имеет значение отсутствие нарушений по исчислению и уплате НДС непосредственными поставщиками по сделке с экспортером, в отношении которого подано заявление на возврат. Наличие либо отсутствие нарушений у поставщика экспортера по сделкам с третьими лицами не должно оказывать влияние на возврат НДС экспортеру.

Компания «N»  утверждает, что в нарушение требований пункта 13 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 02.02.2018г. №118 по результатам тематической проверки проведено сопоставление всего оборота поставщика со всеми электронными счетами-фактурами поставщика, то есть подвергнуты анализу все сделки поставщиков, а не только сделки, произведенные между поставщиком и экспортером. В этой связи, суммы наименьшего размера НДС, не подлежащие возврату в размере 194,3 тыс.тенге являются незаконными и необоснованными.

Проверив доводы Компании «N», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего, в частности требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

При этом, согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

- по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

- не подтверждена достоверность сумм НДС.

Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 40 Правил №391 предусмотрено, что в целях гибкого и оперативного управления рисками Комитет определяет порядок расчета критериев степени риска, который подлежит размещению на официальном сайте Комитета ежеквартально не позднее первого числа второго месяца отчетного периода.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

В рассматриваемом случае, тематическая проверка Компании «N» проведена на основании требования о возврате превышения НДС за период с 01.07.2022г. по 31.12.2023г. в сумме 340 000,0 тыс.тенге, указанного в Декларации по НДС за 4 квартал 2023 года.

При этом, из акта проверки следует, что критерии степени риска Компании «N»  не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Министерства финансов 350 баллов, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Пунктом 45 Правил №391 установлено, что для целей Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется в целях определения достоверности сумм превышения НДС, предъявленного к возврату и выявления следующих рисков:

риска неисполнения налоговых обязательств;

риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.

Результатом формирования аналитического отчета «Пирамида» является сводная таблица взаиморасчетов между услугополучателем и поставщиками различных уровней за каждый налоговый период.

В соответствии с пунктом 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика;

 2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;

4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса;

6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил;

7) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.

При этом, согласно пункту 53 Правил №391 сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

При повторении нарушения на разных этапах поставки товаров, работ, услуг, вычитаемая сумма НДС определяется в пределах суммы такого нарушения.

В рассматриваемом случае, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлены нарушения по 16 непосредственным поставщикам в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ, в том числе:

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Е» в сумме НДС 7,9 тыс. тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 18 929,7 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 7,9 тыс. тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-3, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «S» в сумме НДС 1,9 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 18 674,9 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 1,9 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-4, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «G» в сумме НДС 4,5 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 18 214,1 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 4,5 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-5, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Т» в сумме НДС 54,2 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 3 205,7 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 54,2 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-6, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «С» в сумме НДС 22,9 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 1 098,1 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 22,9 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-8, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Z» в сумме НДС 0,4 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 894,2 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 0,4 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-9, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «P» в сумме НДС 32,7 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 893,1 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 32,7 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-10, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «I» в сумме НДС 5,6 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 788,8 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 5,6 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственн от 11.05.2024г. №147-1-11, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «М» в сумме НДС 1,4 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 261,3 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 1,4 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-12, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «А» в сумме НДС 5,4 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 237,8 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 5,4 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-13, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «U» в сумме НДС 1,3 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 113,6 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 1,3 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-14, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Е» в сумме НДС 40,4 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 487,6 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 40,4 тыс.тенге; Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-15, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Н» в сумме НДС 2,3 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 24,9 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 2,3 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-16, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «Е» в сумме НДС 3,2 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 8,3 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 3,2 тыс.тенге; Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-18, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «B» в сумме НДС 7,8 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС 111,0 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 7,8 тыс. тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-17, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен;

- Компанией «N» отнесен в зачет от Компании «А» в сумме НДС 2,4 тыс.тенге, при этом выявлены нарушения НДС в сумме 8,2 тыс.тенге, наименьшая сумма НДС, не подлежащая возврату составляет 2,4 тыс.тенге. Направлен запрос в орган государственных доходов от 11.05.2024г. №147-1-19, ответ на момент завершения налоговой проверки не получен.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.11 акта налоговой проверки).

Таким образом, по результатам налоговой проверки установлено расхождение между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ. Также как указано выше, направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в органы государственных доходов.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС по вышеуказанным 16 непосредственным поставщикам в сумме 194,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 100000,0 тыс.тенге, в связи с отсутствием ответов на направленные запросы.

В жалобе отмечено, что в ходе налоговой проверки для подтверждения взаиморасчетов с Компанией «Н» направлен запрос в Межрайонную инспекцию ФНС по г.Москве 02.05.2024г. №МКД-12-03/7324-И, на который на момент завершения проверки, то есть 19.06.2024г. ответ не поступил.

Компания «N» указывает, что отказано в возврате превышения НДС в сумме 100 000,0 тыс.тенге на основании пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса в связи с неполучением ответа на запрос и не подтверждения достоверности сумм НДС.

Кроме того, Компания «N» отмечает, что запрос направлен в «Межрайонную инспекцию ФНС по г.Москве», то есть в орган, который не существует.

Основанием для отказа в возврате превышения НДС явилось то, что в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС, предъявленных Компанией к возврату, органом государственных доходов в ходе налоговой проверки направлен запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Москве №МКД-12-03/7324-И от 02.05.2024г. в отношении Компании «Н», ответ на который на момент завершения налоговой проверки не получен, в этой связи, по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 100 000,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «N», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС, предъявленных Компанией «N» к возврату, органом государственных доходов в ходе налоговой проверки в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса и соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 30.09.1998г. «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства» направлен запрос от 02.05.2024г. №МКД-12-03/7324-И в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в отношении ООО «НОРГАУ РУССЛАНД».

При этом, как следует из акта налоговой проверки, ответ на запрос о предоставлении информации по взаимоотношениям Компании «N» с Компанией «Н», направленный в Российскую Федерацию, на дату завершения налоговой проверки не получен.

Необходимо указать, что в соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Таким образом, учитывая норму подпункта 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС за 4 квартал 2023г. в сумме 100 000,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 19.09.2024г., принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения , а жалобу без удовлетворения.

Относительно доводов Компании «N» по превышению НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденного к возврату в сумме 240 000,0 тыс.тенге следует отметить, что Компанией «N» в Декларации по НДС за 4 квартал 2023г. (ф.300.00) подано требование о возврате превышения НДС за период 01.07.2022г. по 31.12.2023г. на общую сумму 340 000,0 тыс.тенге, в том числе за период 01.07.2022г. по 30.09.2023г. на сумму 240 000,0 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса в случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы в суд на уведомление о результатах проверки внеплановые комплексные и (или) тематические проверки по обжалуемому вопросу за ранее проверенный период не проводятся до вступления в законную силу решения суда.

Как следует из акта проверки, Компанией «N» в Специализированный межрайонный административный суд (далее - СМАС) 17.10.2023г. подан иск на уведомление о результатах проверки от 07.03.2024г. в части отказа в возврате суммы превышения НДС, относимой в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. в размере 240 000,0 тыс.тенге.

При этом, решением СМАС от 18.06.2024г. отменено уведомление о результатах проверки от 07.03.2024г. органа государственных доходов в части неподтверждения к возврату превышения НДС за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. в сумме 240 000,0 тыс.тенге, однако, на момент завершения обжалуемой налоговой проверки (19.06.2024г.) данное решение не вступило в законную силу.

Соответственно, учитывая норму пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса налоговой проверкой не охвачен период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. по обжалуемому вопросу за ранее проверенный период до вступления в законную силу решения СМАС от 18.06.2024г. 

Дата публикации
24 сентября 2024
Дата обновления
24 сентября 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации