Меню

Страницы

Статья

КПН,НДС- взаиморасчеты с неблагонадежными

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС

 

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 164 083,9 тыс.тенге и пени 46 334,8 тыс.тенге, НДС в сумме налога 98 450,3 тыс.тенге и пени 33 171,6 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 190, 242, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z».

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 226,227 Налогового кодекса о наличии расхождений при определении совокупного годового дохода за 2019 год на сумму 65 700,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что сделки с Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z» не признаны судом недействительными, а также не являются лжепредприятиями.

Согласно письму Департамента экономических расследований с Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z» осуществлены фиктивные выписки счетов-фактур с целью уклонения от уплаты налогов, которые должны были быть привлечены к ответственности, а не перекладывание ответственности на Компанию «А».

Проверив доводы Компания «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 данной статьи Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z».

  1. Компания «R».

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению строительно-монтажных работ (строительные услуги по опорным конструкциям под камеры по объекту СВМ) за 2020 год в сумме 654 455,4 тыс.тенге, за 2021 год в сумме 142 928,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2020г. в сумме 19 242,9 тыс.тенге, за 2 квартал 2020г. в сумме 26 316,4 тыс.тенге, за 3 квартал 2020г. в сумме 16 968,2 тыс.тенге, за 4 квартал 2020г. в сумме 16 007,1 тыс.тенге, за 3 квартал 2021г. в сумме 11 820,0 тыс.тенге, за 4 квартал 2021г. в сумме 5 691,4 тыс.тенге от Компании «R».

Основным видом деятельности Компании «R» является «Строительство жилых зданий».

Согласно ИС СОНО Компания «R»:

- в декларации по ИПН (ф.200.00) в 4 квартале 2021г. отражены 3 работника.

Согласно данным ИС ЭСФ основными поставщиками Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z».

Следует указать, что из письма Департамента экономических расследований от 19.10.2022г. следует, что в рамках досудебного расследования установлено, что группой лиц от имени субъектов частного предпринимательства Компании «R», Компании «D», Компании «Z» осуществляется фиктивная выписка счетов-фактур, с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет контрагентов-покупателей (ЕРДР от 18.05.2022г. по статье 216 часть 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК)).

Согласно предоставленным документам Департамента экономических расследований, а именно Протокола допроса свидетеля от 13.09.2022г. допрошен руководитель и учредитель «М», дал показание о том, что никакого отношения к Компании «R» не имеет, и никакие услуги и работы не оказывал в адрес Компании «А».

Вместе с тем, согласно Заключению специалиста Криминалистического отдела Департамента экономических расследований от 07.11.2022г. почерковедческая экспертиза показала, что в договоре, заключенном между Компанией «R»и Компанией «А» выполнены не руководителям Компании «R» «М», а другим лицом.

Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В рассматриваемом случае, Департаментом государственных доходов произведена встречная проверка у Компании «R» по взаиморасчетам с Компанией «А» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой составлен акт встречной проверки от 23.02.2023г.

Из акта встречной проверки от 23.02.2023г. следует, что согласно предоставленным документам Департамента экономических расследований, а именно Протокола допроса свидетеля от 13.09.2022г., допрошен «М», который дал показания, что на него через бухгалтера по имени «А» Компании «А» была оформлена и зарегистрирована Компания «R», ЭЦП ключ, печать, расчетный в АО АТФ Банке были открыты в присутствии «М» в сопровождении бухгалтера по имени «А», при этом все документы, печать он не получал, далее в отношении Компании «R» договора, счета фактуры и другие документы не подписывал.

Далее, по Протоколу допроса свидетеля от 19.10.2022г. «М» также пояснил, что к финансово-хозяйственной деятельности Компании «R» никакого отношения не имеет и никакие услуги и работы не оказывал в адрес Компании «А».

Также имеется Заключение специалиста Криминалистического отдела Департамента экономических расследований от 07.11.2022г., которым были изучены первичные документы Компании «R», а именно: 23 договора, акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) за период 2019-2021гг., подписанные «М», согласно заключению исследуемые документы выполнены не «М», а другими лицами. Пояснение руководителя и сведения из информационной системы 1С-Бухгалтерии к налоговой проверке не предоставлены.

Указанные обстоятельства, в том числе неподтверждение оказанных услуг и работ, по причине отсутствия транспортных средств и техники для оказания услуг и работ, наемных работников, складских помещений, а также протокол допроса руководителя Компании «R» «М», свидетельствуют о том, что Компания «R» не могло оказывать строительно-монтажные работы.

Таким образом, по результатам встречной проверки взаиморасчеты между Компанией «R»и Компанией «А» не подтверждены.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «R» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

  1. Компания «D».

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (арматура А3 д 12, арматура А3 д 10) за 2020 год в сумме 2 254,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 270,5 тыс.тенге от Компании «D».

Основным видом деятельности Компании «D» является «Деятельность головных компаний, связанная с реализацией государственной политики индустриально-инновационного развития».

Компания «D» снято с учета по НДС 12.02.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Компания «D» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 05.07.2017г., 02.10.2020г., 29.12.2020г., 25.06.2021г., 24.11.2021г., 20.04.2022г.

Согласно ИС СОНО Компания «D»:

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год не представлена;

- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год не представлена;

- в декларации по ИПН (ф.200.00) в 3 квартале 2020г. отражены 3-4 работника.

Из вышеприведенного следует, что у Компании «D» отсутствуют основные средства, транспортные средства, земельные участки.

Согласно данным ИС ЭСФ основным поставщиком является Компания «Z».

Из письма Департамента экономических расследований от 19.10.2022г. следует, что в рамках досудебного расследования установлено группой лиц от имени субъектов частного предпринимательства Компании «D», Компании «R», Компании «Z» осуществляется фиктивная выписка счетов-фактур, с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет контрагентов-покупателей (от 18.05.2022г. по статье 216 часть3 УК РК).

Вместе тем, следует указать, что Компания «D» самостоятельно отозвало выписанные ЭСФ за 2019 год в адрес Компании «А».

Согласно предоставленным документам Департамента экономических расследований, а именно Протокола допроса свидетеля от 13.09.2022г. допрошен руководитель и учредитель «Б», которой даны показания о том, что она осуществляла фиктивные сделки и счета фактуры в адрес покупателей контрагентов не выписывала, в том числе в адрес Компании «А».

Согласно допроса «Б» является представителем по доверенности от Компании «Z», она осуществляла фиктивные сделки и счета фактуры в адрес покупателей контрагентов не выписывала, в том числе в адрес Компании «А».

Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки направлен запрос от 03.02.2023г. в Департамент государственных доходов на проведение встречной проверки по взаиморасчетам между Компанией «D» и Компанией «А», по результатам которой составлен акт встречной проверки от 15.03.2023г.

Из акта встречной проверки от 15.03.2023г. следует, что согласно пояснению «B» - руководителя Компании «D» бухгалтерию и всю финансово-хозяйственную деятельность вела сама, за период 2019-2021гг. с Компанией «А» взаиморасчеты не производились, электронные счета-фактуры, выписанные за данный период являются фиктивными.

Также выписанные ЭСФ Компания «D» в 2019 году на сумму оборота по реализации в размере 6 582,4 тыс.тенге и НДС в сумме 789,9 тыс.тенге со статусом «отменена». Ответственность за полноту и достоверность представленных документов несет руководитель Компании «D» «B».

Согласно пояснению «B» руководителя Компании «D» и дополнительного Протокола допроса свидетеля «B» от 11.10.2022г. взаиморасчеты и сделки, произведенные между Компанией «D» и Компанией «А», являются фиктивными.

Таким образом, по результатам встречной проверки взаиморасчеты между Компанией «D» и Компанией «А» не подтверждены.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «D» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

  1. Компания «Z».

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товары (герметик изоляционный, диски отрезные, конструкции стальные, стройматериалы и другие товары) за 2020 год в сумме 17 781,1 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2020г. в сумме 2 133,7 тыс.тенге от Компании «Z».

Согласно ИНИС РК Компания «Z» зарегистрировано в УГД по Алматинскому району от 27.11.2020г.

Основным видом деятельности Компания «Z» является «Розничная торговля прочими товарами на рынках».

Компания «Z» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 25.01.2019г., 10.07.2019г., 29.12.2020г.

Компания «Z» снята с учета по НДС 02.06.2022г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Согласно ИС СОНО Компания «Z»:

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год не представлена.

Из письма Департамента экономических расследований от 19.10.2022г. следует, что в рамках досудебного расследования установлено, что группой лиц от имени субъектов частного предпринимательства Компании «D», Компании «R», Компании «R» осуществляется фиктивная выписка счетов-фактур, с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет контрагентов-покупателей (ЕРДР от 18.05.2022г. по статье 216 часть 3 УК РК).

Согласно предоставленным документам Департамента экономических расследований, а именно Протокола допроса свидетеля от 13.09.2022г. представитель по доверенности Компании «Z» «Б» дала показания о том, что осуществляла фиктивные сделки и счета фактуры в адрес покупателей контрагентов не выписывала, в том числе в адрес Компании «А» от имени Компании «Z».

Необходимо указать, что в соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки направлен запрос от 03.02.2023г. в Департамент государственных доходов на проведение встречной проверки по взаиморасчетам между Компанией «Z» и Компанией «А», по результатам которой составлен акт встречной проверки от 15.03.2023г.

Из акта встречной проверки от 15.03.2023г. следует, что согласно пояснению «Б» представителя по доверенности Компании «Z», установлено, что «Б», являясь бухгалтером Компании «Z» всю финансово-хозяйственную деятельность вела по доверенности от руководителя Компании «Z» за период 2019-2021гг. с Компанией «А» взаиморасчеты не производились электронные счета-фактуры, выписанные за данный период, являются фиктивными.

Согласно пояснению «B», представителя по доверенности Компании «Z» и дополнительного Протокола допроса свидетеля «B», от 11.10.2022г., взаиморасчеты и сделки, произведенные между Компанией «Z» и Компанией «А» являются фиктивными.

Таким образом, по результатам встречной проверки взаиморасчеты между Компанией «Z» и Компанией «А» не подтверждены.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «Z» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, исключение расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «R», Компанией «D», Компанией «Z» и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
26 июня 2023
Дата обновления
26 июня 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации