Меню

Страницы

Статья

Классификация товара - мазут топочный 100

Таможенные споры

Юридическое лицо

Классификация товаров

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «Р» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товара – «мазут топочный 100», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 155 378, 4 тыс. тенге.

Компания «Р» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «Р», не признавая вины в части недостоверной классификации товара, вынужденно оплатила начисленные таможенные платежи и налоги по 55 вагонам-цистернам, которые с сентября 2022 года запрещены к выезду с территории ЕАЭС, для завершения таможенной проверки и, как результат, направления таможенным органом письма в таможню на границе о выпуске груза.

Согласно заключений экспертизы, отобранные в октябре 2022 года пробы идентифицированы как нефтепродукт, тяжелый дистиллят.

Оставшиеся пробы образцов мазута, взятых таможней на границе, получены Компанией «Р» для проведения экспертизы на территории Казахстана специалистами в области экспертизы нефтепродуктов аккредитованной на территории Таможенного союза лаборатории «O», которые 17.01.2023г. пришли к выводу, что композитный образец является мазутом.

Компания «Р» полагает, что в соответствии с дополнительным примечанием ЕАЭС к группе 27 ТН ВЭД, экспертиза проведена с ненадлежащей оценкой классификационных признаков, отличающих мазут топочный от прочих тяжелых дистиллятов:

  • температура начала кипения составляет 2000 С или более по методу ASTM D 86;
  • количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 3500 С по методу ASTM D 1160, составляет не более 17 об.%;
  • содержание серы не более 1 мас.%.

По мнению Компании «Р», изначально заявленный декларантом код ТН ВЭД ЕАЭС – 2710 19 620 1 соответствует применимым классификационным признакам и описанию товара, приведенному в графе 44 ДТ, что подтверждается:

  • заключением независимой экспертизы «O»;
  • предварительным решением о классификации товара;
  • техническими паспортами производителя.

Также в жалобе указано о направлении в таможенный орган двух ходатайств о назначении повтороной экспертизы, которые не были удовлетворены.

На основании изложенного, Компания «Р» просит отменить уведомление о результатах проверки таможенного органа полностью.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно статье 40 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) под классификацией товаров понимается поэтапное отнесение рассматриваемых товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям по ТН ВЭД.

Классификация товаров осуществляется исходя из основных критериев:

1) функция, которую товар выполняет;

2) материал, из которого сделан товар.

При этом соблюдается принцип однозначного отнесения товаров с учетом степени их обработки к товарным подсубпозициям на основе применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД и примечаний к разделам, группам (в том числе примечаний к товарным позициям, субпозициям), а также дополнительных примечаний, которые разъясняют специфические классификационные вопросы.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения.

В рассматриваемом случае, Компания «Р» на основании внешнеэкономического договора купли-продажи нефтепродуктов осуществило экспорт в Швейцарию товара – «мазут топочный 100».

При таможенном декларировании декларантом заявлен код ТН ВЭД – 2710 19 620 1 «мазуты с содержанием серы не более 1 мас.%, для прочих целей: топлива жидкие, тяжелые дистилляты, за исключением за исключением содержащих биодизель» со ставкой вывозной таможенной пошлины в размере 30 долларов США за 1 тонну, в соответствии Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17.02.2016г. №81 «Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия и Правил расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти» (далее – приказ №81).

Таможней на границе 17.10.2022г. и 19.10.2022г. проведен таможенный досмотр 54 железнодорожных вагонов со взятием проб и образцов товара – «мазут топочный 100», задекларированного Компанией «Р» с заявленным кодом ТН ВЭД – 2710 19 620 1, соответствующему термину «мазут».

Для проведения таможенной экспертизы перед таможенным экспертом поставлены вопросы:

  1. Идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в 31 графе ДТ, его фактическим характеристикам?
  2. Определить, обладает ли образец (проба) товара свойствами сырого нефтепродукта или сырой нефти?
  3. Определить фракционный состав по методу ASTM D 86.
  4. Определить плотность (в кг/м3) образца (пробы) товара.
  5. Определить содержание серы (мас.%) в пробе товара.
  6. Является ли проба товара нефтепродуктом, если да, то каким (легким, средним, тяжелым дистиллятом)?
  7. Определить количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350 С по методу ASTMD 1160?
  8. Каковы физико-химические показатели образца (пробы) товара в соответствии с дополнительными примечанием 2е) к группе ТН ВЭД?

Согласно заключениям экспертизы от 14.11.2022г. и от 16.11.2022г. таможенные эксперты пришли к следующим выводам:

  1. Представленные на исследования пробы представляют собой нефтепродукт – тяжелый дистиллят. По установленным показателям количества керосино – газойловых фракций, перегоняющихся до 350°C по методу ASTM D 1160 (составляет более 17 об.%), по методу ASTM D 86, пробы не соответствуют требованиям дополнительного примечания 1 ЕАЭС к группе 27 ТН ВЭД для мазута.
  2. Представленные на исследования пробы не обладают свойствами сырого нефтепродукта или сырой нефти.
  3. Фракционный состав исследованных проб представлен в Таблице 1.
  4. Плотность исследованных проб представлена в Таблице 1.
  5. Содержание серы в исследованных пробах составило 0,772 мас.%.
  6. Исследованные пробы представляют собой нефтепродукт, тяжелый дистиллят.
  7. Количество керосино – газойлевых фракций, перегонящихся до 350°C по методу ASTM D 1160 (при давлении в системе 5 мм. рт. ст.), составило 70 об.%.
  8. Физико-химические показатели исследованных проб приведены в Таблице №1.

 

1

Кинематическая вязкость при 50°C, мм2/с

132,6

2

Кинематическая вязкость при 80°C, мм2/с

20,8

3

Колориметрическая характеристика при смешении с четыреххлористым углеродом в соотношении 1:100, ед.

>7,5

4

Содержание сульфатной золы, мас.%

0,02

5

Индекс омыления

менее 4

 

Согласно дополнительному примечанию №1 ЕАЭС к ТН ВЭД, в подсубпозиции 2710 19 620 1 термин «мазуты» означает тяжелые дистилляты, температура начала кипения которых 2000 С или более по методу ASTM D 86, количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 3500 С по методу ASTM D 1160, составляет не более 17 об.%.

Таким образом, из трех основных классификационных признаков мазута, по признаку «количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 3500 С по методу ASTM D 1160», товар по ДТ от 22.09.2022г. не соответствует дополнительному примечанию №1 ЕАЭС к ТН ВЭД, поскольку вместо показателя «не более 17 об.%» экспертиза показала – «70 об.%» согласно Таблице №2.

 

Классификационные признаки

Экспертиза РФ

Соответствие

Температура начала кипения составляет 2000 С или более по методу ASTM D 86

Температура начала кипения составляет 2300 С или более по методу ASTM D 86

Соответствует

Количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 3500 С по методу ASTM D 1160, составляет не более 17 об.%

Количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 3500 С по методу ASTM D 1160, составляет 70 об.%

Не соответствует

Содержание серы не более 1 мас.%

Содержание серы 0,772 мас.%

Соответствует

 

На основании заключений экспертизы таможенным органом в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, пояснениями к разделу раздел V товарной позиции 2710 ТН ВЭД вынесено решение о классификации товара от 05.01.2023г. (далее – Решение о классификации) с принятием по товару - «мазут топочный 100» кода ТН ВЭД – 2710 19 620 9, вместо заявленного Компанией «Р» кода ТН ВЭД – 2710 19 620 1 согласно Таблице №3.

 

Заявленный в ДТ код ТН ВЭД

 2710 19 620 1

Принятый код ТН ВЭД

 2710 19 620 9

мазуты с содержанием серы не более 1 мас.%, для прочих целей: топлива жидкие, тяжелые дистилляты, за исключением содержащих биодизель.

«прочие топлива жидкие с содержанием серы не более 1 мас. 1%, для прочих целей: тяжелые дистилляты, за исключением содержащих биодизель».

 

Тем самым, исходя из классификационных признаков, отличающих мазут топочный от прочих тяжелых дистиллятов, в соответствии с заключениями экспертизы РФ и Решением о классификации, товар Компании «Р» в соответствии с ОПИ 1 включается в товарную подсубпозицию 2710 19 620 9, как «Прочие топлива жидкие с содержанием серы не более 1 мас. 1%, для прочих целей: тяжелые дистилляты, за исключением содержащих биодизель».

         По товарной подсубпозиции ТН ВЭД – 2710 19 620 9 приказом №81 утверждена ставка вывозной таможенной пошлины 60 долларов США за 1 тонну, в связи с чем у Компании «Р» образовалась обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в сумме 143,3 млн. тенге.

Относительно двух ходатайств Компании «Р» о назначении повторной экспертизы, которые не были удовлетворены, и заключения независимой экспертизы «O» необходимо отметить, что положения о проведении таможенной экспертизы, назначаемой таможенными органами, регламентированы главой 54 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 471 Кодекса для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов, либо согласно пункту 2 статьи 471 Кодекса, при необходимости использования специальных знаний и применения технических средств отбор проб и (или) образцов товаров может производиться с участием таможенного эксперта (эксперта).

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 473 Кодекса, при назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе заявлять ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы.

Пунктом 2 статьи 470 Кодекса установлено, что в случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза. Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же товаров и для решения тех же вопросов, которые исследовались при ранее проведенной таможенной экспертизе.

Из заключений экспертизы следует, что образцы товаров - «мазут топочный M-100» отобраны согласно актам отбора проб и образцов товаров от 17.10.2022г. и 19.10.2022г., далее оставшиеся пробы образцов 24.12.2022г. получены представителями Компании «Р» для проведения объективной независимой экспертизы на территории Республики Казахстан.

Согласно пункту 6 ГОСТа 2517-2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» объединенную пробу нефти и нефтепродукта делят на 2 равные части. Одну часть пробы анализируют, другую – хранят опечатанной на случай разногласий в оценке качества нефти или нефтепродукта.

Для нефтепродуктов, предназначенных для экспорта, срок хранения проб на случай разногласий в оценке качества составляет 4 месяца.

Таким образом, срок для проведения таможенной экспертизы в рассматриваемом случае истек 17.02.2023г. и 19.02.2023г., соответственно.

С учетом изложенного, для объективного исследования и проведения таможенной экспертизы необходимо было направить пробы образцов товаров в таможенный орган с ходатайством о проведении таможенной экспертизы до истечения срока хранения проб в соответствии с положениями главы 54 Кодекса.

Однако Компания «Р» обратилась с ходатайством о проведении таможенной экспертизы в таможенный орган 10.02.2023г., не представив пробы образцов товаров. Таможенный орган письмом от 28.02.2023г. предоставил Компании «Р» разъяснение о необходимости представить пробы образцов товаров для проведения повторной таможенной экспертизы.

В повторном ходатайстве от 13.03.2023г. Компания «Р» вновь не приложила пробы образцов товаров, в связи с чем таможенным органом письмом от 04.04.2023г. вновь предоставлено разъяснение о необходимости представить пробы образцов товаров.

После предоставления 10.04.2023г. (через 2 месяца после истечения срока хранения) Компанией «Р» проб таможенным органом вынесено решение о назначении повторной таможенной экспертизы, однако согласно ответа Центральной таможенной лаборатории Комитета государственных доходов от 19.04.2023г. в проведении повторной таможенной экспертизы отказано ввиду истекшего 4-х месячного срока хранения представленных образцов товаров.

В ходе рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом направлен запрос в Федеральную таможенную службу России (от 25.05.2023г.), на который получен ответ относительно того, что заключения экспертизы содержат достаточные и обоснованные выводы в отношении исследованного товара, являются мотивированными и достоверными, соответствуют требованиям статьи 391 Таможенного кодекса ЕАЭС (от 23.06.2023г.). В ответе также указано, что в рамках уголовного дела судебная экспертиза не назначалась, а сообщение по факту контрабанды 20.03.2023г. передано по подследственности в органы внутренних дел России.  

Принимая во внимание вышеизложенное, начисление вывозной таможенной пошлины по результатам таможенной проверки в связи с неверной классификацией товара – «мазут топочный 100» является правомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенного товара признаны правомерными.

Дата публикации
25 сентября 2023
Дата обновления
25 сентября 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации