Меню

Страницы

Статья

НДС - отказ в возврате НДС в связи с экспортом товаров

 

 

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС

 

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «J» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2022г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 65,4 тыс.тенге,  о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 178 716,5 тыс.тенге.

Компания «J» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в части неподтверждения к возврату НДС в результате применения СУР и неподлежащей к возврату сумм НДС по экспорту товаров.

  1. Относительно неподтверждения превышения НДС к возврату в связи с применением системы управления рисками

Основанием для возврата НДС в нарушение пункта 1 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. сумма превышения НДС неподтвержденной к возврату по выявленным нарушениям по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» составил в размере 142 828,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «J» не согласна, в нарушение требовании пункта 46 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391) сформированы аналитический отчет «Пирамида по поставщикам» по поставщикам первого уровня Компания «M» и Компания «B».

При этом, по мнению Компании «J» налоговому органу следовало прекратить дальнейшее формирование по указанным поставщикам аналитический отчет «Пирамида по поставщикам», в этой связи, необоснованно отказано в возврате превышения НДС по выявленным нарушениям по поставщикам последующих уровней.

Проверив доводы Компании «J», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС определены статьей 152 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Согласно пункта 1 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

требование о возврате суммы превышения НДС, указанной в декларации по НДС.

Подпунктом 3) пункта 5 статьи 136 Налогового кодекса определено, что области применения СУР является подтверждение достоверности суммы превышения НДС.

Согласно пункта 2 статьи 137, пункта 10 статьи 429 Налогового кодекса критерии риска и порядок применения СУР в целях пункта 5 статьи 136 Налогового кодекса определяются уполномоченным органом. Правила возврата превышения НДС утверждаются уполномоченным органом.

Следует указать, что Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

В соответствии с пунктами 37 и 38 Правил №391 СУР применяется услугодателем в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС при проведении тематических проверок в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и при определении суммы возврата превышения НДС в упрощенном порядке в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.

Согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

При этом пунктом 46 Правил №391 установлено, что услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) состоящим на горизонтальном мониторинге;

2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкогорогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства.

Производителем товаров собственного производства в рамках настоящих Правил является поставщик, признанный производителем в течение всего проверяемого периода услугополучателя;

3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование;

4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) осуществляющим поставку услуг связи;

6) у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает
10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (далее – МРП), на дату формирования отчета «Пирамида». Положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

Учитывая вышеизложенное, отчет «Пирамида» является результатом контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Далее, следует указать, что в соответствии пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

4) не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

отсутствия поставщика по месту нахождения;

утраты учетной документации поставщика.

Следовательно, при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

Как указано ранее, согласно пункта 46 Правил, если поставщик является производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкогорогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства, услугодатель прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам. 

Однако, положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого проводится тематическая проверка.

Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса в целях настоящего Кодекса взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие взаимоотношения, которые соответствуют одному либо нескольким из следующих условий:

1) одно лицо признается аффилированным лицом другого лица в соответствии с законами Республики Казахстан;

2) одно лицо является крупным участником другого лица;

3) лица связаны договором, в соответствии с которым одно из них вправе определять решения, принимаемые другим;

4) юридическое лицо находится под контролем крупного участника или должностного лица другого юридического лица;

5) крупный акционер, крупный участник или должностное лицо одного юридического лица являются крупным акционером, крупным участником либо должностным лицом другого юридического лица;

6) юридическое лицо совместно с другим юридическим лицом находится под контролем третьего лица;

7) лицо совместно со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается 10 и более процентами долей участия юридического лица либо юридических лиц, указанных в подпунктах 2) - 6) настоящего пункта;

8) физическое лицо является должностным лицом юридического лица, указанного в подпунктах 2) - 7) настоящего пункта, за исключением независимого директора акционерного общества;

9) физическое лицо является близким родственником либо свойственником (брат, сестра, родитель, сын или дочь супруга (супруги) крупного участника либо должностного лица юридического лица.

Под крупным участником в целях настоящего пункта понимается участник, доля которого в имуществе юридического лица, за исключением акционерных обществ, составляет 10 и более процентов.

Под контролем над юридическим лицом понимается возможность определять решения, принимаемые юридическим лицом.

В рассматриваемом случае, руководителем Компании «J» является С, который также числится работником в Компании «M», что подтверждается приложением №5 к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу за 2 квартал 2022г., согласно которого начислены доходы в сумме 817,3 тыс.тенге, за 3 квартал 2022г. в сумме 696,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2022г. в сумме 705,9 тыс.тенге.

Также необходимо отметить, что поставщиком 2 уровня Компании «M» является Компании «B», учредителем которого в период являлся с 21.05.2012г. по 08.10.2020г. С.

Кроме того, по Компании «E» руководителем является М, который в то же время является учредителем Компании «M».

Необходимо отметить, что как следует из информации Департамента государственных доходов, согласно данным выгрузки с Кабинета налогоплательщика, за проверяемый период имеются факты направления Компанией «J», Компанией «M», Компанией «B» налоговых отчетностей с одинаковых IP - адресов (95.57.222.29, 5.76.124.218, 212.13.178.180, 178.88.126.123, 5.76.206.164, 212.13.162.217).

Следовательно, согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса Компанией «J», Компании «M», Компания «B» являются взаимосвязанными сторонами, соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно применены результаты отчета «Пирамида» в отношении поставщиков последующих уровней. 

Таким образом, учитывая положения статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно неподтверждения превышения НДС по экспорту товара

Компания «J» не согласно с неподтверждением возврата НДС, так как все отгрузки товаров подтверждаются первичными бухгалтерскими и таможенными документами, в частности:

- ЭСФ №50 от 19.09.2022г., декларация на товары №51712/260722/0003960, железнодорожные накладные (с отметками таможенных органов);

- ЭСФ №32 от 20.07.2022г. декларация на товары №51712/200722/0003799, железнодорожные накладные (с отметками таможенных органов);

- ЭСФ №33 от 19.07.2022г. декларация на товары №51712/260722/0003803, железнодорожные накладные (с отметками таможенных органов);

- ЭСФ №29 от 13.07.2022г. декларация на товары №51712/260722/0003648, железнодорожные накладные (с отметками таможенных органов);

- ЭСФ №30 от 19.07.2022г., №31 от 21.07.2022г. декларация на товары №51712/210722/0003847, железнодорожные накладные (с отметками таможенных органов).

Из акта налоговой проверки следует, что согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса, в связи с неподтверждением экспорта товаров по вышеуказанным ЭСФ, согласно сведениям таможенного органа не подтвержден НДС к возврату в сумме 57 041,6 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «J», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса, в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта. 

В случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим Кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в целях подтверждения факта вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, направлен запрос от 20.12.2022г. в таможенный орган.

Согласно ответу от 09.01.2023г. по сведениям о подтверждении таможенными органами факта вывоза товаров с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта (далее – Сведения таможенного органа):

1) согласно данным декларации на товары №51712/130722/0003648 произведен экспорт нерафинированного подсолнечного масла в количестве 129 650 кг на сумму 96 356,7 тыс.тенге, при этом, в графе 44 «Дополнительные сведений» к данной декларации на товары указана счет-фактура от 13.07.2022г. №29.

Тогда как, в сведениях таможенного органа в графе 8 «Номер и дата счет-фактур» указан от 21.06.2022г. №1, в графе 15 «дата пересечения таможенной границы места убытия» указан 24.07.2022г. и в графе 18 вес товара, фактически вывезенный с таможенной территории, указан 129 650 кг.

Соответственно, таможенным органом в сведениях некорректно указаны данные счет-фактуры, то есть вместо от 13.07.2022г. №29 ошибочно указана счет-фактура от 21.06.2022г. №1, при этом подтвержден факт пересечения таможенной границы 24.07.2022г. товаров в количестве 129 650 кг.

2) согласно данным декларации на товары №51712/200722/0003799 произведен экспорт нерафинированного подсолнечного масла в количестве 194 250 кг на сумму 146 496,6 тыс.тенге, при этом в графе 44 «Дополнительные сведений» к данной декларации на товары указана счет-фактура от 20.07.2022г. №32.

Тогда как, в сведениях таможенного органа в графе 8 «Номер и дата счет-фактур» указан от 13.07.2022г. №29, в графе 15 «дата пересечения таможенной границы места убытия» указан 28.07.2022г. и в графе 18 вес товара, фактически вывезенный с таможенной территории, указан 194 250 кг.

 Соответственно, таможенным органом в сведениях некорректно указаны данные счет-фактуры, то есть вместо №32 от 20.07.2022г. ошибочно указана счет-фактура от 13.07.2022г. №29, при этом подтвержден факт пересечения таможенной границы 28.07.2022г. товаров в количестве 194 250 кг.

3) согласно данным декларации на товары №51712/210722/0003847 произведен экспорт нерафинированного подсолнечного масла в количестве 205 350 кг на сумму 148 372,5 тыс.тенге, при этом в графе 44 «Дополнительные сведений» к данной декларации на товары указаны счета-фактура от 19.07.2022г. №30 и от 21.07.2022г. №31.

Тогда как, в сведении таможенного органа в графе 8 «Номер и дата счет-фактур» указан от 19.07.2022г. №33, в графе 15 «дата пересечения таможенной границы места убытия» указан 28.07.2022г. и в графе 18 вес товара, фактически вывезенный с таможенной территории, указан 205 350 кг.

Соответственно, таможенным органом в сведениях некорректно указаны данные счетов-фактур, то есть вместо от 19.07.2022г. №30 и от 21.07.2022г. №31, ошибочно указана счет-фактура от 19.07.2022г. №33, при этом подтвержден факт пересечения таможенной границы 28.07.2022г. товаров в количестве 205 350 кг.

 4) согласно данным декларации на товары №51712/190922/0005832 произведен экспорт нерафинированного подсолнечного масла в количестве 130 600 кг на сумму 84 121,0 тыс.тенге, при этом, в графе 44 «Дополнительные сведений» к данной декларации на товары указан счета-фактура от 08.09.2022г. №50.

При этом, в сведении таможенного органа в графе 8 «Номер и дата счет-фактур» указан от 08.09.2022г. №50, в графе 15 «дата пересечения таможенной границы места убытия» указан 26.09.2022г. и в графе 18 вес товара, фактически вывезенный с таможенной территории, указан 130 600 кг.

Соответственно, таможенным органом подтвержден факт пересечения таможенной границы 26.09.2022г. товаров в количестве 130 600 кг.

Также следует отметить, что согласно сведений таможенного органа от 15.05.2023г., представленных в ходе рассмотрения жалобы, подтверждены данные счетов-фактур, отраженные в вышеуказанных декларациях на товары, а также факт пересечения товаров таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Кроме того, следует указать, что согласно пункту 64 Правил №391 при экспорте товаров с таможенной территории ЕАЭС, при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса, учитываются сведения таможенного органа государства-члена ЕАЭС, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, в таможенной процедуре экспорта.

При экспорте товаров на территорию другого государства ЕАЭС, учитываются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, на бумажном носителе (оригинал или копия), и (или) в электронной форме.

При неподтверждении факта вывоза товара, расчет суммы превышения НДС, не подлежащей возврату в связи с не подтверждением экспорта товаров, производится по расчету, предусмотренного данным пунктом Правил №391.     

При этом, расчет производится по каждому виду товара и по каждому контракту. Результаты суммируются и определяется сумма превышения НДС, не подлежащая возврату в связи с неподтверждением экспорта товаров.

Однако, в нарушение пункта 64 Правил №391 в акте налоговой проверки не произведен расчет по каждому виду товара и по каждому контракту суммы превышения НДС, не подлежащей возврату в связи с не подтверждением экспорта товаров.

Таким образом, учитывая представленные документы (декларация на товары, счет-фактура, накладная на отпуск запасов на сторону, дубликат накладной АО КТЖ-ГП), а также сведения таможенного органа от 09.01.2023г., подтвержден факт вывоза вышеуказанных товаров с таможенной границы ЕАЭС, соответственно по результатам налоговой проверки необоснованно отказано в возврате сумм превышения НДС в размере 57 041,6 тыс.тенге.

Вместе с тем, согласно акту налоговой проверки сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составила в размере 214 918,0 тыс.тенге, в том числе по следующим основаниям:

сумма НДС по экспорту товаров, по которым не поступила валютная выручка в размере 12 308,9 тыс.тенге;

сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с применением СУР в размере 142 828,8 тыс.тенге;

сумма НДС, не подлежащая возврату по причине отсутствии Заявления о ввозе 2 673, 2 тыс.тенге;

сумма НДС, не подлежащая возврату по другим причинам 57 107,0 тыс.тенге (по экспорту товаров 57 041,6 тыс.тенге и завышение зачета 65,4 тыс.тенге).

По результатам рассмотрения жалобы сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составляет в размере 157 876,4 тыс.тенге (214 918,0 - 57 041,6), при этом согласно требованию в возврате превышения НДС, отраженного в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2022г., составила 178 716,5 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 20 840,1 тыс.тенге (178 716,5 - 157 876,4) по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 20 840,1 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

Дата публикации
26 июня 2023
Дата обновления
26 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации