Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС - блок ЭСФ

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС

 

Министерство финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компания «А» на  уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные в сумме 32 529,8 тыс.тенге и  о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 40 544,4 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения к возврату суммы НДС в размере 7 546,8 тыс.тенге явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., то есть сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием у поставщиков 3 уровня ограничения выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) в информационной система электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того,  что при применении системы управления рисками по результатам налоговой проверки незаконно вменены нарушения поставщиков, относящихся к 3 уровню по отношению к Компании «А».

При этом, Компания «А»  отмечает, что в акте налоговой проверки отсутствуют факты установления рисков извлечения Компании «А»  выгоды в процессе осуществления сделок с непосредственными поставщиками.

Также в жалобе Компании «А»  указано, что в ходе проведения налоговой проверки документы, подтверждающие факт поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ представлены в полном объеме.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

 - налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

- требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «А»  предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023г. за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г. в сумме 2 143 496,9 тыс.тенге.

 Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

 Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

В ходе проверки установлено, что у Компании«А»  порог баллов не превышает 350 баллов, соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

 Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом: риска неисполнения налоговых обязательств и риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.

Необходимо отметить, что согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:

1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;

2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;         

3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).
          В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.
          При этом, пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Как указанно выше, Компанией «А» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2023г. за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г. в сумме 2 143 496,9 тыс.тенге. При этом, как указано выше, Компания «А» не согласна с неподтверждением к возврату суммы НДС в размере 7 546,8 тыс.тенге.

Так, сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения СУР, основанной на анализе сведений ЭСФ по приобретенным и реализованным товарам, работам и услуг определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления, составляет 7 546,8 тыс.тенге по 5 поставщикам.

С учетом изложенного, в связи с наличием нарушений по результатам применения СУР, выявленных при анализе сведений ЭСФ, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 7 546,8 тыс.тенге по вышеуказанным поставщикам.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 7 546,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 

Дата публикации
23 февраля 2024
Дата обновления
23 февраля 2024
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

30 июля 2025
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность государственных учреждений
Полезная информация
24 июля 2025
Льгота по таможенным платежам и налогам
Полезная информация
24 июля 2025
Классификация машины для заправки воды

Социальные медиа

Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации