Меню

Страницы

Статья

КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными, перевод из текущ.ремонта на капитальный

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «G» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2017г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление от 30.12.2022г. о начислении КПН в сумме 384 786,9 тыс.тенге и пени 69893,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 10 114,6 тыс.тенге и пени 203,1 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН и НДС.

  1. Относительно исключения из вычетов сумм текущих расходов и отнесение их на увеличение стоимостного баланса группы (подгруппы) фиксированных активов за 2017-2020гг. на сумму 1 680 589,3 тыс.тенге

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в бухгалтерском учете на текущие расходы отнесены затраты по капитальному ремонту, проведенные ремонтные работы фиксированных активов признаны последующими расходами, подлежащими отнесению на увеличение балансовой стоимости активов. В соответствии с пунктом 2 статьи 120 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс от 10.12.2008г.), пункта 2 статьи 271 Налогового кодекса от 25.12.2017г. начислены амортизационные отчисления по ставке 25% за 2017-2020гг. и отнесены на вычеты в сумме 1 410 581,9 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «G» не согласна в связи с тем, что в ходе проверки исключены расходы из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «ЕМ» на сумму 853 538,3 тыс.тенге, Компанией «KGr» на сумму и Компанией «КТ» на общую сумму 827 050,9 тыс.тенге.

Компанией отмечено, что предметом Договора на выполнение работ №ЕМ-10/2014 от 04.01.2014г., заключенного между Компанией и Компанией «ЕМ», являются диагностика, техническое обслуживание и ремонт техники, мониторинг за техническим состоянием, технический надзор и инструктажи оборудования: автосамосвала Terex TRJ00 в количестве 6 единиц автосамосвала ТА400 в количестве 4 единиц, экскаватор CASE СХ700В в количестве 1 единицы и грейдер НВМ BG 240ТА-4 в количестве 1 единицы, с использованием оригинальных запасных частей и расходных материалов, поставляемых Исполнителем по отдельно заключенному Договору поставки на проект «Кундызлы».

При этом, как указано в жалобе, в актах выполненных работ и счетах-фактурах Исполнителем Компанией «ЕМ» в графе «наименование работ, услуг» указываются услуги по техническому обслуживанию (далее - ТО) и текущему ремонту.

Далее, как следует из жалобы предметом Договора подряда на выполнение работ №K.G-S-06/09 от 01.06.2009г., заключенного между Компанией и Компанией «КGr», являются диагностика, консультация, техническое обслуживание и ремонт буровых станков, мониторинг за техническим состоянием и работы оборудования.

Перечень работ (услуг) по техническому обслуживанию, сроки выполнения работ, а также наименование и количество расходных материалов, деталей и запасных частей, используемых при их проведении, указаны в перечне регламентных работ по каждому виду технического обслуживания Оборудования. В актах выполненных работ и счетах-фактурах Исполнителем Компанией «КЕН ГРУПП» наименование работ указывается как услуги по ТО и текущему ремонту.

По утверждению Компании, расходы по Договорам с данными поставщиками являются текущими расходами по техническому обслуживанию крупногабаритного горнотранспортного оборудования.

Относительно исключения текущих расходов по ремонту оборудования и техники на сумму 47 814,9 тыс.тенге в жалобе отмечено, что запасные части (расходные материалы), такие как: каток опорный, гусеничная лента, не продлевают срок полезной службы техники, и соответственно их ремонт или замена не повышают производительность первоначально рассчитанных нормативных показателей.

Компанией приведены нормы МСФО 16 «Основные средства», согласно которого капитализация - затраты, направленные на улучшение состояния объекта для продления срока полезной службы и/или повышения производительности сверх первоначально рассчитанных нормативных показателей (что ведет к увеличению будущих экономических выгод).

При этом, согласно Положению о планово-предупредительном ремонте Товарищества, разработанного в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации автотранспортных средств, утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №547, данные расходы в сумме 47 814,9 тыс.тенге (каток опорный, гусеничная лента) относятся к текущим расходам и, по мнению Товарищества, подлежат отнесению на вычеты.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 272 Налогового кодекса от 25.12.2017г. последующими расходами признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию, ликвидации и другие затраты, понесенные в отношении следующих активов после признания их в бухгалтерском учете:

1) фиксированных активов, в том числе в период временного прекращения их использования;

2) не относимых к фиксированным активам основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, учитываемых в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенных для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

Последующими расходами также признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию и другие затраты, понесенные в отношении имущества, полученного по договору имущественного найма (аренды).

Если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, относимых к фиксированным активам, активам, указанным в подпункте 14) пункта 2 статьи 266 настоящего Кодекса, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 276 настоящего Кодекса:

1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы);

2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.

Последующие расходы, предусмотренные настоящим пунктом, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 статьи 268 настоящего Кодекса.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса фиксированными активами признаются активы, учтенные в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. При этом стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

Аналогичные нормы предусмотрены Налоговым кодексом от 10.12.2008г.

Следует указать, что себестоимость объекта в соответствии с пунктом 7 МСФО 16 основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если:

(a) существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;

(b) себестоимость данного объекта может быть надежно измерена.

Согласно пункту 4.8 Концептуальных основ финансовой отчетности, выпущенных Советом по МСФО (далее – Концепция), будущая экономическая выгода, заключенная в активе, представляет собой потенциал прямого или косвенного увеличения поступлений в организацию денежных средств и их эквивалентов. Такой потенциал может быть производственным и являться частью операционной деятельности организации. Он также может принимать форму конвертируемости в денежные средства или их эквиваленты либо способности уменьшать выбытие денежных средств, например, когда альтернативный производственный процесс снижает затраты на производство.

Пункт 9 МСФО 16 «Основные средства» не определяет единицу измерения для целей признания, то есть что именно составляет объект основных средств. Таким образом, при использовании критериев признания применительно к конкретной ситуации, в которой находится организация, требуется суждение.

В соответствии с пунктом 12 МСФО 16 «Основные средства» согласно принципу признания, изложенному в пункте 7, организация не включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят, главным образом, из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать стоимость мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств.

Согласно пункту 13 МСФО 16 «Основные средства» элементы некоторых объектов основных средств могут требовать регулярной замены. Например, печь может требовать смены футеровки по истечении установленного количества часов использования, а внутреннее оснащение самолета, например, сиденья или бортовая кухня, может подлежать неоднократной замене в течение срока службы фюзеляжа. Объекты основных средств также могут приобретаться для целей периодической замены, осуществляемой с меньшей регулярностью, например, для замены внутренних перегородок в здании, или для того, чтобы произвести однократную замену. В соответствии с принципом признания, изложенному в пункте 7, организация включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент их возникновения, если удовлетворяются критерии признания. При этом балансовая стоимость заменяемых частей списывается в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (см. пункты 67–72).

Согласно пункту 4.50 Концепции расходы признаются в отчете о прибылях и убытках исходя из непосредственной связи между понесенными затратами и получением определенных статей доходов. Этот процесс, который обычно называется соотнесением доходов и расходов, подразумевает одновременное или совместное признание выручки и расходов, которые напрямую и взаимосвязано возникают в результате одних и тех же операций или прочих событий; например, различные компоненты расходов, составляющих себестоимость проданных товаров, признаются одновременно с доходами от продажи товаров. 

В целях соблюдения принципа соотнесения расходов и доходов, а также учитывая положения пункта 13 МСФО 16 «Основные средства», соответственно возможно признание значительных затрат по периодической замене большого количества запасных частей (дорогостоящие детали, изготовление и замена которых требуют значительных затрат), проводимых с целью защиты от быстрого изнашивания, в составе основных средств.

Согласно пункту 54 Правила технической эксплуатации автотранспортных средств, утверждённых приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 (далее – Правила) текущий ремонт включает в себя замену отдельных агрегатов, узлов и деталей, кроме базовых (двигатель с картером сцепления в сборе, коробка передач, раздаточная коробка, гидромеханическая коробка передач, задний мост, средний мост, передняя ось (мост), рулевое управление, кабина грузового и кузов легкового автомобиля, кузов автобуса, рама, подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала), достигших предельно допустимых параметров износа.

При этом пунктами 62 и 63 Правил установлено, что капитальный ремонт предусматривает восстановление параметров технического состояния агрегатов и узлов автотранспортных средств для обеспечения их пробега до последующего капитального ремонта либо списания не менее 80% от норм пробега для новых автотранспортных средств.

Капитальный ремонт автотранспортных средств, агрегатов и узлов выполняется по потребности в соответствии с результатами диагностирования и (или) установленными заводом-изготовителем нормами межремонтного пробега.

Согласно пункту 3.10. Налоговой политики от 29.12.2017г. Компании установлено, что сумма последующих расходов, произведенных организацией в отношении собственных и арендуемых основных средств, относится на вычеты согласно статье 272 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Стоимость фиксированных активов организации относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки исключены из вычетов расходы на ремонт основных средств за 2017-2020гг. в сумме 1 680 589,3 тыс.тенге, которые в ходе проверки отнесены на увеличение балансовой стоимости активов.

Из представленных к проверке документов (сводный акт, акт выполненных работ (оказанных услуг), табель - расчета приема передачи выполненных работ (оказания услуг) следует, что поставщиком Компанией «ЕМ» произведен капитальный ремонт оборудования, так в табеле расчета к актам от 11.01.2019г. №№1/1-1/6, в графе «наименование работ (услуг)» указано капитальный ремонт №1, в «описании работ (услуг)» - ремонт сборка АКПП, место работы цех Караганда.

Кроме того, согласно представленной к налоговой проверке ведомости основных средств (далее-ОС) с января 2016г. по декабрь 2020г. следует, что стоимость ремонта двигателя карьерного самосвала TEREX TR100 663 №604 составила 267 878,2 тыс.тенге, а цена приобретения данного самосвала составляет 210 156,0 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составляет более 127,5% от стоимости всего оборудования или основного средства, ремонт карьерного самосвала TEREX TR100 №00003 №608 составил 185 147,2 тыс.тенге, цена приобретения - 129 850,0 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 142,6% от стоимости всего основного средства, ремонт карьерного самосвала TEREX 609 составил 185 591,4 тыс.тенге, цена приобретения 90 650,0 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 204,7% от стоимости всего основного средства, ремонт карьерного самосвала TEREX 610 составил 119 664,1 тыс.тенге, цена приобретения 106 085,0 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 112,8 % от стоимости всего основного средства.

Также, следует указать, что ремонт буровых станков, произведенных Компанией «KGr» составил сумму 101 278,7 тыс.тенге, первоначальная стоимость бурового станка (№501) составляет сумму 35 509,5 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 285,2% от стоимости всего основного средства, ремонт бурового станка (№502) составил сумму 280 386,7 тыс.тенге, первоначальная стоимость составила 15 453,7 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 1 814,3% от стоимости всего основного средства, ремонт бурового станка (№504) составил сумму 229 832,4 тыс.тенге, первоначальная стоимость составила 65 656,3 тыс.тенге, удельный вес данных расходов на ремонт составил более 350,0% от стоимости всего основного средства и так далее.

Кроме того, из акта проверки следует, что в бухгалтерском учете и в декларации по КПН за 2016 год расходы на ремонт аналогичных основных средств Компанией самостоятельно отнесены на увеличение стоимости основных средств через модернизацию по счету 2933 «расходы по ремонту» самосвалов TEREX, экскаваторов Komatsu в размере 848 612,2 тыс.тенге, при этом, положения учетной политики предприятия за проверяемый период в отношении основных средств не изменились.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы направлен запрос от 01.03.2023г. в Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее - МИИР РК) относительно отнесения специальной техники (самосвалов TEREX, экскаваторов Komatsu, бульдозеров Коматсу, грейдера) к автотранспортным средствам и применения Правил технической эксплуатации к данной технике.

Так, из ответа МИИР от 20.03.2023г. следует, что самосвал относится к автотранспортному средству и к нему применяются требования указанных Правил. Тогда как, экскаваторы, грейдеры и бульдозеры являются машинами и не относятся к автотранспортным средствам, поэтому на них не распространяются требования указанных Правил.

Соответственно, как было отмечено ранее, согласно Правил текущий ремонт включает в себя замену отдельных агрегатов, узлов и деталей, кроме базовых (двигатель с картером сцепления в сборе, коробка передач, раздаточная коробка, гидромеханическая коробка передач, задний мост, средний мост, передняя ось (мост), рулевое управление, кабина грузового и кузов легкового автомобиля, кузов автобуса, рама, подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала), достигших предельно допустимых параметров износа.

Капитальный ремонт предусматривает восстановление параметров технического состояния агрегатов и узлов автотранспортных средств для обеспечения их пробега до последующего капитального ремонта либо списания не менее 80% от норм пробега для новых автотранспортных средств.

Из представленных в ходе проверки акта приема-передачи выполненных работ №615310 от 29.03.2019г., в описании работ (услуг) указано «Монтаж и обвязка АКПП, установка карданного вала», место проведения работ «цех Караганда», в наименовании работ указано «Капитальный ремонт», по аналогии и за 2017-2018г., 2020г.

Исходя из изложенного, следует, что расходы, понесённые Компанией в связи с ремонтом основных средств, в соответствии с МСФО 16 «Основные средства» подлежат признанию в качестве активов, которые являются фиксированными активами, относящимися на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

Таким образом, исключение из вычетов расходов на ремонт основных средств и отнесение их на увеличение стоимостного баланса группы (подгруппы) фиксированных активов за 2017-2020гг. с последующим отнесением на вычеты посредством начисления амортизационных отчислений по результатам налоговой проверки, является обоснованным.

Относительно исключения текущих расходов по ремонту оборудования и техники на сумму 47 814,9 тыс.тенге.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 271 Налогового кодекса от 25.12.2017г. стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Если иное не установлено настоящей статьей, амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговом регистре по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода, в том числе машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации, по которым предельная норма амортизации составляет 25%.

Как было отмечено ранее, пунктами 62 и 63 Правил капитальный ремонт предусматривает восстановление параметров технического состояния агрегатов и узлов автотранспортных средств для обеспечения их пробега до последующего капитального ремонта либо списания не менее 80% от норм пробега для новых автотранспортных средств.

Капитальный ремонт автотранспортных средств, агрегатов и узлов выполняется по потребности в соответствии с результатами диагностирования и (или) установленными заводом-изготовителем нормами межремонтного пробега.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены текущие расходы по ремонту оборудования и техники за 2019-2020гг. на общую сумму 47 814,9 тыс.тенге, которые отнесены на увеличение стоимости основных средств с начислением амортизационных отчислений. 

Так, из акта проверки следует, что за 2019г. Компанией на расходы списана стоимость опорного катка в сумме 31 210,0 тыс.тенге, за 2020г. списана стоимость гусеничной ленты на бульдозер Коматсу D375А-5 в сумме 16 604,9 тыс.тенге.

При этом в ходе рассмотрения жалобы, органом государственных доходов представлены данные по Нормативу ходимости основных узлов бульдозера Коматсу D375А-5 (утверждённые руководителем Компании), где в наименовании «Основные узлы и агрегаты» в списке основных узлов и агрегатов числятся в том числе, каток опорный и гусеничная лента.

Кроме того, пунктом 3.10. Налоговой учетной политики от 29.12.2017г. (далее - НУП) Компанией установлено, что к фиксированным активам организации относятся: основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете организации в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода.

При этом, как указано в НУП Компании, в соответствии с требованиями МСФО, согласно которого в том числе, основными средствами являются материальные активы, которые используются организацией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим организациям, или для административных целей и предполагается использовать в течение более чем одного периода, в производстве или поставках товаров, или услуг.

Кроме того, Компанией в НУП определено, что порядок налогового учета других вычетов организации по фиксированным активам осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 272-273 Налогового кодекса. Последующими расходами организации признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, содержании и ликвидации активов. Последующие расходы организации за исключением расходов, подлежат отнесению на вычеты в том налоговм периоде, в котором они фактически произведены. 

Следовательно, последующие расходы, понесённые Компанией по вышеуказанному ремонту основных средств, в соответствии с МСФО 16 подлежат признанию в качестве активов, которые являются фиксированными активами, относящимися на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.

Соответственно, подлежат исключению из вычетов расходы по ремонту оборудования и техники на общую сумму 47 814,9 тыс.тенге, в связи с увеличением стоимостного баланса группы (подгруппы) фиксированных активов за 2019-2020гг. с последующим отнесением их на вычеты посредством начисления амортизационных отчислений.

Таким образом, учитывая нормы статей 271-272 Налогового кодекса от 25.12.2017г., МСФО 16, исключение из вычетов расходов по ремонту оборудования и спецтехники, отнесение их на увеличение стоимостного баланса группы (подгруппы) фиксированных активов за 2017-2020гг. с последующим отнесением на вычеты посредством начисления амортизационных отчислений по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «КTG»

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 242, 400 Налогового кодекса Компанией необоснованно отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «КTG».

С данными выводами налогового органа Компания «G» не согласна в связи с тем, что по данным официального источника kgd.gov.kz Компания «КTG» снята с учета по НДС с 12.11.2020г., обороты по реализации товаров между Компанией и Компанией «КTG» в рамках заключенного договора №ГРТ-31/2014-1 от 20.03.2014г. были за период 2019г., по которым были выставлены электронные счета-фактуры №00000000054 от 20.06.2019г., №00000000081 от 09.09.2019г. и имеются документы, подтверждающие получение товара и их использование в производственных целях.

Соответственно, как утверждает Компания, исключение в ходе проверки расходов по данному контрагенту произведено необоснованно.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В ходе проверки исключены расходы из вычетов в общей сумме 991,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 2-3 квартал 2019г. в сумме 118,9 тыс.тенге по Договору от 20.03.2014г., заключенному с Компанией «КTG» (ремонт автокрана, токарные работы, изготовление дисков разгрузки кат. 6мс-6-0109 на 180/170). Оплата произведена путем безналичного расчета.

Компания «КTG» зарегистрирована в Управлении государственных доходов по г.Актобе.

Согласно данным интегрированной налоговой информационной системы (далее – ИНИС РК) руководителем и учредителем Компании «КTG» с 24.12.2007г. являлась Б.О.Е.

Вид деятельности – ремонт и техобслуживание прочего оборудования общего назначения.

Необходимо отметить, что согласно ИС СОНО, Компанией «КTG» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2019г. не предоставлены, в декларации по индивидуальному подоходному налогу (ф.200.00) за 1 - 4 кварталы 2019г. количество наемных работников указано 8 человек.

Анализ налоговой отчетности Компании «КTG» показывает, что в строке 100.07.012 «Основные средства» приложения 7 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. не отражены активы в виде основных средств.

Соответственно, у Компании «КTG» отсутствуют материальные и трудовые ресурсы для исполнения договорных обязательств выполнению работ, оказанию услуг в адрес Товарищества.

В ходе проверки запрос на встречную проверку прекращен, в связи с тем, что Компания «КTG» отсутствует по месту нахождения (акты налогового обследования от 30.09.2020г., от 28.12.2020г., от 12.03.2021г., 26.04.2021г., 07.09.2021г., 22.09.2021г., 09.11.2021г., 24.11.2021г., 13.12.2021г., 22.02.2022г., 16.05.2022г., 16.06.2022г., 01.08.2022г., 05.12.2022г.)

Данная Компания «КTG» от 12.11.2020г. снята с регистрационного учета по НДС в связи с отсутствием по месту нахождения.

Кроме того, из акта проверки следует, что в адрес Компании «КTG» выставлено уведомление камерального контроля «ограничение по выписке ЭСФ» на основании системы управления рисками, основанной на анализе данных ЭСФ, из сведений по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам определено, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления за период с 01.01.2019г. по 31.05.2021г. с ограничением доступа к выписке ЭСФ.

Из анализа происхождения ЭСФ следует, что основными поставщиками данного контрагента являлись:

- Компания «AN» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 17.04.2018г.;

- Компания «КМЕ» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 17.05.2019г.;

- Компания «WG» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 02.05.2019г.;

- Компания «DG» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 02.09.2018г.;

- Компания «USS» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 06.03.2018г.;

- Компания «NRD-P» решением СМЭС принудительно ликвидирована и снята с регистрационного учета 28.06.2019г.

Следует отметить, что Компания «КTG» приобретала товары, работы и услуги от вышеперечисленных поставщиков, которые до момента взаиморасчетов Компании «КTG» с Компанией «G» были принудительно ликвидированы.

Как было отмечено ранее, для выполнения всех работ, оговоренных в Договоре подряда необходимы трудовые ресурсы, транспорт, соответствующее оборудование, тогда как согласно формам налоговой отчетности ф.100.00, ф.700.00 за 2019г. у Компании «КTG» материальные активы отсутствуют.

Из вышеизложенного следует, что Компания «КTG» фактически не имела товары, здания, сооружения, транспорт, наемных работников для оказания услуг и выполнения работ в адрес Товарищества.

Необходимо отметить, что в отношении Компании «КTG» в ЕРДР Департамента экономических расследований зарегистрировано досудебное производство по статье 216 часть 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан по факту выписки счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Учитывая вышеизложенные факты и обстоятельства, следует, что представленные к налоговой проверке документы по взаиморасчетам с Компанией «КTG» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и в зачет по НДС в соответствии с положениям налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, исключение сумм расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «КTG» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
26 июня 2023
Дата обновления
26 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации