Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 967 545,4 тыс.тенге и пени 266 752,1 тыс.тенге, НДС в сумме 310 459,2 тыс.тенге и пени 86 544,5 тыс.тенге.
Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось то, что в нарушение пунктов 1, 3 статьи 242 и пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы за 2019-2020гг. в сумме 2 609 539,7 тыс.тенге и НДС в зачет за 3, 4 кварталы 2019г. в сумме 149 834,4 тыс.тенге, за 1, 2 кварталы 2020г. в сумме 112 030,0 тыс.тенге, за 1 квартал 2021г. в сумме 48 594,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б».
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что фактическое выполнение работ субподрядчиком - Компанией «Б» подтверждается постановлением прокурора от 28.09.2022г. о прекращении досудебного расследования и первичными бухгалтерскими документами, при этом недействительность договоров субподрядчика с третьими лицами не означает отсутствие выполненных работ.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.
Основанием для отнесения в зачет НДС в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.
Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура, выписанный в электронной форме, заверяется электронной цифровой подписью.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Также, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода и использования в целях облагаемого оборота по НДС при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных соответствующими статьями Налогового кодекса. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по строительно-монтажным работам субподрядчика в рамках проекта по модернизации ГЭС за 2019-2020гг. в сумме 2 609 539,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 3, 4 кварталы 2019г. в сумме 149 834,4 тыс.тенге, за 1, 2 кварталы 2020г. в сумме 112 030,0 тыс.тенге, за 1 квартал 2021г. в сумме 48 594,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б».
Согласно приложенным к жалобе документам, между Компанией «А» и Компанией «С» заключен Договор подряда от 18.12.2013г. на проектирование, изготовление, тестирование, поставку, возведение, завершения строительства и ввода в эксплуатацию тех или иных Постоянных объектов, а именно для восстановления электромеханического оборудования на ГЭС на общую сумму 75 107 911 Евро.
Далее, между Компанией «А» и Компанией «Б» заключен Субдоговор от 09.02.2015г. на проведение строительных и монтажных/демонтажных работ в рамках проекта по Модернизации ГЭС на общую сумму 13 780 000 Евро.
Также к жалобе приложены счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат Компании «Б».
Компания «Б» состоит на регистрационном учете по месту нахождения в Управлении государственных доходов по Бостандыкскому району Департамента государственных доходов по г.Алматы с 04.12.2020г., вид деятельности – пуск и наладка смонтированного оборудования, строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки.
При этом по данным проверки Компания «Б» не обладает материально-технической базой для выполнения работ, указанных в договоре Субподряда от 09.02.2015г.
Следует отметить, что по результатам встречной проверки от 20.12.2020г. №657 взаиморасчеты между Компанией «А» и Компанией «Б» за период с 01.01.2017г. по 31.12.2019г. не подтверждены в связи с непредставлением Компанией «Б» первичных бухгалтерских документов, подтверждающих взаиморасчеты с Компанией «А».
Вместе с тем, по данным ИС ЭСФ установлено, что основным поставщиком Компании «Б» является Компания «В» (99,3% от общей суммы приобретения), при этом руководителем Компании «Б» и Компанией «В» является Иванов И.И.
В то же время Компания «В» также не имеет материально-технической базы для выполнения строительно-монтажных работ (декларации по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлены).
Компанией «В» заключен Договор подряда от 01.10.2018г. на выполнение строительно-монтажных работ с Компанией «Г» (присоединено к Компании «Ғ» 03.06.2019г.) и Договор субподряда от 14.05.2019г. с Компанией «К» (присоединено к Компании «Қ» 02.09.2019г.).
Следует также отметить, что Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) города Алматы от 19.02.2020г. Договор подряда от 01.10.2018г., заключенный между Компания «В» и Компанией «Г» (ныне Компания «Ғ»), признан недействительным.
Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 30.06.2020г. решение СМЭС города Алматы от 19.02.2020г. оставлено без изменения, а жалоба Компании «В» без удовлетворения.
Также решением СМЭС г.Алматы от 11.12.2019г. договор субподряда от 14.05.2019г., заключенный между Компания «В» и Компанией «К» признан недействительным.
Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 11.03.2020г. решение СМЭС города Алматы от 11.12.2019г. оставлено без изменения.
Основаниями для признания вышеуказанных договоров недействительными послужили факты, свидетельствующие о невозможности реального осуществления операций, с учетом отсутствия имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для выполнения работ или оказания услуг, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Учитывая изложенные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы по взаиморасчетам с Компанией «Б» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2019-2020гг. в сумме 2 609 539,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 3, 4 кварталы 2019г. в сумме 149 834,4 тыс.тенге, за 1, 2 кварталы 2020г. в сумме 112 030,0 тыс.тенге и за 1 квартал 2021г. в сумме 48 594,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б» по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось то, что в нарушение статьи 300 Налогового кодекса в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. необоснованно перенесены убытки от предпринимательской деятельности прошедших периодов на сумму 63 179,4 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что при исчислении налогооблагаемого дохода за 2019г. по данным проверки к сумме расхождений между вычетами в размере 1 675 956,2 тыс.тенге неправомерно включена сумма перенесенных убытков в размере 63 179,4 тыс.тенге.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 224 Налогового кодекса налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом с учетом корректировок, предусмотренных статьей 241 Налогового кодекса, и вычетами, предусмотренными настоящим разделом.
При этом согласно пункту 1 статьи 300 Налогового кодекса убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от выбытия фиксированных активов I группы и убытки от реализации объектов незавершенного строительства, неустановленного оборудования, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законами Республики Казахстан, переносятся на последующие десять лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода данных налоговых периодов.
По результатам налоговой проверки при исчислении налогооблагаемого дохода за 2019г. убытки, подлежащие переносу уменьшены на сумму 63 179,4 тыс.тенге в связи с тем, что по результатам предыдущей комплексной налоговой проверки от 20.12.2020г. №985 сумма убытков за 2018г. в размере 63 179,4 тыс.тенге не подтверждена, в этой связи, данная сумма убытка не подлежит переносу на 2019г.
Относительно исключения из вычетов расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019г. в сумме 1 675 956,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Б» следует отметить, что по результатам налоговой проверки, как указано выше, указанные вычеты уменьшены обоснованно.
Таким образом, по результатам налоговой проверки обоснованно уменьшен убыток, подлежащий переносу на 2019г. из предыдущих налоговых периодов в сумме 63 179,4 тыс.тенге и расходы по реализованным товарам (работам, услугам) за 2019г. по взаиморасчетам с вышеуказанным предприятием в сумме 1 675 956,2 тыс.тенге, соответственно, налогооблагаемый доход с учетом переносимых убытков подлежит увеличению на сумму 1 739 135,6 тыс.тенге.
Следовательно, доводы Компании «А» о том, что по результатам налоговой проверки при определении налогооблагаемого дохода и чистого дохода с учетом переносимых убытков за 2019г. допущена арифметическая ошибка на сумму 126 358,8 тыс.тенге являются несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, увеличение налогооблагаемого дохода с учетом переносимых убытков с предыдущих периодов за 2019г. на сумму 1 739 135,6 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН и налога на чистый доход в указанной части являются обоснованными.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось то, что в нарушение подпункта 3) статьи 223 и пунктов 1, 2, 3 статьи 652 Налогового кодекса не исчислена сумма КПН на чистый доход за 2019-2020гг. на сумму 425 049,9 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Бонн, 26.11.1997г.) (далее – Соглашение) ничто в настоящем Соглашении не может быть истолковано как препятствующее Договаривающемуся Государству облагать прибыль компании, относящуюся к постоянному учреждению в этом Государстве, налогом в дополнение к налогу, который взимается с прибыли компании, являющейся резидентом этого Государства, при условии, что такой дополнительный налог не превысит 5 процентов суммы такой прибыли, которая не подвергалась такому дополнительному налогообложению в предыдущие налоговые годы. Для целей настоящего пункта прибыль определяется за вычетом из нее всех налогов, иных, чем дополнительный налог, упомянутый в настоящем пункте, взыскиваемых в Договаривающемся Государстве, в котором расположено постоянное учреждение, уменьшенная на сумму, равную 50 процентам такой прибыли.
Представительство отмечает, что в ходе проверки не приняты во внимание положения вышеуказанного Соглашения, в связи с чем считает, что налог на чистый доход за 2019-2020гг. на общую сумму 336 185,9 тыс.тенге начислен необоснованно.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «А» к жалобе приложено свидетельство о резидентстве, выданное Германской налоговой администрацией 21.01.2020г., подтверждающее резидентство Федеративной Республики Германии головной Компании «А» применительно к доходам по контракту с ГЭС за период с 2019 по 2020гг.
По результатам налоговой проверки за период с 2019 по 2020 годы в соответствии с пунктом 1 статьи 652 Налогового кодекса начислен КПН на чистый доход по ставке 15 процентов в сумме 425 049,9 тыс.тенге.
Следует отметить, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 670 Налогового кодекса нерезидент имеет право применить сниженную ставку налога на чистый доход от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, предусмотренную международным договором, если он является резидентом государства, с которым заключен международный договор, и таким международным договором предусмотрен порядок налогообложения чистого дохода нерезидента, отличный от порядка, установленного статьей 652 настоящего Кодекса.
Сниженная ставка налога применяется при наличии у нерезидента на дату представления декларации по корпоративному подоходному налогу документа, подтверждающего его резидентство.
Документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом в налоговый орган по месту нахождения постоянного учреждения при подаче декларации по корпоративному подоходному налогу.
При отсутствии документа, подтверждающего резидентство нерезидента, на дату представления декларации по корпоративному подоходному налогу нерезидент не вправе применить положения международного договора.
При этом в случае исчисления и уплаты корпоративного подоходного налога в бюджет нерезидент имеет право применить положения международного договора до истечения срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса, если иные сроки не установлены международным договором, при условии представления в налоговый орган дополнительной декларации по корпоративному подоходному налогу и документа, одтверждающего резидентство нерезидента.
Согласно пояснениям налогового органа документ, подтверждающий резидентство в ходе налоговой проверки не был представлен, в расчетах по КПН, удерживаемому у источника выплаты c дохода нерезидента за 2019-2020гг. суммы выплат в адрес головной Компании «А» не отражены, выплата чистого дохода в адрес головной Компании «А» не производилась.
Вместе с тем, согласно письмам Управления государственных доходов (далее – УГД) от 16.02.2023г. и 20.02.2023г. документ, подтверждающий резидентство за 2019-2020гг. от 29.01.2020г. представлен в УГД 18.03.2020г. и 25.03.2021г., при этом Декларация по КПН за 2019г. представлена 29.05.2020г., дополнительная Декларация по КПН за 2019г. представлена 20.07.2020г., Декларация по КПН за 2020г. представлена 30.04.2021г. и дополнительная Декларация по КПН за 2020г. представлена 23.07.2021г.
Таким образом, документ, подтверждающий резидентство Федеративной Республики Германии, был представлен в орган государственных доходов до даты представления деклараций по КПН (ф.100.00) за 2019-2020гг. в связи с чем Представительство вправе применить сниженную ставку налога на чистый доход за 2019-2020гг., предусмотренную пунктом 7 статьи 10 Соглашения.
По результатам рассмотрения жалобы с учетом решения Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления налога на чистый доход за 2019-2020гг. без учета положений пункта 7 статьи 10 Соглашения, а в остальной части оставить без изменения.