Меню

Страницы

Статья

КПН-исковая давность

 

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Н» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная проверка Компании «Н» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2010г. по 26.03.2015г., по результатам которой вынесено уведомление от 21.11.2022г. №486 о начислении КПН в сумме 274 129,9 тыс.тенге и пени 111 315,2 тыс.тенге, НДС в сумме 180 345,0 тыс.тенге и пени 119 307,5 тыс.тенге.

Компания «Н», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно срока исковой давности

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 48 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.), где на дату вынесения обжалуемого уведомления от 21.11.2022г. срок исковой давности в части начисления налогов за проверяемый период не истек.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что в рамках досудебного расследования по уголовному делу №14751501100064 проводились судебно-экономические экспертизы, не подтвердившие выводы налогового органа, изложенные в акте документальной налоговой проверки №486 от 27.11.2015г.,  и 14.09.2018г. досудебное расследование было прекращено.

Компания «Н» считает, что в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. истек срок исковой давности по налоговым обязательствам за период с 01.01.2010г. по 26.03.2015г.

Проверив доводы Компании «Н», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьей 638 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) (в редакции, действующей до 01.01.2018г.) в случае проводимой в рамках возбужденного уголовного дела налоговой проверки уведоление о результатах проверки налогоплптельщика, в отношение которого возбуждено уголовное дело, выносится по завершении рассмотрения такого уголовного дела.

При этом, согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет пять лет.

Аналогично, согласно пункту 1 статьи 159 Налогового кодекса от 25.12.2017г. решением по результатам налоговой проверки является уведомление о результатах проверки, выносимое по завершении налоговой проверки.

Пунктом 4 статьи 159 Налогового кодекса от 25.12.2017г. определено, что в случае проводимой в рамках досудебного расследования налоговой проверки уведомление о результатах проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится после завершения рассмотрения уголовного дела.

При этом уведомление о результатах проверки выносится и вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней со дня получения официального документа, подтверждающего завершение уголовного дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в редакции, действующей до 01.01.2020г., если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет пять лет, а в редакции, действующей с 01.01.2020г., срок исковой давности составляет три года.

При этом, подпунктами 1) и 2) пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. (в редакции, действующей до 01.01.2022г.) предусмотрено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

При этом, согласно пункту 18 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» применительно к праву налогового органа на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, основанием для проведения настоящей проверки является постановление о назначении комплексной документальной налоговой проверки, вынесенное старшим следователем по особо важным делам 1-го отдела Управления по расследованию правонарушений в налоговой и таможенной сферах Службы экономических расследовании.

По результатам налоговой проверки составлен акт налоговой проверки №486 от 27.11.2015г.

Департамент экономического расследования письмом от 18.11.2022г. №46449 известил налоговый орган о прекращении 14.09.2018г. уголовного дела №14751501100064 в порядке статьи 35 части 1 пункта 2 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в отношении Компании «Н», возбужденного по статье 245 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Налоговым органом со дня получения официального документа, подтверждающего завершение уголовного дела, сформировано уведомление о результатах проверки от 21.11.2022г. №486, которое вручено Компании «Н» посредством почтовой связи 24.11.2022г., о чем свидетельствует отметка о вручении уведомления почтового отделения.

Следовательно, поскольку в соответствии с подпунктом 3) пункта 8 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности был приостановлен в связи с производством по уголовному делу, соответственно, на дату вынесенного обжалуемого уведомления о результатах проверки от 24.11.2022г. срок исковой давности не истек.

Таким образом, поскольку на дату вынесения обжалуемого уведомления от 21.11.2022г. срок исковой давности в части начисления налогов за проверяемый период не истек, соответственно, начисление КПН, НДС, ИПН и социального налога за период с 01.01.2010г. по 26.03.2015г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно увеличения дохода по сомнительным обязательствам за 2013г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 89 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. в совокупный годовой доход за 2013г. не включены доходы по сомнительным обязательством в сумме 567 683,3 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Н» не согласна из-за того, что начисление налогов и вынесение уведомления считает незаконными и нарушающими права Компания «Н».

Из жалобы следует, что в 2009-2010гг. между Компанией «Н» и Компанией «I» были заключены различные договоры, в том числе договоры на аренду помещений. При этом общая задолженность Компании «Н» перед Компанией «I» составила сумму 1 572 776,9 тыс.тенге и через три года данная сумма стала сомнительным обязательством, которая подлежит включению в доход по сомнительным  обязательством Компании «Н».

Также Компания «Н» в жалобе указывает, что кредиторскую задолженность за период с января по ноябрь 2009г. перед Компанией «I»  необходимо признать доходом по сомнительным обязательством за 2012г., а кредиторская задолженность по аренде за период с января по ноябрь 2010г. должна быть признана как доход по сомнительным обязательствам в 2013г.

Далее, Компания «Н» в жалобе отмечает, что в 2011г. Компания «Н» переуступила Компании «В» право требования долга с Компанией «I» и соответственно, обязательства перед Компания «В» возникают с 2011г., в этой связи срок исполнения обязательств истек в 2014г.

При этом, Компания «Н» в жалобе указывает, что только часть суммы имеет отношение к аренде производственных помещений, а часть относится к прочим обязательствам, по которым предусмотрены другие сроки исполнения.

Проверив доводы Компании «Н», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 стати  85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход по сомнительным обязательствам.

Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным доходам работников, определяемым в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода, определяемого в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, признаются сомнительными. В доход по сомнительным обязательствам по полученным кредитам (займам, микрокредитам) не включается сумма полученного кредита (займа, микрокредита).

Указанные сомнительные обязательства подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика, за исключением налога на добавленную стоимость, который подлежит исключению из зачета в порядке, установленном разделом 8 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 89 Налогового кодекса доход по сомнительным обязательствам признается в налоговом периоде, в котором истек трехлетний период, исчисляемый:

1) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам кредита (займа, микрокредита), – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты вознаграждения в соответствии с условиями договора кредита (займа, микрокредита);

2) по сомнительным обязательствам, возникшим по договорам лизинга, – со дня, следующего за днем наступления срока уплаты лизингового платежа в соответствии с условиями договора лизинга;

3) по сомнительным обязательствам, возникшим по начисленным доходам работников, – со дня начисления доходов работников в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса;

4) по сомнительным обязательствам, не указанным в подпунктах 1) – 3) настоящего пункта:

со дня, следующего за днем окончания срока исполнения обязательства по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого определен;

со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг по обязательству по приобретенным товарам (работам, услугам), срок исполнения которого не определен.

В рассматриваемом случае, из акта налоговой проверки следует, что у Компании «Н» по итогам 2009г. числится кредиторская задолженность за оказанные услуги по аренде производственных помещений без учета НДС перед Компанией «I» в сумме 567 683,3 тыс.тенге.

При этом, в акте налоговой проверки указано, что согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2009г. в разделе «Вычеты» сумма 567 683,3 тыс.тенге учтена в качестве расходов, сложившаяся в результате аренды производственных помещений, приобретенных у Компании «I».

Необходимо отметить, что Компания «Н» подтверждает наличие кредиторской задолженности перед Компанией «I», возникшей в период 2009-2010гг. в сумме 1 572 776,9 тыс.тенге, в том числе кредиторская задолженность по состоянию на 31.12.2009г. в сумме 567 683,3 тыс.тенге.

Вместе с тем, Компания «I» переуступило право требования долга Компании «В»  согласно Договора об уступке прав  кредитора от 22.07.2011г., Договора об исполнении обязательств от 12.08.2011г. по Договору об уступке прав кредитора от 22.07.2011г. и Дополнительное соглашение от 25.06.2012г., который подтверждает кредиторскую задолженность в сумме 567 683,3 тыс.тенге.

Вместе с тем, согласно пунктам 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса от 25.12.2017г. встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В данном случае, в ходе налоговой проверки были направлены запросы в Управление государственных доходов на проведение встречной налоговой проверки по взаиморасчетам Компании «Н» с Компанией «В» от 09.07.2015г. №5183, а также запрос от 22.06.2015г. №4 с Компанией «I».

При этом, Управлением государственных доходов запрос на проведение встречной налоговой проверки по взаиморасчетам Компании «Н» с Компанией «В» от 09.07.2015г. №5183 прекращен в связи с отсутствием данного налогоплательщика по юридическому адресу.

По Компании «I»  отмечено, что согласно акту встречной проверки от 30.06.2015г. №88  не имелось возможности подтвердить взаиморасчеты между данным предприятием и Компанией «Н».

При этом, в акте встречной проверки от 30.06.2015г. №88  указано, что Компания «I» по месту налогооблагаемого объекта состоит на учете в Управлении государственных доходов с 15.10.2004г. и руководителем является нерезидент Республики Казахстан физическое лицо «Н.С.Н.".

Также в акте встречной проверки от 30.06.2015г. №88  отмечено, что с 2011г. приостановлены расходные операции по банковским счетам и по решению налогового органа 26.08.2014г. снят с учета по НДС.

Кроме того, в соответстви  со статьей 559 Налогового кодекса, а также направлено письмо в Службу экономических расследований налогового органа №РУГД-40-3-2/81 от 30.06.2015г.

Таким образом, в ходе налоговой проверки не подтверждено исполнение Компанией «Н», Компанией «I» и Компанией «В» условий договоров об уступке прав кредитора от 22.07.2011г., об исполнении обязательств от 12.08.2011г. и дополнительного соглашения от 25.06.2012г.

Необходимо отметить, согласно декларации по КПН (ф.100.00) за 2011г. Компания «В», в строке 100.19.003 «Краткосрочная дебиторская задолженность» в приложении №19 (ф.100.19) «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» отражена краткосрочная дебиторская задолженность на начало отчетного периода (2011г.) в сумме 1 865 054,7 тыс.тенге и на конец отчетного периода (2011г.) в сумме 1 920 655,6 тыс.тенге, то есть увеличена задолженность на сумму 55 600,9 тыс.тенге.

Тогда как, согласно условиям договоров об уступке прав кредитора от 22.07.2011г., об исполнении обязательств от 12.08.2011г. и дополнительного соглашения от 25.06.2012г. Компанией «В» получено право требования от Компании «Н» кредиторской задолженности в сумме 1 572 776,9 тыс.тенге, возникшее перед Компанией «I».

Соответственно, согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за 2011г. также не подтверждается исполнение Компанией «Н», Компанией «I»  и Компанией «В» условий договоров об уступке прав кредитора от 22.07.2011г., об исполнении обязательств от 12.08.2011г. и дополнительного соглашения от 25.06.2012г.    

Далее, Специализированным межрайонным экономическим судом от 17.06.2016г. (далее – Решение СМЭС от 17.06.2016г.) вынесено решение признать банкротом Компании «В» и ликвидировать данное предприятие с возбуждением процедуры банкротства.

При этом, в Решении СМЭС от 17.06.2016г. указано, что кредиторская задолженность Компании «В» перед налоговым органом составляет сумму 5 236,0 тыс.тенге, в том числе основной долг в сумме 3 618,9 тыс.тенге.

Также, в решении СМЭС от 17.06.2016г. отражено, что за Компанией «В» имеется на праве собственности только земельный участок: кадастровый номер №15-164-021-136 находящийся по адресу: Чермошнянский сельский округ.

Следует также отметить, что отсутствуют движимое имущество, денежные средства на расчетных счетах и другие активы для погашения кредиторской задолженности.

Соответственно, Решением СМЭС от 17.06.2016г. также не подтверждено наличие дебиторской задолженности в качестве актива у Компании «В», возникшее перед Компанией «Н», согласно условиям договоров, об уступке прав кредитора от 22.07.2011г., об исполнении обязательств от 12.08.2011г. и дополнительного соглашение от 25.06.2012г.    

Учитывая вышеизложенное, договоры об уступке прав кредитора от 22.07.2011г., об исполнении обязательств от 12.08.2011г. и дополнительного соглашения от 25.06.2012г. не могут быть признаны в качестве доказательств об изменении срока исполнения по уплате кредиторской задолженности Компании «Н» перед Компанией «I».

При этом, как указано выше, кредиторская задолженность Компании «Н» перед Компанией «I», образованные в 2009-2010гг., согласно приложенным к жалобе документам составляет сумму 1 572 776,9 тыс.тенге, что превышает сумму дохода по сомнительным обязательствам, определенного по результатам налоговой проверки за 2013г., в размере 567 683,3 тыс.тенге, соответственно, признание доходом по сомнительным обязательством данной суммы за указанный налоговый период и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными. 

  1. Относительно исключения из вычетов расходов за 2013-2014гг.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 100 Налогового кодекса исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (работ, услуг) за 2013-2014гг. в общей сумме 435 063,8 тыс.тенге по причине отсутствия документального подтверждения.

С данным выводом налогового органа Компания «Н» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы за 2013г. всего на сумму 433 809,5 тыс.тенге, в том числе:

- расходы по электроэнергии, услуги связи, услуги по страхованию, по оценке имущества за 2013г. на сумму 71 620,7 тыс.тенге;

- расходы по прочим расходам за 2013г. на сумму 362 188,8 тыс.тенге.

Также по мнению Компании «Н», по результатам налоговой проверки необоснованно исключен из зачета НДС за 2013г. по взаиморасчётам с Компанией «С» и Компанией «М» в сумме 1 947,9 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам налоговой проверки, по мнению Товарищества, неправомерно исключены расходы по приобретению услуг и работ за 2014г. в сумме 1 254,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б», Компанией «S», Компанией «Г».

Проверив доводы Компании «Н», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны содержать обязательные реквизиты и быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства РК.

Необходимо отметить, что согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки налоговым органом выставлено требование/извещение от 20.03.2015г. о предоставлении в срок до 29.05.2015г. все подтверждающие документы по доходам и расходам, связанным с исчислением налогов, и направленных на получение дохода, однако Товариществом законные требования налогового органа не выполнены и к налоговой проверке документы не были представлены.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, Компанией «Н» в нарушение вышеуказанной нормы к жалобе не приложены документы, на которых Компания «Н» основывает свои требования, а также первичные документы, подтверждающие обстоятельства по необоснованному исключению из вычетов расходов по приобретению прочих услуг и работ.

На основании вышеизложенного, учитывая норму пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса, исключение из вычетов расходов за 2013г. на сумму 433 809,5 тыс.тенге, за 2014г. в сумме 1254,3 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за указанные налоговые периоды по результатам налоговой проверкой является обоснованным.

Дата публикации
25 июля 2023
Дата обновления
25 июля 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации