Меню

Страницы

Статья

КПН, НДС -отнесены на вычеты расходы НДС в зачет по приобретению транспортно-экспедиторских услуг

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора  (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «К» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 176 492,4 тыс.тенге, пени в сумме  42 849,3 тыс.тенге, НДС в сумме 105 895,4 тыс.тенге и пени в сумме 27 342,4 тыс.тенге.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статей 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) необоснованно отнесены на вычеты расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки полностью.

Из жалобы Компании «К» следует, что Компания «К» специализируется на оказании услуг в сфере логистики и обслуживает договоры поставок, выполняет функции единственного дистрибьютора брендов «Samsung», «Hyundai», и «CAS LG» по поставкам запасных частей и материалов для сервисного обслуживания на территории Республики Казахстан и Средней Азии. Также осуществляет поставку, таможенное оформление товаров, обеспечивает поставки всех необходимых рекламных материалов и оборудования, а также оказывает логистические услуги сторонним компаниям.

Компания «К» в жалобе указывает, что заключены договоры с логистическими и транспортными компаниями, оказывающими свои услуги Компании «К» по максимально выгодным ценам, в связи с большим объемом услуг, требующие услуги перевозок, хранения и доставок с учётом особенностей груза. Прибыльность бизнеса обеспечивается за счёт отработанных бизнес-процессов, хранение и складирование товара соответствует современным требованиям и технологиям, высокое качество и оперативность отгрузок и доставка товара покупателям.

Компания «К» в период проведения проверки предоставило все сведения и документы, запрашиваемые органами государственных доходов в требовании. Необходимые сведения и документы были представлены нарочно.

Из жалобы также следует, что по результатам налоговой проверки исключены расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с поставщиками транспортно-экспедиторских услуг Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е», в связи с предоставлением не полного ответа на требование налогового органа от 12.12.2022г, по которому требовалось предоставить информацию о видах транспортных средств, осуществивших перевозку (Ж/Д, авто или авиационный), технического паспорта, а также сведения о материально - ответственных лицах, в том числе Ф.И.О. ответственных за доставку и прием передачу грузов.

Указанные контрагенты забирали и доставляли грузы в оговорённые сроки в полном объёме. Предоставляемые транспортные услуги отслеживаются в онлайн режиме с покупателями, в связи с чем необходимости в составлении дополнительной документации между Компанией «К» и поставщиками логистических услуг не возникало, учет транспортных средств и водителей не производился.

Из акта проверки следует, что в нарушение требований статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «К» необоснованно отнесены расходы на вычеты за 2019-2021гг. на сумму 852 997,7 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2019г., 3-4 кварталы 2020г., 1-4 кварталы 2021г. на сумму 102 359,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

Подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса предусмотрено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

 Таким образом, на вычеты относятся расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных Налоговым кодексом.

 Вместе с тем пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

 В пунктах 2 и 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами - нерезидентами или юридическими лицами - нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

 Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

 Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 689 главы 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте.

 Согласно нормам главы 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением от 30.04.2015г. №546 Правительства Республики Казахстан (далее - Правила №546) перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

 В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и перевозчиком.

 Путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.

 Отрывной талон путевого листа заполняется грузоотправителем и является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю. Отрывной талон прилагается к счету, а путевой лист остается у перевозчика, в котором повторяются идентичные записи о времени работы автотранспортного средства у грузоотправителя (грузополучателя).

 Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет.

 Заполнение путевого листа осуществляется перевозчиком. При этом отдельные данные заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем).

 Путевые листы оформляются перевозчиком на одну смену (рейс) с указанием даты выдачи, подписью уполномоченного лица перевозчика, штампом или печатью перевозчика, по форме № 4-п и № 4-с согласно приложениям 1 и 2 к Правилам №546.

 Правила №546 действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Правила №546 определяют порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов, формы товарно-транспортной накладной, путевых листов и порядок их применения, порядок приема грузов к автомобильной перевозке и иные условия. Путевые листы являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной, актом замера (взвешивания) определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозку грузов.

 Таким образом, учитывая отраслевое законодательство, в соответствии с которым наличие товарно-транспортной накладной, путевых листов обязательно по Договорам перевозки грузов, расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии товарно-транспортной накладной, путевых листов, иных документов, подтверждающих факт перевозки груза.

 Так, пунктом 17 Правил №546 установлено, что прием груза грузополучателем удостоверяется его подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной, в которой указывается время прибытия и убытия автотранспортного средства.

 В соответствии с пунктами 52, 45 Правил №546 при приеме груза к перевозке экспедитор или водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность и путевой лист, заверенный перевозчиком. Грузоотправитель (грузополучатель) отмечает в товарно-транспортной накладной и (или) путевом листе время прибытия (убытия) автотранспортного средства в (из) пункт погрузки (разгрузки).

 Согласно Приложениям к Правилам №546 сведения для заполнения путевого листа и товарно-транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: 1) для путевого листа - номер, дату оформления путевого листа, наименование перевозчика, Ф.И.О. водителя, марка и государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства (прицепа), маршрут движения автотранспортного средства, место (адрес) и время выезда из начального пункта автотранспортного средства, показания спидометра транспортного средства и т.д.; 2) для товарно-транспортной накладной - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

 Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного Приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г. №562 Министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов». Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е».

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, Компанией «К» к жалобе не приложены документы основывающие свои требования и доказательства, подтверждающие факт оказания услуг вышеуказанными контрагентами.

  1. Компания «Е»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019г. в сумме 62 669,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 7 520,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Е».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «Е» зарегистрировано в органах юстиции 16.10.2015г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «Е» является физическое лицо «Г.М.В.»

Компания «Е» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» с 26.04.2022г.

При этом, в отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в едином реестре досудебного расследования (далее-ЕРДР) №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ и услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «Е»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют;

- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с нулевыми показателями;

 - декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «Е» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «Е» снят с учета по НДС 25.11.2020г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акт налогового обследования от 06.02.2020г., 05.11.2020г., 02.06.2021г., 02.02.2022г., 15.03.2022г.).

Из акта проверки следует, что к проверке представлены ЭСФ, акты выполненных работ и платежные ведомости. При этом, отсутствуют товарно-транспортные накладные, а также иные документы, содержащие сведения о транспорте, которым выполнялись перевозки, маршруты перевозок, наименования перевозимого груза и его количестве.

В ходе проверки было выставлено в адрес Компании «К» требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении следующих документов и сведений: технические паспорта, в случае если перевозка осуществлялась железнодорожным транспортом или автомобильным транспортом раскрывающую вид транспорта, его государственный номер, а также его принадлежность, в том числе авианакладные и железнодорожные накладные,  лицо, осуществляющее фактическую доставку груза, материально-ответственное лицо в период доставки (транспортировки) груза, также предоставить документацию о передаче груза с места его отправки.

Также, необходимо указать ФИО лица, ответственного за выполнение перевозки (совершаемого перевозку) и получившего для перевозки груз от поставщика груза.

Кроме того, необходимо предоставить документы на основании, которого лицо получившего груз для транспортировки произвело передачу груза его получателю (товарная накладная и доверенность) в момент завершения транспортировки до места назначения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 156 Налогового кодекса необходимо предоставить письменное пояснение по каждой перевозке выполненной вышеуказанными лицами. В пояснениях необходимо указать следующие сведения: маршрут перевозки, лиц, являющихся отправителями, а также лиц, являющихся получателями груза, наименование груза, его вес и объём, вид транспорта за действенного в целях перевозки.

В случае если Компанией «К» производилась таможенная отчистка грузов, перевозимых вышеперечисленными предприятиями, предоставить таможенные декларации раскрывающие сведения, о транспорте которыми была произведена транспортировка груза на территорию Республики Казахстан.

В результате необходимая документация и сведения Компанией «К» к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (договоры, товарно-транспортные накладные, путевые листы), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «Е» к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «Е» являются Компания «Z» (54,4%), Компания «R» (24.7%), Компанией «А» (поставщик Компании «К») (10,8%), Компания «F» (9,1%).

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 54,4%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 2 067 799,0 тыс.тенге, НДС на сумму 248 135,9 тыс.тенге.

Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) №7527-21-00-2/11016 от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г. и отменена приказ №3510 от 26.06.2019г. Управления юстиции Бостандыкского района Департамента юстиции по г.Алматы. 

- Компания «R» доля в общем обороте составляет 24,7%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 941 050,1 тыс.тенге, НДС на сумму 112 926,0 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлены с нулевыми показателями.

Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. Компанией «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС города Алматы от 24.11.2021г. №7527-21-00-2/8000 государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г.

- Компании «А» (поставщик Компании «К») - доля в общем обороте составляет 10,8%, взаиморасчеты производились с Компанией «А» на сумму 414 593,9 тыс.тенге, НДС на сумму 49 751,3 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС от 24.01.2022г. государственная перерегистрация признана недействительной на основании приказа от 19.07.2021г. №23360.

- Компания «F» - доля в общем обороте составляет 9,1%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 349 298,8 тыс.тенге, НДС на сумму 41 915,9 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» Департаментом экономических расследовании (далее-ДЭР) возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счет-фактур по статье 216 части 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее-УК РК).

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. проведена комплексная налоговая проверка Компании «F» (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компании «V» (Компания «Е»).

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «Е», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «V»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019г. в сумме 32 142,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 857,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «V».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «V» зарегистрировано в органах юстиции 26.08.2015г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем Компании «V» является физическое лицо «С.С.М.»

Компания «V» реорганизован путем присоединения к нему Компании «А», Компании «S», Компании «Е». Указанные предприятия являются поставщиками Компании «К».

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в Едином реестре досудебного расследования (ЕРДР) №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «V»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с указанием численности работников 3 человек.

 - декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «V» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания товарно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения. Снят с учета по НДС от 13.01.2021г. по причине отсутствия по юридическому адресу (акт налогового обследования от 13.08.2019г., 08.11.2021г., 26.10.2020г., 01.06.2022г., 19.07.2022г., 11.11.2022г., 02.03.2023г.).

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «V» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «V» являются Компания «F» (41,2%), Компания «Z» (54,4%), Компания «R» (10,2%):

- Компания «F» - доля в общем обороте составляет 41,2%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 2 027 514,9 тыс.тенге, НДС на сумму 243 301,8 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» ДЭР возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счетов-фактур по статье 216 части 3 УК РК.

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. в Компании «F» проведена комплексная налоговая проверка (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компании «V».

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 54,4%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 2 067 799,0 тыс.тенге, НДС на сумму 248 135,9 тыс.тенге.

Решением СМЭС от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г.

- Компания «R» - доля в общем обороте составляет 10,2%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 502 759,1 тыс.тенге, НДС на сумму 60 331,1 тыс.тенге.

Государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г. (Постановление судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 14.07.2021г.).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлены с нулевыми показателями. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. Компания «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компания «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «V», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «А»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2019-2021гг. в сумме 409 230,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 750,0 тыс.тенге, за 3-4 кварталы 2020г. в сумме 44 239,2 тыс.тенге, за 1 квартал 2021г. в сумме 1 118,5 тыс.тенге, по взаиморасчетам с Компанией «А».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «А» зарегистрировано в органах юстиции 08.02.2013г., с видом деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «А» в 18.04.2018г. по 16.02.2020г. являлся физическое лицо «Б.С.», с 16.02.2020г. по 26.04.2022г. физическое лицо «С.С.М.»

Компания «А» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» 26.04.2022г.

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в ЕРДР №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Решением СМЭС от 24.01.2022г. Компания «А» государственная перерегистрация признана недействительной.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «А»:

- в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2021гг. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлены.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «А» снято с учета по НДС 19.07.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акты обследования от 02.03.2020г., 28.10.2020г., 27.05.2021г., 05.08.2021г., 08.11.2021г., 18.08.2022г., 24.11.2022г., 03.03.2023г.). Категория по СУР высокая степень риска, согласно данным ИНИС РК деятельность Компании «А» приостановлена с 26.12.2016г. по 31.12.2020г.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «А» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компании «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «А» являются Компания «F» (59,9%), Компания «Z» (17,8%), Компания «КЖК» (6,3%):

- Компании «F» - доля в общем обороте составляет 59,9%, взаиморасчеты производились с Компанией «F» на сумму 6 272 022,8 тыс.тенге, НДС на сумму 752 642,7 тыс.тенге.

В отношении Компании «F» ДЭР возбуждено уголовное дело №227500121000039 по факту выписки фиктивных счет-фактур по статье 216 части 3 УК РК.

Следует отметить, что на основании Постановления СУ ДЭР от 23.02.2022г. в Компании «F» проведена комплексная налоговая проверка (Акт проверки №8 от 18.08.2022г.). При этом из акта налоговой проверки №8 от 18.08.2022г. следует, что не подтверждена реализация товаров Компании «F» в адрес 70 покупателей, в том числе в адрес Компания «V» (Компания «А»).

- Компания «Z» (переименован в Компанию «G» с 02.08.2019г.) - доля в общем обороте составляет 17,8%, взаиморасчеты производились с Компанией «Z» на сумму 1 862 450,7 тыс.тенге, НДС на сумму 223 494,1 тыс.тенге.

Решением СМЭС от 29.12.2021г. государственная перерегистрация Компании «G» признана недействительной с 26.06.2019г.

- Компания «R» - доля в общем обороте составляет 6,3%, взаиморасчеты производились с Компанией «R» на сумму 661 831,5 тыс.тенге, НДС на сумму 79 419,8 тыс.тенге.

Государственная перерегистрация Компании «R» признана недействительной с 29.05.2020г. (Постановление судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 14.07.2021г.).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2019г. предоставлена с нулевыми показателями. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2020гг. Компания «R» не представлялась.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «R» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «А», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

  1. Компания «S»

По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению транспортно-экспедиторских услуг за 2021г. в сумме 358 275.2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2021г. в сумме 42 993,0 тыс.тенге, по взаиморасчетам с Компанией «S».

Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИНИС РК Компания «S» зарегистрировано в органах юстиции 29.04.2017г., с видом деятельности «Прочая транспортно-экспедиционная деятельность», «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации». Руководителем и учредителем Компании «S» с 05.02.2020г. является физическое лицо «Г.М.В.»

Компания «S» реорганизовано путем присоединения в Компании «V» 26.04.2022г.

В отношении Компании «V» ДЭР имеется уголовное дело, зарегистрированное в ЕРДР №227500121000197, ведется досудебное расследование в отношении руководителей по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, товаров, услуг, отгрузки товаров).

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО у Компании «S»:

-  в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

- декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «S» отсутствуют материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства для оказания транспортно-экспедиторских услуг.

Встречная проверка не проведена, в связи с отсутствием налогоплательщика (Компания «V») по месту нахождения. Компания «S» снят с учета по НДС 31.03.2022г. в связи с отсутствием по месту нахождения (акты обследования от 09.10.2018г., 09.12.2021г.). Категория по СУР высокая степень риска.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «S» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг, к жалобе Компанией «К» не приложены.

Следует отметить, что в производстве ДЭР по городу Алматы находится материалы досудебного расследования ЕРДР №227500121000296 по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного по статье 216 части 3 УК РК (совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, услуг, отгрузки товаров).

Согласно представленного протокола допроса от 23.12.2022г. следует что Герасимов М.В. отношения к финансово-хозяйственной деятельности Компании «S» не имел, по документациям являлся директором и учредителем, товар не приобретал и не реализовывал, услуги и работы не выполнял и не оказывал, какие - либо сделки с юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) не совершал, намерения создавать и приобретать предприятие не имел, налоги не уплачивал, бухгалтерский и налоговый учет не вел.

Как указано выше в ходе проверки в адрес Компании «К» было выставлено требование №ДГД-575/3 от 12.12.2022г. о предоставлении документов и сведений, однако Компанией «К» необходимая документация и сведения к проверке не представлены.

В рассматриваемом случае, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, накладные), подтверждающие взаиморасчеты с Компанией «S» по оказанию транспортно-экспедиторских услуг к жалобе Компанией «К» не приложены.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компании «S» является Компания «А» (94,7%):

- Компания «А» (поставщик Компании «К») - доля в общем обороте составляет 94,7%, взаиморасчеты производились с Компанией «А» на сумму 3 453 511,6 тыс.тенге, НДС на сумму 414 421,4 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно данным ИС СОНО в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена.

Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «А» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.

Решением СМЭС города Алматы от 24.01.2022г. №7527-21-00-2/10248 государственная перерегистрация признана недействительной на основании приказа от 19.07.2021г. №23360.

Указанные обстоятельства и факты, а также требования бухгалтерского законодательства о составлении документов в момент совершения операции свидетельствуют, что данный контрагент в силу отсутствия/недостаточности у него трудовых, материальных ресурсов не имел возможности реального осуществления операций по грузовым и международным перевозкам грузов.

Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компании «К» с Компанией «S», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства РК.

 Таким образом, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «V», Компанией «S», Компанией «Е» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
26 июня 2023
Дата обновления
26 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

11 июня 2025
СМИ о нас
Информация
05 июня 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков КДепартамента казначейства по Западно-Казахстанской области
02 июня 2025
Представители Министерства финансов РК провели встречу с сотрудниками в области Улытау

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации