Меню

Страницы

Статья

НДС -Возврат НДС, реализация ГСМ иностранным авиаперевозчикам

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.10.2020г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 207 484,1 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по неподтверждению превышения НДС к возврату в сумме 162 921,8 тыс.тенге.

Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска, утвержденный приказом Министра финансов Республики от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391), по результатам которой не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 207 484,1 тыс.тенге.

С данным выводом ОГД Компания «А» не согласна из-за того, что пунктами 52, 54 Правил №391 предусмотрено, что отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств формируется только по непосредственным поставщикам, соответственно, формирование отчета «Пирамида» по поставщикам последующих уровней, а также неподтверждение к возврату НДС в сумме 162 921,8 тыс.тенге является необоснованным.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченный органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе письмом от 02.11.2022г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.10.2020г. по 31.03.2022г.

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов на основании предписания от 08.11.2022г. №60 проведена тематическая проверка Компании «А», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 21.06.2024г. №60 (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

Компанией «А» предъявлено требование о возврате превышения НДС, указанного за период с 01.10.2020г. по 31.03.2022г. в декларации по НДС за 1 квартал 2022 года в сумме 207 484,1 тыс.тенге, по результатам которого согласно акту проверки от 01.08.2022г. №188 не подтверждено к возврату превышение НДС полностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса оборот по реализации горюче-смазочных материалов, осуществляемый аэропортами, поставщиками услуг наземного обслуживания при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки, облагается по нулевой ставке.

В ходе проведения проверки по акту №188 от 01.09.2022г. в целях потверждения оборотов, облагаемых по нулевой ставке, в соотвествии со статьей 388 Налогового кодекса, направлен запрос в государственный орган от 24.06.2022г. (уполномоченная организация в сфере гражданской авиации), на который предоставлен ответ от 28.07.2022г., что Компанией «А» произведена реализация горюче-смазочных материалов для заправки воздушных судов, иностранных компаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки.

В акте тематической проверки указано, что превышение НДС образовано в результате приобретения ГСМ (авиационного топлива и керосина) для дальнейшей заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты и услуги деятельности аэропорта в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса.

Вместе с тем, по данным декларации по НДС за 4 квартал 2020г. установлено, что Компанией «А» осуществлена реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, при этом доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составляет 69,26 %.

Аналогично, по данным декларации по НДС за 1 квартал 2021г. доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составляет 62,76 %.

Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации, в порядке, определенном статьей 431 Налогового кодекса, если одновременно выполняются следующие условия:

1) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке;

2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.

Пунктом 3 статьи 429 Налогового кодекса предусмоотрено, что в случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, превышение суммы налога на добавленную стоимость подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.

В рассматриваемом случае, в 4 квартале 2020г. и в 1 квартале 2021г. Компанией «А» не осуществлялась постоянная реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, по которому доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составляет 69,26 %, и 62,76 %, сответственно.

Согласно акту тематической проверки (пункт 2.4) в соответствии с пунктом 3 статьи 429 Налогового кодекса превышение НДС сложившаяся в результате отнесения в зачет по товарам (работам, услугам) и использованной для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке за 4 квартал 2020г. составляет сумму 84 623,4 тыс.тенге, тогда как, Компанией «А» за указанный период предъявлено к возврату превышение НДС в сумме 86 869,8 тыс.тенге, соответственно, отклонение в сумме превышения НДС, подлежащей возврату, составляет сумму 2 246,4 тыс.тенге (86 869,8-84 623,4).

Также, за 1 квартал 2021г. превышение НДС, сложившееся в результате отнесения в зачет по товарам (работам, услугам) и использованного для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке составляет сумму 50 510,7 тыс.тенге, тогда как, Компанией «А» за указанный период предъявлено к возврату превышение НДС в сумме 58 269,8 тыс.тенге, соответственно, отклонение в превышения по сумме НДС, подлежащего возврату за 1 квартал 2021г. составляет сумму 7 759,0 тыс.тенге (58 269,8 -50 510,7).

Учитывая изложенное, поскольку Компанией «А» не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса, по результатам тематической проверки из предъяленной суммы превышения НДС за 4 квартал 2020г. и 1 квартал 2021г. превышение НДС, не подлежащее возврату составляет сумму 10 005,4 тыс.тенге (2 246,4+7 759,0).

Пунктом 43 Правил №391 установлено, что если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный КГД, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов.

В ходе проведения тематической проверки в соответствии с Правилами от 19.03.2018г. №391 произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска в соответствии с утверждённым порядком расчета.

По результатам суммарного итога баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска составил 79,68 балла, следовательно, Компания «А» не превысило порог, установленный Комитетом государственных дохлодов, в результате которого сформирован отчет «Пирамида».

Пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего, в частности требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

Уполномоченным органом также утверждаются правила возврата превышения НДС, о чем указано в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса.

Приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов Республики Казахстан утверждены Правила возврата превышения НДС и применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска.

Согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

В части установления рисков, указанного в пункте 47 Правил №391, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 настоящих Правил.

Пунктом 52 Правил №391 установлно, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, установленные подпунктами 1)-7) настоящего пункта Правил.

При этом пунктом 54 Правил №391 предусмотрено, что положения пункта 52 Правил №391 не применяются при устранении нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками проверяемого услугополучателя реализующим горюче-смазочные материалы, осуществляемой аэропортами, при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса.

Таким образом, поскольку Компания «А» в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса является предприятием реализующим горюче-смазочные материалы, осуществляемые аэропортами, поставщиками услуг наземного обслуживания при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, авиакомпаний, выполнявших международные полеты, международные воздушные перевозки, соответственно, согласно пунктам 46, 52, 54 Правил №391 отчет Пирамида по последующим уровням поставщиков не формируется. При этом в части рисков, установленных пунктом 47 Правил отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.

В рассматриваемом случае, по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 01.09.2022г. №188 в соответствии с пунктом 47 Правил №391 у поставщиков последующих уровней Компании «А» выявлены нарушения налогового законодательства РК (ограничение выписки в ИС ЭСФ), следовательно, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемой проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 2 618,5 тыс.тенге.

Также, по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 01.09.2022г. №188, в связи выявленными рисками у поставщиков последующих уровней в соответствии с пунктом 46 Правил №391 не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 160 303,2 тыс.тенге, в том числе:

-в связи с неисполнением налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет на сумму 8 171,7 тыс.тенге;

-снятые с регистрационного учета по НДС, бездействующие, банкроты на сумму 18 286,1 тыс.тенге

-установлены отклонения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, неподтвержденная к возврату превышение НДС на сумму 133 845,4 тыс.тенге.

Однако, как было ранее отмечено, поскольку Компания «А» в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса является предприятием реализующим горюче-смазочные материалы, осуществляемые аэропортами, поставщиками услуг наземного обслуживания при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, авиакомпаний, выполнявших международные полеты, международные воздушные перевозки, а также то, что по рискам, установленным пунктом 46 Правил №391 отчет Пирамида по поставщикам последующих уровней по деятельности Компании «А» не формируется, следовательно, по акту тематической проверки не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки от 01.09.2022г. №188 по неподтверждению к возврату превышения НДС по нарушениям выявленным у последующих поставщиков по пункту 46 Правил №391.

Таким образом, по акту тематической проверки из обжалованного к возврату превышения НДС в сумме 162 921,8 тыс.тенге, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 12 623,9 тыс.тенге, в том числе:

- 2 618,5 тыс.тенге по нарушениям выявленным согласно пункту 47 Правил №391 (ограничение выписке в ИС ЭСФ);

- 10 005,4 тыс.тенге в связи с не соблюдением условий, предусмотренным пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса.

Следовательно, по акту тематической проверки не подтверждены результаты обжалуемого акта проверки от 01.09.2022г. №188 по неподтверждению к возврату превышение НДС в сумме 150 297,8 тыс.тенге (162 921,8 -12 623,9).

На основании изложенного, учитывая нормы Правил №391, статьи 152 Налогового кодекса и результаты акта тематической проверки, неподтверждение к возврату превышения НДС по акту налоговой проверки от 01.09.2022г. №188 в сумме 150 297,8 тыс.тенге является необоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 182 и пункту 5 статьи 186 Налогового кодекса при окончании рассмотрения жалобы, уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение -отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 150 297,8 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
23 августа 2024
Дата обновления
23 августа 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

21 июля 2025
Жизненные ситуации
14 июля 2025
Международные стандарты аудита
11 июля 2025
Бухгалтерский учет в корпоративном секторе

Социальные медиа

Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации