Меню

Страницы

Статья

Возврат НДС

 

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС

 

 

Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «T» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

 Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 564 332,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в размере 39 571,4 тыс.тенге, пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 75 946,2 тыс.тенге,    предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 564 332,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в размере 39 571,4 тыс.тенге, пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 75 946,2 тыс.тенге.

Компания «T» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в части суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в сумме 39 571,4 тыс.тенге, и начислении пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

Из жалобы Компании «T» следует, что по результатам тематической проверки установлено, что ранее согласно акту налоговой проверки от 15.05.2019г. №45 произведен возврат из бюджета превышения НДС в сумме 39 571,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компании «S». При этом, органом государственных доходов по ранее проведенным проверкам на основании предписаний от 05.08.2019г., от 12.11.2019г. и от 14.02.2020г. нарушения не установлены.

Также Компания «T» в жалобе указывает, что в течение ноября и декабря месяцев 2018г. Компании «S» оказало услуги по техобслуживанию, транспортные и услуги энергетического обследования. Все обязательства по договорам были исполнены сторонами полностью, своевременно и надлежащим образом.

Кроме того, Компания «T» в жалобе указывает, что решением Специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы от 14.12.2020г. (далее - СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г.) регистрация Компании «S» признана недействительной и ответственность за нарушение во время регистрации и перерегистрации юридического лица возложена на данное предприятие.

Учитывая вышеизложенное, Компания «T» просит отменить уведомление о результатах проверки в части сумм превышения НДС, ранее возвращенной из бюджета в сумме 39 571,4 тыс.тенге не подтвержденной к возврату по взаиморасчетам с Компанией «S».

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, ранее возвращенная из бюджета на сумму 39 571,4 тыс.тенге и не подтвержденная к возврату по взаиморасчетам с Компанией «S» в соответствии с пунктом 5 статьи 431 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.  подлежит возврату в бюджет.

Проверив доводы Компании «T», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии пункта 5 статья 431 Налогового кодекса сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость,  возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщику ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Налогового кодекса в пользу данного налогоплательщика, пеня, перечисленная ранее налогоплательщику и приходящаяся на возвращенную сумму превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Согласно пункту 6 статьи 431 Налогового кодекса суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, по результатам тематической проверки от 15.05.2019г. №45 произведен возврат превышения суммы НДС, предъявленной к возврату по требованию Компании «T» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в сумме 291 099,4 тыс.тенге, в том числе в сумме 39 571,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S».

Вместе с тем, в ходе налоговой проверки установлено, что решением СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. государственная регистрация Компании «S» признана недействительной от 09.07.2018г.

В данном решении СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. следует, что отсутствие Компании «S» по юридическому адресу свидетельствует об отсутствии постоянно действующего органа руководителя и других лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать.

Также в решении СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. указано, что судом достоверно установлено отсутствие намерения налогоплательщика осуществлять свою деятельность по месту регистрации, что влечет невозможность осуществления органами государственных доходов налогового контроля деятельности товарищества.

В связи с чем, учитывая нормы подпункта 4) пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса решением налогового органа Компания «S» снято с регистрационного учета по НДС с 13.11.2018г., то есть с даты регистрации.

Необходимо отметить, согласно подпункту 4) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением сделок, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, согласно подпункту 4) статьи 403 Налогового кодекса налоговый орган по результатам налоговой проверки от 23.08.2021г. №25 были исключены НДС из зачета за 4 квартал 2018г. в сумме 39 664,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S», соответственно, не подлежит возврату превышение НДС в указанной сумме.

Следует указать, что согласно пункту 19 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 сумма превышения НДС, по которой услугополучателем в декларации указано требование, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет услугополучателем при его согласии в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения НДС услугополучателю ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Налогового кодекса в пользу данного услугополучателя, пеня, перечисленная ранее услугополучателю и приходящаяся на возвращенную сумму превышения НДС, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет при его согласии в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

На основании вышеизложенного, согласно пункта 5 статьи 431 Налогового кодекса начисление суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 39 571,4 тыс.тенге и начисление пени в сумме 22 062,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Дата публикации
25 июля 2023
Дата обновления
25 июля 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау
Информация
02 июня 2025
Рабочий визит представителей Министерства финансов в Карагандинскую область

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации