Меню

Страницы

Статья

НДС- возврат НДС- отказ в возврат НДС в связи с нарушениями СУР

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС

Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган), рассмотрев жалобу Компании  «R» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов  (далее- налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 110 946,9 тыс.тенге.

Компания «R», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате применения СУР, расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях не подтверждено к возврату превышение НДС на сумму 109 688,0 тыс.тенге. Кроме того, установлены нарушения налогового законодательства в части недопоступления валютной выручки в сумме 1 209,9 тыс.тенге и установлена сумма НДС, излишне предъявленная к возврату в размере 2 187,3 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «R» не согласна из-за того, что факты анализа взаиморасчетов между Компанией «R» и его непосредственными поставщиками, указанные в акте налоговой проверки, показывают, что фактически проверяются поставщики последующих уровней, то есть исполнение обязательств юридических лиц, с которыми Компания «R» сделки не заключало.

В жалобе также указано, что запросы в территориальные налоговые органы направлены 14.02.2024г., 28.02.2024г., 29.02.2024г. и 01.03.2024г., при этом, проверка завершена 06.03.2024г., то есть запросы были направлены перед закрытием проверки.

По мнению Компании  «R», запросы направляются поздно для того, чтобы поставщики не успели устранить выявленные нарушения, а Компания  «R» не смогло получить возврат причитающейся ей суммы НДС.

Также в жалобе Компания  «R»  указывает, что не получены ответы по следующим поставщикам Компании «М», «A», «К», «U», «C», «В» и другие.

Проверив доводы Компании «R», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.  

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

 - налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

- требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «R» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2023г. за период с 01.07.2022г. по 30.09.2023г. в сумме 110 946,9 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 43 Правил №391 установлено, что, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя Комитета государственных доходов «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов. По оценке показателей деятельности Товарищества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 86,6 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе:

- занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности  по НДС  у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур по выписанным счетам фактурам поставщика;

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

Пунктом 52 Правил №391 предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как указано выше по оценке показателей деятельности Товарищества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 86,6 баллов, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида», по результатам которого за проверяемый период по 10 непосредственным поставщикам в результате применения СУР выявлены нарушения на последующих уровнях по причине расхождений по НДС между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности, где наименьшая сумма превышения НДС составила 109 688,0 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).

При этом, как указано в акте налоговой проверки, на момент завершения налоговой проверки поставщиками последующих уровней не устранены выявленные нарушения НДС по сформированному аналитическому отчету «Пирамида».

В рассматриваемом случае, Компанией «R» в жалобе приводятся доводы относительно поставщиков последующих уровней Компаний «М», «A», «К», «U», «C» и «В», по которым сумма превышения НДС не подтвержденная к возврату составляет 6 673,5  тыс.тенге. При этом, в жалобе отмечено, что ответы не получены в связи с поздним направлением запросов в территориальные органы государственных доходов по месту регистрации вышеуказанных поставщиков.

Следует указать, что согласно пункту 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие налоговые периоды в пределах сроков исковой давности.

При этом орган государственных доходов, осуществляющий тематическую проверку, в целях определения целесообразности направления запроса, указанного в пункте 48 настоящих Правил, анализирует результаты отчета «Пирамида» по таким поставщикам с учетом полученных ответов на ранее направленные запросы на устранение нарушений.

В рассматриваемом случае, в ходе рассмотрения жалобы произведен анализ отнесенных сумм в зачет Компанией «R» и анализ устранения выявленных нарушений.  

Таким образом, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391 по результатам налоговой проверки не подлежит возврату превышение НДС в сумме 109 688,0 тыс.тенге.

Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

В рассматриваемом случае, Компанией «R» в жалобе не приведены обстоятельства и доказательства в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 1 258,8 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки, а также излишне предъявленной к возврату суммы превышения НДС.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 110 946,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам Апелляционной комиссии принято решение- оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
24 июня 2024
Дата обновления
24 июня 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации