Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «С» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 9 511,9 тыс.тенге, о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 472 358,7 тыс.тенге.
Компания «С» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части неподтверждения к возврату превышения НДС в связи с нарушениями, выявленными по итогам применения системы управления рисками (СУР).
Основанием для не подтверждения к возврату превышения НДС в сумме 472 358,7 тыс.тенге явилось: нарушения, выявленные у непосредственных поставщиков в сумме 95,1 тыс.тенге; нарушения, выявленные по итогам применения СУР в сумме 461 762,2 тыс.тенге; неподтверждение экспорта товаров в сумме 989,5 тыс.тенге; начисление НДС в сумме 9 511,9 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «С» не согласна, в связи с тем, что возврат суммы превышения НДС за 1 квартал 2022 года производится в соответствии с требованиями положений статей 152, 429, 431, 447 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и Правил возврата превышения НДС, утвержденным постановлением от 19.03.2018г. №391 Правительства Республики Казахстан. Приказом от 28.03.2022г. №317 Министра финансов внесены изменения в указанные Правила возврата превышения НДС.
Компания «С» считает, что в ходе проверки неверно применены указанные Правила (в редакции от 28.03.2022г.), так как согласно статье 4 Закона Республики Казахстан от 06.04.2016г. «О правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
Отношения по возврату НДС возникают и действуют в периоде, в котором рассматривается вопрос возврата НДС, то есть за проверяемый период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г. При этом по результатам проверки полностью подтвержден факт достоверности экспортных операций.
Правила возврата превышения НДС в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, не предусматривали применение СУР, присуждение степени риска, использование признака взаимосвязанности юридических лиц и дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по указанным поставщикам.
Между тем, в ходе проверки проведено дальнейшее формирование отчета «Пирамида» с использованием признака «взаимосвязанности юридических лиц» по поставщику Компании «С» - Компании «СМ», являвшейся с 20.05.2020г. по 24.06.2022г. учредителем Компании «С». В этой связи, Компания «С» не согласна с неподтверждением к возврату превышения НДС в сумме 461 762,2 тыс.тенге по нарушениям, выявленными в результате применения СУР.
Неприменение в ходе тематической проверки за 1 квартал 2022 года Правил возврата превышения (в редакции от 28.03.2022г.), включающих понятие «взаимосвязанные стороны», подтверждается разъяснением Комитета государственных доходов (КГД).
Проверив доводы Компании «С», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Министерством финансов в ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначено проведение тематической проверки Компании «С» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г., в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 461 762,2 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР (письмо от 00.00.00. №0).
КГД во исполнение данного письма на основании предписания от 00.00.00г. №0 проведена тематическая проверка Компании «С» и составлен акт от 00.00.00г. №0.
Из акта от 00.00.00г. №0 тематической проверки следует.
Основным видом деятельности Компании «С» является оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.
За 1 квартал 2022 года доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составила 100%. Компанией «С» НДС в зачет относился по пропорциональному методу.
Требование о возврате превышения НДС за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г. в сумме 505 115,6 тыс.тенге Компанией «С» подано в Декларации по НДС за 1 квартал 2022 года, на основании которого налоговым органом согласно предписанию №00, врученному Компании «С» 16.06.2022г., проведена тематическая проверка (акт от 00.00.00г. №0).
Правила возврата превышения НДС и применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска утверждены приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов, в которые приказом от 28.03.2022г. №317 Министра финансов были внесены изменения и дополнения, введенные в действие 11.04.2022г. (далее - Правила №391).
Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 00.00.00г. №0) установлено, так как требование о возврате суммы превышения НДС Компанией «С» подано 04.05.2022г., то есть после введения в действие (11.04.2022г.) изменений и дополнений в Правила №391, следовательно, проверка проведена в соответствии с требованиями Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.).
Согласно пункту 42 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) баллы по критериям степени риска, по которым установлено соответствие показателям деятельности услугополучателя, суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям степени риска, который используется для отнесения услугополучателя к категории налогоплательщиков, имеющих низкую степень добросовестности и высокую степень риска (зона риска).
Пунктом 43 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) определено, что если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный КГД, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».
В данном случае, в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, предъявленных к возврату, по показателям деятельности Компании «С» произведен автоматизированный расчет баллов по критериям СУР, по результатам которого суммарный итог составил 122,93 баллов, не превысивший порог (350 баллов), установленный пунктом 43 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) и приказом от 25.11.2022г. №693 КГД «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска». В этой связи, в отношении Компании «С» сформирован отчет «Пирамида».
В соответствии с пунктом 46 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, указанным в подпунктах 1) - 6) данного пункта.
Положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.
В данном случае, Компания «С» за 1 квартал 2022 года отнесла в зачет НДС в сумме 505 115,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «СМ».
По результатам встречной налоговой проверки (акт от 00.00.00г. №0), проведенной в ходе тематической проверки (акт от 00.00.00г. №0), взаиморасчеты между Компании «С» и Компанией «СМ» подтверждены.
Необходимо указать, что по данным ИС ОГД в период с 20.05.2020г. по 24.06.2022г. Компания «СМ» являлась единственным учредителем Компании «С». Доля участия Компании «СМ» в уставном капитале Компании «С» составляла 100%.
Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса в целях Налогового кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий, в частности:
- юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;
- крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица.
Учитывая положения пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса, следует, что Компания «С» и Компания «СМ» подлежат признанию взаимосвязанными сторонами. В этой связи, по непосредственному поставщику Компании «С» - Компании «СМ», проведено дальнейшее формирование отчета «Пирамида».
В соответствии с подпунктом 1) пункта 52 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в частности расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС ЭСФ и других ИС ОГД.
Сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в порядке, определенном пунктом 53 Правил №391(в редакции по состоянию на 28.03.2022г.).
В ходе дальнейшего формирования отчета «Пирамида» по непосредственному поставщику Компании «С» - Компании «СМ» выявлены расхождения между суммами НДС по данным ИС ЭСФ и налоговой отчетности по НДС поставщиков различных уровней.
В акте от 00.00.00г. №0 тематической проверки в разрезе конкретных поставщиков различных уровней отражены суммы выявленных расхождений и сведения о направленных запросах по устранению нарушений.
Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».
Таким образом, по результатам тематической проверки (акт от 00.00.00г. №0) в связи с наличием расхождений, выявленных по результатам применения СУР при дальнейшем формировании «Пирамида» по непосредственному поставщику Компании «С» - Компании «СМ», превышение НДС в сумме 458 810,8 тыс.тенге не подтверждено к возврату.
Исходя из изложенного, по результатам тематической проверки, назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки по итогам применения СУР в части неподтверждения к возврату НДС в сумме 2 951,4 тыс.тенге (461 762,2 - 458 810,8) не подтверждены, в том числе в соответствии: со статьями 375, 376 Налогового кодекса по поставщикам, выписывающих ЭСФ по договорам транспортной экспедиции и договорам комиссии; с подпунктом 1) пункта 46 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) по поставщику, состоящему на горизонтальном мониторинге (сайт kgd.gov.kz); с подпунктом 6) пункта 46 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) по поставщику, у которого с поставщиками установлены взаиморасчеты, не превышающие 10-кратный размер месячного расчетного показателя; с пунктами 52, 53 Правил №391 (в редакции по состоянию на 28.03.2022г.) по поставщикам, у которых неверно определены наименьшие суммы НДС, отнесенных в зачет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса результаты обжалуемой налоговой проверки по неподтверждению предъявленного к возврату превышения НДС в сумме 2 951,4 тыс.тенге, являются необоснованными.
Относительно результатов обжалуемой проверки по неподтверждению к возврату НДС, в том числе, в связи: с наличием нарушений, выявленных у непосредственных поставщиков в сумме 95,1 тыс.тенге; с неподтверждением экспорта товаров в сумме 989,5 тыс.тенге; с начислением НДС в сумме 9 511,9 тыс.тенге, необходимо отметить, что Компанией «С» в жалобе не приводятся обстоятельства по оспариванию данных вопросов.
Относительно разъяснения КГД (письмо от 22.08.2022г. №КГД-13-1-13/ЖТ-С-1483) следует указать, что в данном письме указано о периоде в течение, которого проводилась тематическая проверка, а не о налоговом периоде, за который проводится налоговая проверка. Кроме того, разъяснительные письма не относятся к нормативным правовым актам и подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам законодательства.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 2 951,4 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.