Меню

Страницы

Статья

Специальные платежи недропользователей, НДПИ, определение средневзвешенной стомимости

  

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: НДПИ

 

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добычу полезных ископаемых, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (НДПИ).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых обязательств за период с 01.01.2016г. по 31.03.2018г. , по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДПИ сумме 4 784,7 тыс.тенге и пени в сумме 1 525,5 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью и при этом приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам проверки при определении объекта налогообложения по НДПИ в цене реализации щебня не обосновано включены транспортные расходы по доставке щебня с карьера до места получения.

Далее, в жалобе отмечено, что согласно утвержденных Компанией «А» прайс-листов предусмотрено цена щебня как со склада (самовыоз) так и цена с доставкой на склад покупателя. При этом, доставка щебня осуществлялась путем привлечения перевозчиков, их услуги были оплачены, что подтверждается бухгалтерскими документами.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «А» в нарушении статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008 г.  при определении размера объекта налогообложения по НДПИ занижена средневзвешенная цена реализации.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии со статьей 340 Налогового кодекса от 10.12.2008г. объектом обложения является физический объем добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей. При этом НДПИ не уплачивается в случаях, указанных в подпунктах 1), 2) данной статьи.

Согласно пункту 1 статьи 341 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговой базой для исчисления НДПИ на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи является стоимость объема добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей.

При этом пунктом 2 статьи 341 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что в целях исчисления НДПИ стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период.

Средневзвешенная цена реализации определяется по формуле:

Ц ср. = (V1 р.п. × Ц1 р. + V2 р.п. × Ц2 р....+ Vnр.п. × Цn р.)/V общ. реализации, где:

V1 р.п., V2 р.п.,. Vnр.п. - объемы каждой партии общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей, реализуемых за налоговый период;

Ц1 р., Ц2 р. ... Цn р. - фактические цены реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей по каждой партии в налоговом периоде;

n - количество партий реализованных общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей в налоговом периоде;

V общ. реализации - общий объем реализации общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей за налоговый период.

Средневзвешенная цена реализации применяется недропользователем ко всему объему добытых за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей, в том числе и объемам, переданным по производственной себестоимости добычи структурному подразделению в рамках одного юридического лица для последующей переработки и (или) использованным на собственные производственные нужды недропользователя, включая использование в качестве исходного сырья для производства товарной продукции.

Таким образом, стоимость добытых недропользователем за налоговый период общераспространенных полезных ископаемых и лечебных грязей определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период.

При этом, в соответствии с подпунктом 29) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса от 10.12.2008г. для целей налогообложения, понятие реализация - отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена по вопросу неисполнения Компанией «А»  уведомлений налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Компания «А» осуществляет добычу и реализацию общераспространенных полезных ископаемых (щебенистый грунт) в рамках контракта на недропользование от 12.05.2007г.

Как следует из акта тематической проверки, органом государственных доходов, в адрес Компании «А» выставлено 8 уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по занижению в Декларациях по НДПИ (ф.590.00) за периоды 2016-2017гг. стоимости добытых общераспространенных полезных ископаемых.

В ходе проведения проверки Компании «А» выставлено требование/извещение налогового органа о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов. Согласно представленному ответу от 24.05.2019г. Компания «А» уведомляет, что испрашиваемые документы не могут быть представлены, поскольку уведомления по камеральному контролю оспариваются в судебном порядке.

Решением суда по городу Астана от 15.07.2019г. и Постановлением Специализированной судебной коллегии Верховного суда Республики Казахстан от 17.10.2019г. исковые требования Компании «А» о признании незаконными и отмене уведомлений, вынесенных по результатам камерального контроля оставлены без удовлетворения.

Согласно, пояснения должностного лица, проводившего налоговую проверку, в уведомлениях об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля указано «Занижение фактической цены реализации с учетом НДС отраженной в приложении 300.07 к декларации по НДС (ф. 300.00) при сопоставлении со средневзвешенной ценой реализации в графе «Е» приложения 590.05 (до августа 2016г.) и приложения 590.04 (после августа 2016г.) к декларации по налогу на добычу полезных ископаемых» (ф.590.00).

Кроме того, при формировании Уведомлений по камеральному контролю учитывался тот факт, что исходя из регистрационных данных ИНИС РК, единственным видом деятельности Компании «А» является разработка песчаных и гравийных карьеров, соответственно реализацию другой продукции налогоплательщик не осуществляет и в целях определения средневзвешенной цены принята вся сумма реализации, отраженная в приложении 300.07.

Согласно данным Прайс-листа цена реализации щебня из плотных горных пород (ГОСТ 8267-93) фракции 5-20 мм составляет со склада Компании «А» – 2 600 тенге за метр кубический, а цена с доставкой на склад покупателя в зависимости от расположения – 3 800 - 4 000 тенге за метр кубический.

Также, согласно приложенных к жалобе счет-фактур, выставленных перевозчиками в адрес Компании «А» следует, что покупатели возмещали затраты по доставке щебня, организованной и оплаченной Компании «А».

Между тем, Компанией «А» при исчислении НДПИ стоимость добытых за налоговый период полезных ископаемых определена исходя из средневзвешенной цены товара, без включения в средневзвешенную цену стоимости услуг по доставке и НДС.

Таким образом, согласно вышеуказанным нормам Налогового кодекса средневзвешенная цена реализации для целей определения объекта обложения по НДПИ определяется с учетом объема каждой партии реализованного полезного ископаемого и фактической цены реализации каждой партии, включающей транспортные расходы налог на добавленную стоимость.

На основании вышеизложенного, результаты налоговой проверки по начислению НДПИ в сумме 4 784,7  тыс.тенге в связи с занижением средневзвешенной цены реализации, исходя из которой определяется налоговая база для исчисления НДПИ, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 

Дата публикации
24 июня 2020
Дата обновления
24 июня 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации