Меню

Страницы

Статья

КПН, взаиморасчеты с неблагонадежными налогоплательщиками

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «L» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС), уменьшение убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка «L» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2018г. по 31.12.2019г., по результатам которой вынесено уведомление от 24.01.2023г. о начислении КПН в сумме 418 306,6 тыс.тенге и пени 209 614,6 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 55 021,0 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией необоснованно отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с поставщиками Компаниями «BT», «I», «IK», «BC», «TN».

С данным выводом налогового органа Компания «L» не согласна в связи с тем, что в соответствии со статьями 242, 400 Налогового кодекса у Компании «R» имелись все Одним из оснований исключения из вычетов взаиморасчетов Компании с вышеперечисленными компаниями, орган государственных доходов ссылается на Нормативное Постановление Верховного суда Республики Казахстан от 07.07.2016 года за №6, но в ранее действующей редакции.

При этом в жалобе указано, что сделки с вышеназванными компаниями не признаны недействительными.

Компания в жалобе указывает, что ссылка в акте налоговой проверки на Нормативное Постановление Верховного суда Республики Казахстан от 07.07.2016г. №6 является несостоятельной, поскольку направлено на единообразное и правильное применение в судебной практике некоторых норм законодательства Республики Казахстан о недействительности сделок и применении последствий их недействительности. Налоговый орган не наделен полномочиями признания сделок недействительными, мнимыми, притворными, только на основании предполагаемых фактов. 

Также, в жалобе Компания отмечает, что в отношении Компании «TN» орган государственных доходов ссылается на Постановление Департамента экономических расследований от 08.08.2020г., зарегистрированного в ЕРДР, однако, в акте проверки отсутствует ссылка на вступивший в силу Приговор суда, которым установлены деяния, предусмотренные частью 3 статьей 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан, поскольку на сегодняшний день по мнению Компании, данный Приговор отсутствует.

Кроме того, в жалобе указано, что орган государственных доходов излагает только свои предположения об отсутствии у поставщиков документального подтверждения поставки товаров, работ, услуг, фактически исключает их возможность, в связи с чем, в ходе проверки факт поставок товаров, работ, услуг не проверялся. Следовательно, по мнению Компании, данные доводы несостоятельные и не основаны на законе, поскольку построены на предположениях, а не на конкретных фактах.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, отнесение на вычеты расходов по товарам, работам, услугам производится при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки исключены расходы из вычетов по взаиморасчетам Компаниями «BT», «I», «IK», «BC», «TN». Комплексная проверка произведена по особому порядку на основе оценки степени и риска в соответствии с пунктом 2 Налогового кодекса за период с 01.01.2018г. по 31.12.2019г.

При этом в акте проверки отмечено, что документы к проверке не представлены, по причине изъятия их Департаментом экономических расследований.

Относительно Компании «BT»

По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2018г. в сумме 879 554,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с «BT».

Согласно данным интегрированной налоговой информационной системы (далее – ИНИС РК) руководителем «BT» с 20.04.2018г. по 20.06.2018г. являлся А.Н.С., с 20.06.2018г. по 25.01.2019г. Л.В.В., с 25.01.2019г. по 10.10.2019г. С.А.М., с 10.10.2019г. по 05.11.2019г. по 16.09.2021г. С.М.В., с 05.11.2019г. по Д.М.К., учредителем с 11.10.2017г. по 16.09.2021г. А.Г.Е.

Вид деятельности - оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

По данным актам налоговых обследований от 25.14.2018г., 15.08.2018г., 02.11.2018г., 13.12.2018г., 23.01.2019г., 07.02.2019г. Компания «BT» является отсутствующим по месту нахождения.

Снято с регистрационного учета по НДС 08.01.2019г.

Согласно ИС СОНО Компания «BT» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2018г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2018г., при этом, декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному (ф.200.00) за 4 квартал 2018г., декларация по КПН за 2018 год представлены с нулевыми показателями.

При этом, согласно декларации по КПН (ф.100.00) за 2018г. Компанией «BT» не отражены в строке 100.07.012 «Основные средства» приложения 7 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» активы в виде основных средств.

Соответственно, у Компании «BT» отсутствуют материальные и трудовые ресурсы по исполнению договорных обязательств по оказанию услуг, произведенных работ, реализации товаров в адрес Компании.

Также, из анализа деклараций по НДС (ф.300.00) следует, что Компанией все декларации за 1-4 кварталы отозваны, при этом поставщики в данных декларациях отсутствуют, за 4 квартал 2018г. представлена ликвидационная декларация по НДС, в которой обороты представлены с «0» значением.

Кроме того, в акте налоговой проверки указано, что у Компании «BT» поставщики отсутствуют.

Следует указать, что согласно данным лицевых счетов, суммы, начисленных НДС предприятием в бюджет не уплачивались.

Соответственно, у Компании «BT» за 2018г. отсутствовали товары, для реализации в адрес Компании.

Далее, следует отметить, что Компания «BT» реорганизована путем слияния в Компанию «B» от 03.12.2019г. При этом, Компания «B» согласно акта налогового обследования от 20.01.2021г. по юридическому адресу отсутствовало.

В ходе рассмотрения жалобы Департаментом государственных доходов представлено решение Специализированного межрайонного экономического суда от 19.07.2021г. (далее - решение СМЭС от 19.07.2021г.) государственная регистрация Компании «B» от 03.09.2019г. признана недействительной.

В решение СМЭС от 19.07.2021г. отмечено, что согласно протокола допроса учредителя и руководителя Компании «B» Ф.В.В. от 16.11.2020г., по утверждению Ф.В.В., он не причастен к регистрации юридического лица и к предпринимательской деятельности данной Компании.

Также в решение СМЭС от 19.07.2021г.  указано, что согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О судебной практике применения налогового законодательства» от 29.07.2017г. №4 (далее - Нормативное постановление) факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на физическое лицо, которое не имеет отношения к его созданию (перерегистрации), является основанием для признания недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания недействительной регистрации юридического лица, в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В связи с чем, суд считает, что при изложенных обстоятельствах имеются основания полагать, что создание Компании «B» продиктовано намерением нарушать нормы налогового законодательства Республики Казахстан, препятствовать налоговому контролю в отношении Компании «BС», Компании «BT».

Таким образом, суд принял решение признать недействительным и отменить приказ о государственной регистрации №161 от 03.09.2019г. Компании «B».

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам Компании «L» с Компанией «BT» составлены формально и не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Относительно Компании «I»

По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2018г. в сумме 758 724,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «I».

Согласно данным ИНИС РК руководителем Компании «I» с 03.03.2018г. по 09.07.2018г. являлся Я.Р.А., с 09.07.2018г. по 13.07.2018г. С.А.Г., с 13.07.2018г. по 02.01.2022г. С.А.М., с 04.06.2021г. по С.М.В., учредителем с 13.07.2018г. по 28.08.2019г. С.А.М.

Вид деятельности - оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

Компания «I» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 23.08.2018г., 09.11.2019г., 27.03.2019г., 31.05.2019г., 03.07.2019г., 10.07.2019г., 07.08.2019г.

Необходимо отметить, что согласно ИС СОНО, Компания «I» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2018г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2018г., по индивидуальному подоходному налогу м социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2018г. не представлялись, при этом декларация по КПН за 2018 год представлены с нулевыми показателями.

Соответственно, у Компании «I» отсутствуют материальные и трудовые ресурсы по исполнению договорных обязательств по оказанию вышеуказанных работ в адрес Компании.

Из анализа деклараций по НДС (ф.300.00) за 3-4 кварталы 2018г. следует, что реализация товаров в адрес Компании «I» не производилась поскольку в декларации отсутствует поступление товаров, работ, услуг.

При этом, основным поставщиком в 1 квартале 2018г. Компании «I» являлось Компания «RSA», руководителями и учредителями которого являлись С.А.М. и С.М.В. (являющиеся одновременно руководителем и учредителем в Компании «I», Компании «BT» и Компании «TN».

Следует отметить, что Компаниz «I» реорганизованf путем слияния в Компанию «A» с 11.10.2019г., при этом решением СМЭС от 26.03.2021г. (далее - решение СМЭС от 26.03.2021г.) государственная регистрация от 11.10.2019г. Компании «I» признана недействительной.

В решение СМЭС от 26.03.2021г. отмечено, что руководителем Компании «A» является также С.М.В., сумма задолженности перед бюджетом составляет 179 047,1 тыс.тенге.

При этом, в решение СМЭС от 26.03.2021г. отмечено, что в производстве Департамента экономических расследований имеется уголовное дело в отношении Компании «A» от 08.08.2020г. по статье 216 части 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан в совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки.

В рамках уголовного дела установлено, что действующий руководитель и учредитель Компании «A» С.М.В. не имеет отношения к созданию Компании «A», не принимал решений о создании Компании «A», следовательно, не был причастен к реорганизации компаний третьих лиц, путем слияния их в Компании.

Следует отметить, что С.М.В. одновременно являлся руководителем и учредителем Компаний «I», «TN», «RSA» и ряда других предприятий. Однако, как следует из протокола допроса, никаких решений от имени указанных предприятий С.М.В. не принимал, документы и печати не видел и к финансово-хозяйственной деятельности данных компаний отношений не имел.

В решении СМЭС от 26.03.2021г.  указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, по решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания недействительной регистрации юридического лица, в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

В пункте 17 Нормативного постановления от 07.07.2016г. №6 «О некоторых вопросах недействительности сделок и применения судами последствий их недействительности» разъяснено, что законные по форме, но фиктивные по цели и содержанию сделки, которые не свидетельствуют о намерении заниматься предпринимательской деятельностью (обналичивание денежных средств, посреднические услуги и тому подобное), являются недействительными в силу указания Закона (ничтожными), поскольку они совершены с целью, заведомо противоречащей основам правопорядка или нравственности.

Также, согласно пункту 11 Нормативного постановления «О судебной практике применения налогового законодательства» от 29.07.2017г. №4 факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на физическое лицо, которое не имеет отношения к его созданию (перерегистрации), является основанием для признания недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам Компании «L» с Компанией «I» составлены формально и не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Относительно Компании «BC»

По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2018г. в сумме 276 960,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «BC».

Согласно данным ИНИС РК руководителем и учредителем Компании «BC»  с 21.06.2018г. по 28.01.2019г. являлся Д.М.К., с 28.01.2019г. по 16.09.2021г. С.А.М., с 16.09.2021г. Д.М.К.

Вид деятельности оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

Согласно ИС СОНО, Компания «BC» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2018г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2018г. не представлены, при этом декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2018г., представлены с нулевыми показателями.

Соответственно, у Компании «BC»  отсутствуют материальные и трудовые ресурсы по исполнению договорных обязательств по оказанию вышеуказанных работ в адрес Компании.

Также, следует указать, что декларации по НДС (ф.300.00) за 1-4 кварталы 2018г. Компанией «BC» отозваны, соответственно, отсутствовали товары реализованные в адрес Компании.

Кроме того, в акте налоговой проверки указано, что за 2018г. поставщиком Компании «BC» являлось Компания «AY», которая реорганизована путем слияния в Компанию «A».

При этом, решением СМЭС от 26.03.2021г. государственная регистрация ТОО «AKELA 2019» признана недействительной.

В решение СМЭС Карагандинской области от 26.03.2021г. отмечено, что руководителем Компании «A» является С.М.В., который одновременно являлся руководителем и учредителем Компании «I», Компании «TN», Компании «RSA» и ряда других предприятий. Однако, согласно протокола допроса, никаких решений от имени указанных предприятий он не принимал, документы и печати не видел и к финансово-хозяйственной деятельности данных компаний отношений не имел.

Следует отметить, что Компания «BC» реорганизована путем слияния в Компанию «Bs 2020» от 03.12.2019г. При этом, Компания «Bs 2020» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актом налогового обследования от 20.01.2021г.

Согласно решению СМЭС от 19.07.2021г. государственная регистрация от 03.09.2019г. Компании «Bs 2020» признана недействительной.

При этом, в решение СМЭС от 19.07.2021г. отмечено, что согласно протокола допроса учредителя и руководителя Компанию «Bs 2020» Ф.В.В. от 16.11.2020г. он не причастен к регистрации юридического лица и к предпринимательской деятельности, данной Компании.

Также, в решение СМЭС от 19.07.2021г. отмечено, что создание Компании «Bs 2020» продиктовано намерением нарушать нормы налогового законодательства Республики Казахстан, препятствовать налоговому контролю в отношении Компаний «BC», «BT».

Как отмечено ранее, так как у Компании «BC» отсутствовало поступление товаров, работ, услуг, то соответственно в адрес Компании товары не отгружались, работы и услуги также не производились.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам Компании с Компанией «BC» составлены формально и не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Относительно Компании «TN»

По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов за 2018г. в сумме 231 314,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «TN». 

Согласно данным ИНИС РК руководителем и учредителем Компании «TN» с 13.07.2018г. по 29.08.2019г. являлась С.А.М., учредителем с 29.08.2019г. по 18.10.2021г. С.М.В.

Вид деятельности оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации.

По данным ИС ИНИС Компания «TN» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 19.07.2018г., 29.08.2018г., 07.11.2018г., 21.01.2019г., 01.04.2019г., 31.05.2019г., 03.07.2019г., 10.07.2019г., 30.07.2019г., 06.08.2019г., 29.11.2019г., 29.11.2021г., 28.08.2022г.

Компания «TN» снята с учета по НДС 17.10.2019г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Согласно ИС СОНО, Компания «TN» декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2018г. и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2018г. не представлены, при этом декларация по КПН (ф.100.00) за 2018г., декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1 - 4 кварталы 2018г., представлены с нулевыми показателями.

Соответственно, у Компании «TN» отсутствуют материальные и трудовые ресурсы по исполнению договорных обязательств по оказанию вышеуказанных работ в адрес Компании.

Следует указать, что единственным поставщиком за 2-3 кварталы 2018г. Компании «TN» являлась Компания «I», при этом в декларациях по НДС (ф.300.00) за 1 и 4 кварталы поставщики отсутствуют.

Как следует из акта налоговой проверки, поставщиком Компании «I» являлась Компания «RSA», которая реорганизована путем слияния в Компанию «A».

При этом, решением СМЭС от 26.03.2021г. государственная регистрация Компании «A» признана недействительной.

Согласно решению СМЭС от 26.03.2021г. отмечено, что руководителем Компания «A» является С.М.В., который одновременно являлся руководителем и учредителем Компании «I», Компании «TN», Компании «RSA» и ряда других предприятий. Однако, согласно протокола допроса, никаких решений от имени указанных предприятий он не принимал, документы и печати не видел и к финансово-хозяйственной деятельности данных компаний отношений не имел.

Необходимо отметить, как следует из акта налоговой проверки Департаментом экономических расследований Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан в отношении Компании «TN» зарегистрировано 08.08.2020г. ЕРДР по части статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан за совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам Компании с Компанией «TN» составлены формально и не могут достоверно свидетельствовать о фактах совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, исключение расходов из вычетов за 2018г. по взаиморасчетам Компании с Компаниями «BT», «I», «IK», «BC», «TN». и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса не допускается извлечение налогоплательщиком (налоговым агентом) выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Дата публикации
26 мая 2023
Дата обновления
26 мая 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Выступление
02 мая 2025
Интервью 31 каналу
Полезная информация
24 апреля 2025
Таможенная стоимость и классификация товаров различного ассортимента
Полезная информация
24 апреля 2025
Неправомерное освобождение от НДС

Социальные медиа

Twitter
Facebook

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации