Меню

Страницы

Статья

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Департамента государственного имущества и приватизации по области Абай Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан

Рабочей группой в составе: заместителя руководителя Департамента Акшекина Н. Р., руководителя отдела по работе с юридическими лицами и по распоряжению имуществом Абешова Е. А., руководителя отдела финансового обеспечения Дастановой Ж. Ш., главного специалиста отдела по управлению активами и кадровой работы Ахметжановой Ж. Т., руководителя отдела по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям Қуанышбаева Ұ. Ғ. в период с 01 июня 2024 года по 15 июня 2024 года, в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года,  приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков» и на основании приказа председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан №Л-69 от 11 апреля 2024 года и на основании приказа руководителя РГУ «Департамент государственного имущества и приватизации по области Абай Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан» (далее - Департамент) № 3-Л от 23 мая 2024 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков.

Внутренним анализом коррупционных рисков охвачен период за 1 полугодие 2024 года (далее - текущий период).

Внутренний анализ коррупционных рисков проведены по выявлению коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента, ее структурных подразделений и коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента, ее структурных подразделений.

 

Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента и ее структурных подразделений

 

  1. Отдел по работе с юридическими лицами и распоряжению имуществом.

Отдел по работе с юридическими лицами и по распоряжению имуществом (далее - Отдел) представляет собой структурное подразделение Департамента.

Отдел в ходе своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

1) в части отчуждения государственного имущества:

- глава 10,  статьями Параграфа 1 и 2 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 № 413-IV;

- «Правилами продажи объектов приватизации», утвержденными Постановлением Правительства РК от 9 августа 2011 года № 920.

Отдел проводит электронные аукционы по продаже объектов республиканской государственной собственности на веб-портале Реестра государственного имущества www.gosreestr.kz.

Электронный аукцион осуществляется в режиме онлайн посредством веб-портала, что способствует открытости и прозрачности работы Отдела. При проведении электронного аукциона отсутствует прямой контакт с участниками, так как участники заявляют свои предложения публично, победитель определяется автоматически, посредством веб-портала. Основанием для заключения договора купли-продажи является протокол результатов электронного аукциона. Заявки для участия в торгах подаются в электронном виде и гарантийные взносы напрямую поступают на счет АО «Информационно-учетный центр», являющегося единым оператором. Торги проводятся в электронном виде автоматически без участия специалистов Отдела. Договор купли-продажи заключается в электронном формате на веб-портале реестра и подписывается продавцом и покупателем с использованием ЭЦП.                                                                                                                

 Таким образом, по всему процессу проведения электронных торгов полностью исключен человеческий фактор, который мог бы повлиять на результаты торгов.

 

  1. в части предоставления республиканского имущества в имущественный наем физическим и негосударственным юридическим лицам:

- статьями Глав 7 и 8 Раздела 3 Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 № 413-IV;

- статьями с 378 по 405 главы 22 Гражданского кодекса РК;

- Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 212 (далее – Правила);

- Приказа Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 211 «Об утверждении типовой формы договора имущественного найма (аренды) государственного имущества».

Правилами предусматривается предоставление балансодержателем наймодателю информации об излишних и неиспользуемых объектах недвижимости и иного имущества без указания предполагаемого арендатора, по результатам рассмотрения которой наймодателем осуществляется опубликование представленной информации на веб-портале Реестра государственного имущества (далее – Реестр).

Согласно Правилам объявление о предоставлении в аренду размещается на веб-портале и любой желающий может в электронном виде подать заявку на заключение договора в аренду. Договор аренды с подавшим единственную заявку на получение в аренду имущества также составляется и подписывается в электронном виде с применением ЭЦП. При подаче двух заявок по одному объявлению на веб-портале объявляется проведение тендера. Подача заявки для участия в тендере, проведение тендера и оформление результатов тендера по сдаче в аренду объектов государственной собственности осуществляется на электронной площадке. Победителем тендера признается участник, предложивший наибольшую арендную плату за объект, который определяется автоматически соответствующей электронной программой, то есть без участия сотрудников, без контактов представителей Отдела с нанимателями и участниками тендера.  По данному направлению коррупционные риски не обнаружены.

3) в части предоставление государственного имущества в доверительное управление.

- Правилами передачи государственного имущества в доверительное управление и Типовым договором доверительного управления государственным имуществом  утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17.

Передача объекта в доверительное управление с правом или без права последующего выкупа осуществляется на тендерной основе, за исключением случаев указанных в пункте 5 Правил.

Тендер проводится с использованием веб-портала реестра в электронном формате, по результатам которого заключается договор доверительного управления и подписываются акты приема-передачи.

В состав тендерной комиссии включены представители региональной палаты предпринимателей.

Гарантийные взносы для участия в тендере поступают на реквизиты Единого оператора АО «Информационно-учетный центр», при этом Учредителю исключен доступ к информации по поступлению гарантийных взносов и количеству поданных заявок.

Вскрытие заявок производится посредством веб-портала реестра автоматически по наступлению даты и времени тендера.

Согласно подпункту 9) пункта 11 Типового договора доверительного управления, Доверительный управляющий предоставляет отчет о финансовой деятельности и обо всех сделках имущественного характера в электронном виде с использованием программного обеспечения, подписывает его электронной цифровой подписью и направляет в уполномоченный орган по управлению государственным имуществом – в отношении республиканского имущества посредством реестра государственного имущества используя имеющийся в программном обеспечении сервис для отправки и включения отчета в структуру Реестра. При проведении тендера по передаче объекта в доверительное управление отсутствует влияние человеческого фактора на результаты тендера. Коррупционные риски не обнаружены.

4) в части передачи государству прав на имущество по договору дарения:

- «Правилами приобретения государством прав на имущество по договору дарения», утвержденными Постановлением Правительства РК от 28 сентября 2011 года № 1103.

Во исполнение приказов КГИП между Департаментом и Дарителем в установленные Правилами сроки подписывается договор дарения и акт приема-передачи, от дарителя государственному юридическому лицу, которое указано в приказе КГИП МФ РК. Коррупционные риски по данному направлению деятельности не обнаружены.

5) в части передачи государственного имущества из одного вида государственной собственности в другой:

- «Правилами передачи государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой», утвержденными Постановлением Правительства РК от 1 июня 2011 года № 616, - «Правилами передачи государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, из одного вида государственной собственности в другой», утвержденными приказом Министра национальной экономики  от 26 мая 2023 года № 85.

Во исполнение приказов и писем КГИП МФ РК и соответствующими акиматами области (города республиканского значения, столицы) издается постановление о принятии либо передаче имущества из одного вида государственной собственности в другой, составляется акт приема-передачи имущества, подписываемый передающей и принимающей сторонами, утверждаемый со стороны республиканской собственности – Департаментом, со стороны Акимата – Управлением финансов области Абай, так же в функциональные обязанности отдела входит принятие решения по передаче республиканского имущества из одного вида государственной собственности в другой, по территориальным государственным органам области Абай. Коррупционные риски не обнаружены.

6) утверждение разделительных, промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов, передаточных актов территориальных подразделений центральных исполнительных органов осуществляется на основании:

- при утверждении разделительных балансов и передаточных актов, промежуточных ликвидационных и ликвидационных балансов ст. 129 -130 Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года, ст. 45, 46, 47 и 50  Гражданского кодекса РК коррупционные риски не обнаружены.

7) проверка эффективности и целевого использования государственного имущества республиканских государственных юридических лиц и их филиалов, регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Приказ Министра финансов РК от 17 марта 2015 года № 179 «Об утверждении натуральных норм обеспечения государственных органов служебными и дежурными автомобилями, телефонной связью, офисной мебелью и площадями для размещения аппарата государственных органов»;

- Постановление Правительства РК от 18 марта 2015 года № 146 «Об утверждении Правил разработки натуральных норм». Приказ Министра финансов РК;

- Приказ Министра финансов РК от 15 декабря 2011 года № 636 «Об утверждении Единой методики ввода данных объектов учета в реестр государственного имущества»;

- Приказ Министра национальной экономики РК от 17 марта 2015 года № 212 «Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду);

- Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Акты проверок эффективного и целевого использования имущества направляются в Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК для рассмотрения и принятия мер, в случае выявленных нарушений.

С июля 2015 года работа по проверкам эффективности и целевого использования государственного имущества республиканских государственных юридических лиц и их филиалов, приостановлена, в связи с изменениями в нормативно-правовые акты, в частности принятия нового Предпринимательского кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V и рассмотрения проекта совместного приказа Министерства финансов РК и Министерства национальной экономики РК «Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа республиканских государственных юридических лиц, их филиалов, представительств, при проведении контроля целевого использования государственного имущества». Коррупционные риски не обнаружены.

8) размещение республиканских государственных юридических лиц и передача в безвозмездное пользование республиканского имущества по следующему нормативно-правовому акту:

- Приказ Министра финансов РК от 17 марта 2015 года № 179 «Об утверждении натуральных норм обеспечения государственных органов служебными и дежурными автомобилями, телефонный связью, офисной мебелью и площадями для размещения аппарата государственных органов».

Во исполнение приказов и писем КГИП МФ РК заключаются договора пользования, в соответствии с положением Департамента на основании писем обращений территориальных республиканских государственных юридических лиц Отделом издаются приказы по размещению и пользованию. Коррупционные риски не обнаружены.

При изучении Законов и подзаконных актов, положений, регулирующих деятельность Отдела, способствующих принятию решения должностным лицом по своему усмотрению, положений, способствующих созданию барьеров при реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов, правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования нормативных правовых актов установлено не было.

 

  1. Отдел финансового обеспечения.

Отдел финансового обеспечения (далее - Отдел) является структурным подразделением Департамента.

Отдел в своей  деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Трудовым, Гражданским и Бюджетным кодексами Республики Казахстан, приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета                                       в государственных учреждениях» и другими актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, Положением                        о Комитете государственного имущества и приватизации МФ РК, Положением                             о Департаменте.

Основными задачами Отдела являются: осуществление организации бухгалтерского учета, ведение первичных документов, контроль за исполнением планов финансирования, составление бюджетной заявки и др.

1) в части расчетов с поставщиками:

- Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассовое обслуживание» от 4 декабря 2014 года № 540. Основанием для формирования счета к оплате для проведения платежей является:

- при приобретении товаров:

 1) зарегистрированный в территориальном органе казначействе Договор;

 2) накладная;

 3) акт приема-передачи товара;

 4) счет-фактура.

- при выполнении работ и услуг:

1) зарегистрированный в территориальном органе казначействе Договор;

2) акт оказанных услуг;

3) счет-фактура.

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК                                        «О государственных закупках». Согласно Закону организатор государственных закупок  возвращает потенциальному поставщику внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе в течение трех рабочих дней со дня наступления одного из  следующих случаев:

1) подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса. Указанный случай не распространяется на участника конкурса, определенного победителем конкурса;

2) вступления в силу договора о государственных закупках и внесения победителем конкурса обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией.

Так, отдел финансового обеспечения осуществляет возврат гарантийных взносов в счет платежа при полном исполнении обязательств по заключенному договору. Таким образом коррупционные риски не обнаружены.

2) в части ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности:

- Приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях». Данные Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета                                         в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов.

В Департаменте бухгалтерский учет ведется в программе «E - МинфинSAP» подсистема бухгалтерский учет и кадры.

В ходе анализа данного нормативно – правового акта коррупционных рисков не обнаружено.

3) в части списания государственного имущества:

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июня 2011 года               № 615 «Об утверждении Правил оформления гибели и уничтожения отдельных видов государственного имущества, пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий». Данные Правила оформления гибели и уничтожения отдельных видов государственного имущества, пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий разработаны                           в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года и Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имущества» и определяют порядок оформления гибели и уничтожения отдельных видов государственного имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами и относящегося к основным средствам (активам), пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа,                               в результате стихийных бедствий и аварий.

Уничтожению подлежит имущество, пришедшее в негодность вследствие физического и морального износа, в результате стихийных бедствий и аварий, если восстанавливать его экономически нецелесообразно и/или невозможно.

Оформление уничтожения отдельных видов государственного имущества, пришедшего в негодность вследствие физического и морального износа,                                в результате стихийных бедствий и аварий осуществляется постоянно действующей  комиссией,создаваемой решением руководителя государоственного юридического лица, либо лица, исполняющего его обязанности.

Коррупционные риски не обнаружены.

4) в части возмещения коммунальных услуг арендаторами:

- Правила передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду)от 17 марта 2015 года №212. Согласно Правил арендатор оплачивает коммунальные услуги непосредственно коммунальным службам.

Коррупционные риски исключены.

5) в части расчетов с подотчетными лицами (командировочные расходы).

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 11.05.2018 года                № 256 «Об утверждении Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства. Согласно Постановления выплачены командировочные расходы внештатным работникам.

Коррупционные риски не обнаружены.

Нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Отдела отвечают всем требованиям устанавливающих правовые нормы и не способствуют возникновению коррупционных правонарушений и дискреционных полномочий.

        

  1. Отдел по управлению активами и кадровой работы.

         Отдел по управлению активами и кадровой работы (далее - Отдел) является структурным подразделением Департамента.

         Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, «Дорожной картой по внедрению процедур управления бизнес-процессами структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан» в рамках проекта «Единый балансодержатель», утвержденной приказом № 1196 Министерства финансов Республики Казахстан от 25 ноября 2022 года, Трудовым кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственной службе», «О противодействии коррупции», Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы ипротиводействию коррупции Республики Казахстан от 21 февраля 2017 года № 40 «О некоторых вопросах занятия административной государственной должности» и другими актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, Положением о Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, положением о Департаменте.

         Основными задачами Отдела являются: организация работы по проекту «Единый балансодержатель» и организация и ведение кадровой работы, осуществление контроля за исполнительской и трудовой дисциплины.

         Нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Отдела отвечают всем требованиям устанавливающих правовые нормы и не способствуют возникновению коррупционных правонарушений и дискреционных полномочий.

         Коррупционные риски не обнаружены.

 

  1. Отдел по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям.

         Отдел по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям (далее - Отдел) является структурным подразделением Департамента.

         Основными задачами Отдела являются: учет, хранение, оценка и дальнейшее использование имущества, поступившего в собственность государства по отдельным основаниям.

         Отдел в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2002 года № 833 «Некоторые вопросы учета, хранения, оценки и дальнейшего использования имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям», приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 марта 2015 года  № 227 «Об утверждении Правил реализации или использования имущества, арестованного на основании приговора суда по уголовному делу в части конфискации имущества либо на основании решения о передаче имущества государству» и другими актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, Положением о Комитете государствен­ного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Ка­захстан, положением о Департаменте.

         В целях обеспечения прозрачности и гласности торгов на веб-портале Реестра государственного имущества www.gosreestr.kz создана электронная торговая площадка. Прием заявок на передачу и продажу иимущества поступившего по отдельным основаниям, осуществляется электронно через веб-портал www.gosreestr.kz., т.е. без контакта представителей Департамента с участниками торгов, чем обеспечивается прозрачность и открытость процессов передачи и продажи имущества.

         Нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность Отдела отвечают всем требованиям устанавливающих правовые нормы и не способствуют возникновению коррупционных правонарушений и дискреционных полномочий.

         Коррупционные риски не обнаружены.

          

Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента и ее структурных подразделений

 

В организационно-управленческой деятельности Департамента и ее структурных подразделений за иследуемый период подвергнуты следующие направления деятельности.

1) Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров.

Штатная численность Департамента по состоянию на 15 июня 2024 года составляет – 11 единиц, фактическая численность – 11 единиц.

Согласно штатному расписанию отдел финансового обеспечения состоит из  3-х человек: руководителя отдела и 2 главных специалистов.

Отдел управления активами и кадровой работы состоит из 2-х человек: руководителя отдела и  1 главный специалист.

Отдел по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям состоит из 2-х человек: руководителя отдела и  1 главный специалист.

Отдел по работе с юридическими лицами и по распоряжению имуществом 2-х человек: руководителя отдела и  1 главный специалист.

В Департаменте должностных лиц, уволенных по отрицательным мотивам не имеется, а также работающих близких родственников не имеется. Сотрудники департамента соблюдают этический Кодекс государственных служащих Республики Ка­захстан.

2) Урегулирования конфликта интересов.

За охватываемый период случаев конфликта интересов, аффилированности сотрудников с руководителем не установлены.

При проведении анализа сведений, имеющихся в личных делах сотрудников фактов совместной работы близких родственников, супругов и свойственников, нарушений принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством не установлены.

По результатам мониторинга публикаций в средствах массовой информации в отношении работников Департамента негативных материалов  не выявлено.

Обращения от физических и юридических лиц относительно коррупционных действий сотрудников в деятельности Департамента не поступали.

За текущий период конфликт интересов в Департаменте и ее структурных подразделений  не возникал. К уголовной ответственности никто не привлекался.

На основании вышеизложенного рабочая группа пришла к выводу, при проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности и нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента за 1 полугодие 2024 года коррупционные риски не выявлены.

 

 

 

Рабочая группа:

                                                          ________________________  Акшекин Н.Р.

                                                           ________________________ Абешов Е. А.

                                                           ________________________ Дастанова Ж. Ш.

                                                           ________________________ Қуанышбаев Ұ. Ғ.

                                                           ________________________ Ахметжанова Ж. Т.

Дата публикации
03 сентября 2024
Дата обновления
03 сентября 2024
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
20 мая 2025
Что мы должны знать о киберпреступности
Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации