Меню

Страницы

Статья

НДС - признание местом оказания услуг Республики Казахстан

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «T» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о начислении налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.07.2021г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление от 17.10.2023г. о начислении налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 417 995,4 тыс.тенге и пени в сумме 65 388,8 тыс.тенге.

Компания «T», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса по признанию места реализации товаров.

С данным выводом налогового органа Компания «T» не согласна в связи с тем, что Компания «T» считает, что в случае если, покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его структурное подразделение учетная регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан.

Компания «T» считает, что положение данного подпункта применяется в том числе, в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.

Проверив доводы Компании «T», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

В нарушение требований пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса, Компанией «T» не исчислен НДС в сумме 417 995,4 тыс.тенге по оказанным услугам вычислительных операций и обработки данных в адрес нерезидента «D».

По результатам налоговой проверки услуги вычислительных операций и обработки данных на сумму 3 483 294,8 тыс.тенге, оказанные в адрес нерезидента «D» включены в облагаемый оборот по НДС Компании «T», в том числе:

- за 3 квартал 2021г. на сумму оборота 77 004,6 тыс.тенге, НДС в сумме 9 240,5 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2021г. на сумму оборота 157 643,3 тыс.тенге, НДС в сумме 18 917,2 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2022г. на сумму оборота 317 943,6 тыс.тенге, НДС в сумме 38 153,2 тыс.тенге;

- за 3 квартал 2022г. на сумму оборота 2 930 703,3 тыс.тенге, НДС в сумме 351 684,4 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена по решениям о признании следующих уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненными.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 22.02.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», на сумму нарушения 9 240,5 тыс.тенге за период с 01.07.2021г. по 30.09.2021г.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 22.02.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», на сумму нарушения 18 917,2 тыс.тенге за период с 01.10.2021г. по 31.12.2021г.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 22.02.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», на сумму нарушения 689 750,5 тыс.тенге за период с 01.04.2022г. по 30.06.2022г.

- Уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 22.02.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», на сумму нарушения 351 684,4 тыс.тенге за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г.

Основанием для выставления вышеуказанных уведомлений послужило то, что Компании «T» в соответствии с Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13.10.2020г. №384/НҚ «Об утверждении Правил информирования о деятельности по осуществлению цифрового майнинга» проинформировало Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан о своей деятельности в области цифрового майнинга.

Следовательно, Компании «T» является Центром обработки данных для цифрового майнинга.

В соответствии с подпунктом 25) статьи 1 Закона об информатизации, объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры являются информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, серверные помещения (центры обработки данных), сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения информационной безопасности и бесперебойного функционирования технических средств.

Согласно подпункту 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее – Закон о цифровых активах), майнинг – это процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных посредством блокчейна.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 9) статьи 1 Закона о цифровых активах центром обработки данных цифрового майнинга является объект информационно-коммуникационной инфраструктуры, состоящий из аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга и производственного здания, расположенного вне территории жилой зоны, использующий электрическую энергию в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике».

Таким образом, Центр обработки данных является подвидом объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры и в целом осуществляет равнозначную функцию по обработке данных путем осуществления вычислительных операций. В то же время объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры помимо вычислительных операций, используются для поддержки информационных систем, приложений и услуг.

Согласно подпункту 38-2) статьи 1 Закона об информатизации, блокчейн – это информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования.

Таким образом, для определения места реализации при оказании вышеуказанных услуг подлежат применению положения подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, согласно которых местом осуществления предпринимательской или другой деятельности налогоплательщика, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 4) части первой данного пункта, то местом реализации работ, услуг является Республика Казахстан, если лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги, имеет государственную (учетную) регистрацию в органах юстиции Республика Казахстан или состоит на регистрационном учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.

Положения подпункта 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса применяются в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.

Так как, по итогам оказываемых услуг Компанией «T» в адрес нерезидента «D» отсутствуют результаты обработки информации, следовательно, указанная услуга не является услугой по обработке информации, предусмотренной подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса.

Таким образом, учитывая норму подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, включение в облагаемый оборот по НДС, услуг по вычислительным операциям и обработке данных на сумму 3 483 294,8 тыс.тенге, оказанным Компанией «T» в адрес нерезидента «D» и соответствующее начисление НДС в сумме 417 995,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки области без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
23 февраля 2024
Дата обновления
23 февраля 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации