Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «Р» на уведомление об устранении нарушений (далее - Уведомление) территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросам правильности классификации товаров - «мешки не для пищевой промышленности» и «мешки для строительных материалов» и достоверности заявленной таможенной стоимости данных товаров, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 10 250,1 тыс. тенге.
Компания «Р» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «Р» поясняет, что согласно акту таможенной проверки по 4 декларациям на товары (далее – ДТ) выявлена неверная классификация товаров, заявленных по коду ТН ВЭД - 6305 39 000 0, как «мешки не для пищевой промышленности» и «мешки для строительных материалов». По указанным товарам таможенным органом вынесено решение о классификации товаров, где товары классифицированы в товарной подсубпозиции ТН ВЭД – 6305 33 900 0.
Компания «Р» не согласно с решением о классификации товаров, так как не предоставляло техническое описание, фотографии, а также образцы товаров. В связи с чем, данное решение вынесено необоснованно.
Также Компания «Р» сообщает, что в рамках Уведомления о предоставлении документов и сведений предоставило в таможенный орган документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров. Таким образом, Компания «Р» считает, что им соблюдены требования таможенного законодательства и предоставлены запрашиваемые документы.
Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.
Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:
1) функция, которую товар выполняет;
2) материал, из которого сделан товар.
При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска.
Также статьей 396 Кодекса установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.
По классификации товаров.
В рассматриваемом случае Компания «Р» в рамках договора поставки осуществило ввоз из КНР товаров – «мешки для строительных материалов» и «мешки не для пищевой промышленности» с помещением под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и заявлением кода ТН ВЭД – 6305 39 000 0, как «Мешки и пакеты упаковочные: прочие» (ставка ввозной таможенной пошлины – 7%).
В соответствии со статьей 411 Кодекса, таможенным органом в адрес Компании «Р» направлено уведомление от 19.02.2019г. о проведении проверки таможенных, иных документов и сведений, заявленных в 4 ДТ и предоставления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Письмом от 25.02.2019г. Компанией «Р» предоставлены запрашиваемые документы, в том числе описание по товару - «мешок».
Согласно данному описанию мешки, изготовлены из первичного сырья, имеют белый цвет и являются самыми надежными среди остальных видов мешков из пропилена. Мешки из вторичного сырья могут быть серого или зеленого цвета. В основном такие мешки используют для сыпучих материалов, мусора, объемных грузов небольшого веса.
Мешки изготавливают из полипропиленовой рукавной ткани плотностью от 48 до 115 г/м2. Полипропиленовые мешки подходят для упаковки сыпучей продукции всех видов и по своим характеристикам они значительно лучше бумажных, льняных и жгутовых.
Согласно Пояснению к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 6305 включаются текстильные мешки и пакеты, обычно используемые для упаковки товаров при транспортировке, хранении или продаже.
К этим изделиям, различающимся по размеру и форме, относятся, в частности, гибкие промежуточные контейнеры большой емкости для угля, зерна, муки, картофеля, кофе или аналогичные мешки, мешки для почты и небольшие мешки, используемые для отправки образцов товаров по почте. В данную товарную позицию также включаются пакетики для чая.
Согласно справочным данным из интернет-ресурсов «Химические текстильные волокна» получают путем переработки разного по происхождению сырья. По этому признаку они делятся на 2 группы искусственные (вискозные, ацетатные, медно-аммиачные) и синтетические (полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые).
Основными этапами производства полипропиленовых мешков является смешивание и просушка сырья, изготовление и намотка плоской нити, производство ткани, разрезание и изготовление конечной продукции.
При этом на этапе производства ткани, круглоткацкий станок настраивают на требуемые параметры, задают плотность переплетения нитей и ширину. Полученный полипропиленовый рукав для изготовления мешков накручивают на большие бобины.
Таким образом, технология получения полипропиленовых мешков из сырья гранулированного пропилена производится нагреванием и получением тонкой пленки, далее полученную пленку нарезают на плоские нити (полосы или ленты). Из полученных нитей машинным плетением получают полипропиленовый рукав, из которых в дальнейшем изготавливают мешки.
С учетом изложенного, учитывая функцию, материал изготовления и способы производства, рассматриваемые товары – «мешки для строительных материалов» и «мешки не для пищевой промышленности» в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС - 6305 33 900 0, как «Мешки и пакеты упаковочные: из полос или лент или аналогичных форм из полиэтилена или полипропилена прочие: прочие» (ввозная таможенная пошлина – 10%).
Кроме того, рассмотрев предоставленные Компанией «Р» к жалобе документы установлено, что в одной ДТ Компанией «Р» заявлен товар – «мешки не для пищевой промышленности» по коду ТН ВЭД – 6305 39 000 0, тогда как в товаросопроводительных документах к данной ДТ (инвойс, экспортные декларации страны отправления, железнодорожные накладные) отправителем товара указан код ТН ВЭД – 6305 33 900 0.
По таможенной стоимости товаров.
Компанией «Р» ввезен и помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар – «мешки не для пищевой промышленности», по которому таможенная стоимость заявлена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ИТС – 0,40 $/кг).
Из содержания акта таможенной проверки следует, что таможенным органом проведены проверочные мероприятия на предмет занижения таможенной стоимости товаров. В ходе анализа установлено, значительное расхождение заявленной таможенной стоимости по сравнению с таможенной стоимостью товаров, импортируемых иными участниками ВЭД.
По результатам таможенной проверки таможенным органом таможенная стоимость определена по резервному методу, где в качестве источника информации использованы сведения из ДТ, где ИТС составил – 1,37 $/кг.
Для изменения метода таможенной стоимости товаров и ее увеличения послужило непредставление Компанией «Р» документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров.
При этом установлено, что для подтверждения таможенной стоимости товаров в рамках уведомления таможенного органа от 19.02.2019г. о проведении проверки таможенных, иных документов и сведений, заявленных в 4 ДТ, письмом от 25.02.2019г. Компанией «Р» представлены в таможенный орган документы, необходимые для проведения таможенного контроля, а именно копии: ДТ, инвойсов, контракта, экспортных деклараций отправителя, прайс-листов изготовителя к инвойсам, бухгалтерских документов об оприходовании товаров, банковских документов (SFIFT).
Кроме того, изменение метода определения и увеличение таможенной стоимости таможенным органом произведено только по одной ДТ, где ИТС составил - 0,40 $/кг, а по остальных трем ДТ ИТС составляет - 0,35 $/кг, при этом корректировка таможенной стоимости не произведена, то есть в действиях таможенного органа при проведении корректировки таможенной стоимости в отношении аналогичных товаров, ввезенных в рамках одного контракта от одного отправителя в адрес одного получателя, отсутствует единый подход по определению метода и величины таможенной стоимости.
Также, в акте проверки отсутствуют аргументированные доказательства невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости и не отражены результаты сравнительного анализа с указанием диапазона цен на идентичные/однородные товары. В связи с отсутствие указанных цен невозможно установить, соблюдены ли требования пункта 5 статьи 72 Кодекса по неприменению для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенного товара признаны правомерными, а в части занижения таможенной стоимости товаров признаны неправомерными.