Меню

Страницы

Статья

КПН, НДС -отнесены на вычеты расходы НДС в зачет по приобретению транспортно-экспедиторских услуг

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора  (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 176 492,4 тыс.тенге, пени в сумме  42 849,3 тыс.тенге, НДС в сумме 105 895,4 тыс.тенге и пени в сумме 27 342,4 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статей 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.

Из жалобы Компании «К» следует, что Компания «К» специализируется на оказании услуг в сфере логистики и обслуживает договоры поставок, выполняет функции единственного дистрибьютора брендов «Samsung», «Hyundai», и «CAS LG» по поставкам запасных частей и материалов для сервисного обслуживания на территории Республики Казахстан и Средней Азии. Также осуществляет поставку, таможенное оформление товаров, обеспечивает поставки всех необходимых рекламных материалов и оборудования, а также оказывает логистические услуги сторонним компаниям.

Компания «К» в жалобе указывает, что заключены договоры с логистическими и транспортными компаниями, оказывающими свои услуги Компании «К» по максимально выгодным ценам, в связи с большим объемом услуг, требующие услуги перевозок, хранения и доставок с учётом особенностей груза. Прибыльность бизнеса обеспечивается за счёт отработанных бизнес-процессов, хранение и складирование товара соответствует современным требованиям и технологиям, высокое качество и оперативность отгрузок и доставка товара покупателям.

Компания «К» в период проведения проверки предоставило все сведения и документы, запрашиваемые органами государственных доходов в требовании. Необходимые сведения и документы были представлены нарочно.

Из жалобы также следует, что по результатам налоговой проверки исключены расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с поставщиками транспортно-экспедиторских услуг Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е», в связи с предоставлением не полного ответа на требование налогового органа от 12.12.2022г, по которому требовалось предоставить информацию о видах транспортных средств, осуществивших перевозку (Ж/Д, авто или авиационный), технического паспорта, а также сведения о материально - ответственных лицах, в том числе Ф.И.О. ответственных за доставку и прием передачу грузов.

Указанные контрагенты забирали и доставляли грузы в оговорённые сроки в полном объёме. Предоставляемые транспортные услуги отслеживаются в онлайн режиме с покупателями, в связи с чем необходимости в составлении дополнительной документации между Компанией «К» и поставщиками логистических услуг не возникало, учет транспортных средств и водителей не производился.

Из акта проверки следует, что в нарушение требований статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «К» необоснованно отнесены расходы на вычеты за 2019-2021гг. на сумму 852 997,7 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2019г., 3-4 кварталы 2020г., 1-4 кварталы 2021г. на сумму 102 359,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

Подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса предусмотрено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

 Таким образом, на вычеты относятся расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных Налоговым кодексом.

 Вместе с тем пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

 В пунктах 2 и 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами - нерезидентами или юридическими лицами - нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

 Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

 Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 689 главы 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте.

 Согласно нормам главы 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства Республики Казахстан (далее - Правила №546) перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

 В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и перевозчиком.

 Путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.

 Отрывной талон путевого листа заполняется грузоотправителем и является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю. Отрывной талон прилагается к счету, а путевой лист остается у перевозчика, в котором повторяются идентичные записи о времени работы автотранспортного средства у грузоотправителя (грузополучателя).

 Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет.

 Заполнение путевого листа осуществляется перевозчиком. При этом отдельные данные заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем).

 Путевые листы оформляются перевозчиком на одну смену (рейс) с указанием даты выдачи, подписью уполномоченного лица перевозчика, штампом или печатью перевозчика, по форме № 4-п и № 4-с согласно приложениям 1 и 2 к Правилам №546.

 Правила №546 действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Правила №546 определяют порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов, формы товарно-транспортной накладной, путевых листов и порядок их применения, порядок приема грузов к автомобильной перевозке и иные условия. Путевые листы являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной, актом замера (взвешивания) определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозку грузов.

 Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие товарно-транспортной накладной, путевых листов обязательно по Договорам перевозки грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии товарно-транспортной накладной, путевых листов, иных документов, подтверждающих факт перевозки груза.

 Так, пунктом 17 Правил №546 установлено, что прием груза грузополучателем удостоверяется его подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной, в которой указывается время прибытия и убытия автотранспортного средства.

 В соответствии с пунктами 52, 45 Правил №546 при приеме груза к перевозке экспедитор или водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность и путевой лист, заверенный перевозчиком. Грузоотправитель (грузополучатель) отмечает в товарно-транспортной накладной и (или) путевом листе время прибытия (убытия) автотранспортного средства в (из) пункт погрузки (разгрузки).

 Согласно Приложениям к Правилам №546 сведения для заполнения путевого листа и товарно-транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: 1) для путевого листа - номер, дату оформления путевого листа, наименование перевозчика, Ф.И.О. водителя, марка и государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства (прицепа), маршрут движения автотранспортного средства, место (адрес) и время выезда из начального пункта автотранспортного средства, показания спидометра транспортного средства и т.д.; 2) для товарно-транспортной накладной - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

 Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного Приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г. №562 Министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов». Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е».

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, Компанией «К» к жалобе не приложены документы основывающие свои требования и доказательства, подтверждающие факт оказания услуг вышеуказанными контрагентами.

  1. Компания «Е»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019г. в сумме 62 669,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 7 520,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Е».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «Е» зарегистрировано в органах юстиции 16.10.2015г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «Е» является физическое лицо «Г.М.В.»

Компания «Е» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» с 26.04.2022г.

При этом, в отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в едином реестре досудебного расследования (далее-ЕРДР) №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ и услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «Е»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют;

- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с нулевыми показателями;

 - декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «Е» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «Е» снят с учета по НДС 25.11.2020г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акт налогового обследования от 06.02.2020г., 05.11.2020г., 02.06.2021г., 02.02.2022г., 15.03.2022г.).

Из акта проверки следует, что к проверке представлены ЭСФ, акты выполненных работ и платежные ведомости. При этом, отсутствуют товарно-транспортные накладные, а также иные документы, содержащие сведения о транспорте, которым выполнялись перевозки, маршруты перевозок, наименования перевозимого груза и его количестве.

В ходе проверки было выставлено в адрес Компании «К» требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении следующих документов и сведений: технические паспорта, в случае если перевозка осуществлялась железнодорожным транспортом или автомобильным транспортом раскрывающую вид транспорта, его государственный номер, а также его принадлежность, в том числе авианакладные и железнодорожные накладные,  лицо, осуществляющее фактическую доставку груза, материально-ответственное лицо в период доставки (транспортировки) груза, также предоставить документацию о передаче груза с места его отправки.

Также, необходимо указать ФИО лица, ответственного за выполнение перевозки (совершаемого перевозку) и получившего для перевозки груз от поставщика груза.

Кроме того, необходимо предоставить документы на основании, которого лицо получившего груз для транспортировки произвело передачу груза его получателю (товарная накладная и доверенность) в момент завершения транспортировки до места назначения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 156 Налогового кодекса необходимо предоставить письменное пояснение по каждой перевозке выполненной вышеуказанными лицами. В пояснениях необходимо указать следующие сведения: маршрут перевозки, лиц, являющихся отправителями, а также лиц, являющихся получателями груза, наименование груза, его вес и объём, вид транспорта за действенного в целях перевозки.

В случае если Компанией «К» производилась таможенная отчистка грузов, перевозимых вышеперечисленными предприятиями, предоставить таможенные декларации раскрывающие сведения, о транспорте которыми была произведена транспортировка груза на территорию Республики Казахстан.

В результате необходимая документация и сведения Компанией «К» к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (договоры, товарно-транспортные накладные, путевые листы), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «Е» к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «Е» являются Компания «Z» (54,4%), Компания «R» (24.7%), Компанией «А» (поставщик Компании «К») (10,8%), Компания «F» (9,1%).

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 54,4%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 2 067 799,0 тыс.тенге, НДС на сумму 248 135,9 тыс.тенге.

Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) №7527-21-00-2/11016 от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г. и отменена приказ №3510 от 26.06.2019г. Управления юстиции Бостандыкского района Департамента юстиции по г.Алматы. 

- Компания «R» доля в общем обороте составляет 24,7%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 941 050,1 тыс.тенге, НДС на сумму 112 926,0 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлены с нулевыми показателями.

Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. Компанией «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС города Алматы от 24.11.2021г. №7527-21-00-2/8000 государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г.

- Компании «А» (поставщик Компании «К») - доля в общем обороте составляет 10,8%, взаиморасчеты производились с Компанией «А» на сумму 414 593,9 тыс.тенге, НДС на сумму 49 751,3 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС от 24.01.2022г. государственная перерегистрация признана недействительной на основании приказа от 19.07.2021г. №23360.

- Компания «F» - доля в общем обороте составляет 9,1%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 349 298,8 тыс.тенге, НДС на сумму 41 915,9 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» Департаментом экономических расследовании (далее-ДЭР) возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счет-фактур по статье 216 части 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее-УК РК).

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. проведена комплексная налоговая проверка Компании «F» (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компании «V» (Компания «Е»).

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «Е», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «V»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019г. в сумме 32 142,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 857,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «V».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «V» зарегистрировано в органах юстиции 26.08.2015г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем Компании «V» является физическое лицо «С.С.М.»

Компания «V» реорганизован путем присоединения к нему Компании «А», Компании «S», Компании «Е». Указанные предприятия являются поставщиками Компании «К».

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в Едином реестре досудебного расследования (ЕРДР) №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «V»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с указанием численности работников 3 человек.

 - декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «V» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания товарно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения. Снят с учета по НДС от 13.01.2021г. по причине отсутствия по юридическому адресу (акт налогового обследования от 13.08.2019г., 08.11.2021г., 26.10.2020г., 01.06.2022г., 19.07.2022г., 11.11.2022г., 02.03.2023г.).

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «V» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «V» являются Компания «F» (41,2%), Компания «Z» (54,4%), Компания «R» (10,2%):

- Компания «F» - доля в общем обороте составляет 41,2%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 2 027 514,9 тыс.тенге, НДС на сумму 243 301,8 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» ДЭР возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счетов-фактур по статье 216 части 3 УК РК.

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. в Компании «F» проведена комплексная налоговая проверка (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компании «V».

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 54,4%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 2 067 799,0 тыс.тенге, НДС на сумму 248 135,9 тыс.тенге.

Решением СМЭС от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г.

- Компания «R» - доля в общем обороте составляет 10,2%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 502 759,1 тыс.тенге, НДС на сумму 60 331,1 тыс.тенге.

Государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г. (Постановление судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 14.07.2021г.).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлены с нулевыми показателями. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. Компания «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компания «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «V», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «А»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019-2021гг. в сумме 409 230,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 750,0 тыс.тенге, за 3-4 кварталы 2020г. в сумме 44 239,2 тыс.тенге, за 1 квартал 2021г. в сумме 1 118,5 тыс.тенге, по взаиморасчетам с Компанией «А».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «А» зарегистрировано в органах юстиции 08.02.2013г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «А» в 18.04.2018г. по 16.02.2020г. являлся физическое лицо «Б.С.», с 16.02.2020г. по 26.04.2022г. физическое лицо «С.С.М.»

Компания «А» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» 26.04.2022г.

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в ЕРДР №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Решением СМЭС от 24.01.2022г. Компания «А» государственная перерегистрация признана недействительной.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «А»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлены.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «А» снято с учета по НДС 19.07.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акты обследования от 02.03.2020г., 28.10.2020г., 27.05.2021г., 05.08.2021г., 08.11.2021г., 18.08.2022г., 24.11.2022г., 03.03.2023г.). Категория по СУР высокая степень риска, согласно данным ИНИС РК деятельность Компании «А» приостановлена с 26.12.2016г. по 31.12.2020г.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «А» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компании «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «А» являются Компания «F» (59,9%), Компания «Z» (17,8%), Компания «КЖК» (6,3%):

- Компании «F» - доля в общем обороте составляет 59,9%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 6 272 022,8 тыс.тенге, НДС на сумму 752 642,7 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» ДЭР возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счет-фактур по статье 216 части 3 УК РК.

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. в Компании «F» проведена комплексная налоговая проверка (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компания «V» (Компания «А»).

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 17,8%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 1 862 450,7 тыс.тенге, НДС на сумму 223 494,1 тыс.тенге.

Решением СМЭС от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г.

- Компания «R» - доля в общем обороте составляет 6,3%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 661 831,5 тыс.тенге, НДС на сумму 79 419,8 тыс.тенге.

Государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г. (Постановление судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 14.07.2021г.).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с нулевыми показателями. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2020гг. Компания «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «А», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «S»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2021г. в сумме 358 275.2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2021г. в сумме 42 993,0 тыс.тенге, по взаиморасчетам с Компанией «S».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «S» зарегистрировано в органах юстиции 29.04.2017г., с видом деятельности «Прочая транспортно-экспедиционная деятельность», «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «S» с 05.02.2020г. является физическое лицо «Г.М.В.»

Компания «S» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» 26.04.2022г.

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в ЕРДР №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «S»:

-  в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «S» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «S» снят с учета по НДС 31.03.2022г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акты обследования от 09.10.2018г., 09.12.2021г.). Категория по СУР высокая степень риска.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «S» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг, к жалобе Компанией «К» не приложены.

Следует отметить, что в производстве ДЭР по городу Алматы находится материалы досудебного расследования ЕРДР №227500121000296 по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, услуг, отгрузки товаров).

Согласно представленного протокола допроса от 23.12.2022г. следует что Герасимов М.В. отношения к финансово-хозяйственной деятельности Компании «S» не имел, по документациям являлся директором и учредителем, товар не приобретал и не реализовывал, услуги и работы не выполнял и не оказывал, какие - либо сделки с юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) не совершал, намерения создавать и приобретать предприятие не имел, налоги не уплачивал, бухгалтерский и налоговый учет не вел.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «S» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «S» является Компания «А» (94,7%):

- Компания «А» (поставщик Компании «К») - доля в общем обороте составляет 94,7%, взаиморасчеты производились с Компанией «А» на сумму 3 453 511,6 тыс.тенге, НДС на сумму 414 421,4 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС города Алматы от 24.01.2022г. №7527-21-00-2/10248 государственная перерегистрация признана недействительной на основании приказа от 19.07.2021г. №23360.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «S», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

 Таким образом, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
26 июня 2023
Дата обновления
26 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Полезная информация
23 мая 2025
Классификация товаров для гражданских воздушных судов
Полезная информация
23 мая 2025
КПН, НДС - исключение из вычетов расходов остатков ТМЗ
Полезная информация
23 мая 2025
КПН исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с неблагонадежным поставщиком

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации