Меню

Страницы

Статья

КПН, увеличение дохода от списания обязательств и по сомнительным обязательствам и облагаемого оборота

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «D» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 132 160,2 тыс.тенге, пени в сумме 17 816,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 89 540,1 тыс.тенге, пени в сумме 27 352,3 тыс.тенге, уменьшении убытка на сумму 2 202 251,6 тыс.тенге.

Компания «D» не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 225, 227 Налогового кодекса по результатам которого совокупный годовой доход в виде дохода от реализации товаров (работ, услуг) за 2019г. в сумме 1 521 164,0 тыс.тенге и за 2020г. в сумме 362 357,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «К» и Компанией «С», а также дохода по вознаграждениям за 2019г. в сумме 12 947,7 тыс.тенге.

Также по результатам налоговой проверки увеличен облагаемый оборот за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 434 408,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с вышеуказанными предприятиями, а также увеличен облагаемый оборот за 4 квартал 2020г. по другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на сумму 238 872,3 тыс.тенге.

Завышены доходы от списания обязательств, от выбытия фиксированных активов, другие доходы и доход по сомнительным обязательствам за 2019-2020гг. на общую сумму 488 195,2 тыс.тенге.

Кроме того, компанией «D» в нарушение статей 242, 248, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019-2020гг. на сумму 85 566,8 тыс.тенге, а также расходы по сомнительным требованиям за 2020г. в сумме 78 218,8 тыс.тенге, по отчислениям в ГФСС, ФСМС за 2019г. в сумме 2 037,0 тыс.тенге, налоги и платежи в бюджет за 2019г. в сумме 5 858,6 тыс.тенге и другие расходы за 2019г. в сумме 11 756,6 тыс.тенге, а также отнесен НДС в зачет за 1-3 кварталы 2020г. в сумме 6 881,1 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа компания «D» не согласна из-за того, что бухгалтерский учет на предприятии велся надлежащим образом, начисленные суммы налогов по результатам проверки предъявленные к уплате, основаны на предположениях, в связи с чем, необходимо детально исследовать первичную документацию.

При этом, в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) к налоговой проверке в полном объеме были представлены первичные бухгалтерские документы.

В этой связи, Компания «D» считает увеличение совокупного годового дохода за 2019-2020гг., облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. и 1-4 кварталы 2020г., а также исключение из вычетов расходов за 2019-2020гг. необоснованным.

Проверив доводы Компании «D», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе письмом от 20.03.2023г. в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка по вопросу правильности исчисления КПН за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. и НДС за период с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.

Во исполнение данного письма, Комитетом государственных доходов на основании предписания от 29.03.2023г. проведена тематическая проверка компании «D», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 08.09.2023г. (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

Согласно пункту 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете), бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Также в акте тематической проверки указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Налогового кодекса если иное не установлено Налоговым кодексом, в случае договоренности о ведении совместной деятельности либо иной договоренности, предусматривающей двух и более участников договора о совместной деятельности без образования юридического лица (далее-договор о совместной деятельности), объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого участника договора о совместной деятельности в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Пунктом 2 статьи 199 Налогового кодекса установлено, что каждый участник договора о совместной деятельности в отношении доли своего участия самостоятельно ведет учет активов, обязательств, доходов и расходов по совместной деятельности для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Статьей 417 Налогового кодекса установлена особенность выписки счетов-фактур при реализации (приобретении) товаров, работ, услуг, осуществляемых в рамках договоров о совместной деятельности.

В ходе проведения тематической проверки установлено, что согласно данным бухгалтерского учета доходы и расходы Компанией «D»  учитывались на счетах:

счет 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг»;

счет 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг».

Также из акта тематической проверки следует, что Компанией «D» c Компанией «К» и Компанией «С» осуществлялась совместная деятельность, в том числе, по следующим договорам:

- Договор о закупках работ от 03.08.2017г.;

- Договору субподряда от 09.08.2018г.;

- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 27.05.2020г.;

- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 24.04.2020г.;

- Договор оказания услуг аренды автотранспорта и спецтехники с экипажем от 27.04.2020г.;

- Договор аренды техники от 13.12.2018г.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В ходе тематической проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса назначены и проведены встречные проверки Компании «D» с Компанией «С» и с Компанией «К».

Из акта встречной проверки от 05.06.2023г., проведенным в Компании «С», следует, что согласно представленным к встречной проверке данным бухгалтерского учета, договорам, накладным, актам выполненных работ, ЭСФ, договоров о совместной деятельности (доля участия Компании «С» составляет 100%), Компания «D» в адрес Компании «С» реализовало товаров, работ, услуг:

- за 2019г. на сумму 441 196,5 тыс.тенге;

- за 2020г. на сумму 183 319,5 тыс.тенге;

- НДС за 4 квартал 2019г. в сумме 0 тенге (проверяемый период по НДС с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.), НДС за 3 квартал 2020г. в сумме 21 997,9 тыс.тенге.

Тогда как, по акту обжалуемой налоговой проверки Компанией «D» по взаиморасчетам с Компанией «С» доход от реализации товаров (работ, услуг) составил:

- за 2019г. сумму 1 962 360,5 тыс.тенге;

- за 2020г. сумму 371 451,1 тыс.тенге.

Также, облагаемый оборот по НДС:

  • за 4 квартал 2019г. составил в сумме 16 599,9 тыс.тенге, НДС в сумме 1 992,0 тыс.тенге;
  • за 1 квартал 2020г. составил в сумме 8 551,0 тыс.тенге, НДС в сумме 1 026,1  тыс.тенге;
  • за 2 квартал 2020г. на сумму 108 212,3 тыс.тенге, НДС в сумме 12 985,4 тыс.тенге;
  • за 3 квартал 2020г. на сумму 254 687,8 тыс.тенге, НДС в сумме                30 562,5 тыс.тенге.

В акте тематической проверки указано, что расхождение в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) образовалось в результате особенности выписки счетов-фактур, установленных статьей 417 Налогового кодекса, согласно которому в счет-фактуре в разделе реквизиты получателя указываются все участники договора о совместной деятельности, а стоимость реализованных товаров, работ, услуг распределяется в зависимости от доли участия в совместной деятельности.

При этом указано, что в выписанных счетах-фактурах Компании «D» в адрес Компании «С» в соответствии с договорами о совместной деятельности доля участия Компании «С» составляет 100%, доля Компании «К» - 0%.

Вместе с тем, согласно Конструктору аналитического отчета электронных счетов-фактур (далее - КАО ЭСФ) счета – фактуры, выписанные по договору о совместной деятельности, отражаются как у Компании «С», так и у Компании «К», то есть данные по реализации товаров (работ, услуг) дублируются (дважды) у каждого покупателя, тогда как, фактически по договору получателем товаров, (работ, услуг) является только один из покупателей, в данном случае – Компания «С» (доля участия 100%).

Следовательно, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно увеличен доход Компании «D» от реализации продукции и облагаемый оборот по договору о совместной деятельности.

Таким образом, по акту тематической проверки с учетом акта встречной проверки от 05.06.2023г. по взаиморасчетам с Компанией «С» не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения:

- дохода от реализации товаров, работ, услуг за 2019г. на сумму 1 521 163,9 тыс.тенге, за 2020г. на сумму 188 131,6 тыс.тенге;

- облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. на сумму 16 599,9 тыс.тенге, НДС на сумму 1 992,0 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2020г. оборот на сумму 8 551,0 тыс.тенге, НДС в сумме                1 026,1  тыс.тенге;

- за 2 квартал 2020г. оборот на сумму 108 212,3 тыс.тенге, НДС в сумме 12 985,4  тыс.тенге;

- за 3 квартал 2020г. оборот на сумму 71 368,3 тыс.тенге, НДС в сумме 8 564,2  тыс.тенге.

Относительно Компании «К» следует отметить, что в ходе тематической проверки проведена встречная проверка в данном предприятии, по результатам которого составлен акт встречной проверки от 06.06.2023г.

Из акта встречной налоговой проверки от 06.06.2023г. следует, что согласно представленным к встречной проверке данным бухгалтерского учета, договорам, накладным, актам выполненных работ, ЭСФ, договорам о совместной деятельности, Компания «D» в адрес Компании «К» реализовало товаров, работ, услуг за 2019г. на сумму 3 841 107,5 тыс.тенге и за 2020г. на сумму 1 044 443,7 тыс.тенге.

Кроме того, в акте встречной налоговой проверки от 06.06.2023г. (проверяемый период по НДС с 01.10.2019г. по 31.12.2020г.) отражено, что облагаемый оборот Компании «К» за 4 квартал 2019г. составил в сумме 295 283,9 тыс.тенге, НДС в сумме 35 433,4 тыс.тенге, а также облагаемый оборот за 1-4 кварталы 2020г. составил в сумме 972 292,6 тыс.тенге, НДС в сумме 116 675,1 тыс.тенге.

Тогда как, по акту обжалуемой налоговой проверки Компанией «D» по взаиморасчетам с Компанией «К» доход от реализации товаров, работ, услуг составил:

- за 2019г. в сумме 4 243 882,1 тыс.тенге;

- за 2020г. в сумме 1 218 569,8 тыс. тенге;

- облагаемый оборот за 4 квартал 2019г. составил в сумме 295 283,9 тыс.тенге, НДС в сумме 35 433,4 тыс.тенге;

- за 1-4 кварталы 2020г. оборот составил в сумме 1 218 569,8 тыс.тенге, НДС в сумме 146 228,4 тыс.тенге.

В акте встречной проверки от 06.06.2023г. указано, что согласно договорам о совместной деятельности доля участия Компании «К» составляет 100%, доля Компании «С» - 0%.

При этом, как было указано ранее, согласно КАО ЭСФ счета – фактуры, выписанные Компании «D» по договору о совместной деятельности отражены как у Компании «К», так и у Компании «С», то есть выписанная счет-фактура дублируются у каждого покупателя, тогда как, фактически по договору получателем товаров, (работ, услуг) является Компания «К».

Следовательно, по результатам обжалуемой налоговой проверки необоснованно увеличен доход Компании «D» от реализации продукции и облагаемый оборот по договору о совместной деятельности.

Таким образом, по акту тематической проверки с учетом акта встречной проверки от 06.06.2023г. не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения дохода от реализации товаров, работ:

- за 2019г. на сумму 402 774,6 тыс.тенге;

- за 2020г. на сумму 174 126,1 тыс.тенге;

 - облагаемого оборота за 3-4 кварталы 2020г. на сумму 246 277,3 тыс.тенге, НДС на сумму 29 553,3 тыс.тенге.

Кроме того, согласно представленным документам (оборотно-сальдовые ведомости, регистры налогового учета, счета-фактуры, акты выполненных работ и.т.д.) облагаемый оборот за 4 квартал 2020г. по другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям составил в сумме 24 149,4 тыс.тенге, НДС в сумме 2 897,9 тыс.тенге, тогда как, по результатам обжалуемой проверки облагаемый оборот определен в сумме 263 021,7 тыс.тенге, НДС в сумме 29 058,2 тыс.тенге.

Следовательно, по результатам тематической проверки также не подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки в части увеличения облагаемого оборота за 4 квартал 2020г. на сумму 238 872,3 тыс.тенге (263 021,7-24 149,4), НДС в сумме 26 160,3 тыс.тенге (29 058,2-2 897,9).

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены результаты налоговой проверки в части увеличения совокупного годового дохода:

- за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге;

- за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге;

- облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. на сумму 673 281,3 тыс.тенге.

Относительно исключения расходов из вычетов за 2019-2020гг. следует отметить, что расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использовании (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

При этом, согласно представленным к тематической проверке документам (оборотно-сальдовые ведомости, регистры налогового учета, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие) подтверждены результаты обжалуемой проверки от 09.01.2023г. №262 в части исключения из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019-2020гг. на сумму 85 566,8 тыс.тенге, расходов по сомнительным требованиям за 2020г. в сумме 78 218,8 тыс.тенге, по отчислениям в ГФСС, ФСМС за 2019г. в сумме 2 037,0 тыс.тенге, налогам и платежам в бюджет за 2019г. в сумме 5 858,6 тыс.тенге и других расходов за 2019г. в сумме 11 756,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-3 кварталы 2020г. в сумме 6 881,1 тыс.тенге. Согласно ответу на предварительное решение от 06.10.2023г. Компания «D» признает исключение данных расходов.

На основании изложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, увеличение совокупного годового дохода за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге, а также облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге и за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 673 281,3 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН, НДС и уменьшение убытка в указанной части по результатам налоговой проверки являются необоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН, НДС и уменьшения убытка в связи с увеличением совокупного годового дохода за 2019г. в сумме 1 923 938,5 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 362 357,7 тыс.тенге, а также облагаемого оборота за 4 квартал 2019г. в сумме 16 599,9 тыс.тенге, за 1-4 кварталы 2020г. в сумме 673 281,3 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
24 ноября 2023
Дата обновления
24 ноября 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область
Информация
02 июня 2025
Министерство финансов РК продолжает работу по укреплению этических стандартов среди госслужащих

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации