Таможенные споры
Физическое лицо
Уплата НДС методом зачета
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба физического лица «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), уплаченного при импорте методом зачета.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правомерности уплаты НДС методом зачета при импорте товаров - «новый грузовой автомобиль автоцистерна» и «интегрированная буровая установка», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 10 348,1 тыс. тенге.
Так, физическое лицо «Т» сообщает, что 25.12.2021г. с компанией «Q» заключен договор купли-продажи специальной техники/оборудования - буровая установка на общую сумму 82 950,0 долларов США и договор купли-продажи спецтехники с компанией «A» на общую сумму 40 000 000 тенге.
08.04.2022г. спецтехника/оборудование прошли таможенную очистку в соответствии с требованиями таможенного кодекса с уплатой всех сборов и платежей. На момент осуществления таможенной очистки действовал приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ РК) от 21.02.2018г. № 67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета и правил его формирования» (далее – Приказ №67), условиями которого у приобретателя имелась возможность оплаты НДС методом зачета.
Приказом МНЭ РК от 31.03.2022г. за № 31 внесены изменения, которые вступили в силу по истечении 10 календарных дней, и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022г., однако на момент вступления в силу вышеназванных норм обязательства контрагента выполнены в полном объеме.
Физическое лицо «Т» полагает, что действовал в соответствии с требованиями законодательства, так как в силу статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» законы, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют, а также законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.
Физическое лицо «Т» считает, что приказ №31 от 31.03.2022г. является незаконным и оснований для ссылки на данный приказ отсутствуют.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 398 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» таможенные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в Республике Казахстан.
В рассматриваемом случае физическим лицом «Т» в рамках внешнеэкономических контрактов из Китая осуществлен ввоз и декларирование следующих товаров:
- «новый грузовой автомобиль автоцистерна, перевозящая коррозионные химикаты» в количестве 2 штук, оформленный по ДТ от 11.04.2022г. и заявленный по коду ТН ВЭД – 8704 23 920 9;
- «интегрированная буровая установка» в количестве 2 штук, оформленный по ДТ от 08.04.2022г. и заявленный по коду ТН ВЭД – 8430 49 000 1.
При таможенном декларировании в отношении товаров уплата НДС произведена методом зачета, на основании статьи 427 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г. №120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Приказа № 67.
Впоследствии после выпуска товаров таможенным органом в отношении физического лица «Т» проведена таможенная проверка, по результатам которой начислен НДС, ранее уплаченный методом зачета, для фактической уплаты в бюджет государства.
Основанием для начисления НДС послужило отсутствие кода ТН ВЭД – 8704 23 920 9 в Приказах № 67 и № 31, а также исключения кода ТН ВЭД - 8430 49 000 1 из Приказа № 67 Приказом № 31, действующим на правоотношения, возникшим с 1 января 2022 года.
При изучении документов и сведений, представленных физическим лицом «Т» и таможенным органом, установлено, что согласно статье 427 Налогового кодекса НДС уплачивается методом зачета в порядке, определенном данной статьей, плательщиками НДС, указанными в подпункте 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, по следующим товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:
1) оборудование;
2) сельскохозяйственная техника;
3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;
4) вертолеты и самолеты;
5) локомотивы железнодорожные и вагоны;
6) морские суда;
7) запасные части;
7-1) пестициды;
7-2) племенные животные и оборудование для искусственного осеменения;
7-3) крупный рогатый скот живой.
Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются уполномоченным органом в области налоговой политики.
Приказом № 67 утвержден перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета и правила его формирования.
Законом Республики Казахстан от 20.12.2021г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Законом Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) продлено действие статей 427 и 428 Налогового кодекса с внесением изменений в их редакцию.
В реализацию указанных статей Налогового кодекса приказом МНЭ РК от 21.10.2022г. № 74 «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года № 67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования» (далее – Приказ № 74) в Приказ № 67 внесены изменения, в соответствии с которым в абзаце третьем пункта 1 данного приказа утвержден перечень импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета, согласно приложению №2.
Из приложения №2
№ п/п |
Наименование |
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (код ТН ВЭД ЕАЭС) |
1 |
2 |
3 |
71. |
Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные |
из 8430 (кроме 8430 69 000 8, 8430 49 000 9, 8430 49 000 1, 8430 20 000 0, 8430 50 000 9, 8430 41 000 8) |
170. |
Моторные транспортные средства для перевозки грузов прочие только с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства более 20 т, новые |
8704 23 920 (кроме самосвальной техники товарной позиции 8704 23 920 9) |
Пунктом 4 Приказа № 74 установлено, что приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
абзаца третьего пункта 1 настоящего приказа, который вводится в действие с 1 апреля 2022 года.
В связи с тем, что таможенное декларирование автоцистерны по коду ТН ВЭД - 8704 23 920 9 произведено 11.04.2022г., а буровой установки по коду ТН ВЭД – 8430 49 000 1 произведено 08.04.2022г., соответственно в отношении данных товаров действуют нормы Приказа № 74 согласно приложению №2.
Таким образом, так как согласно рекомендации Коллегии ЕЭК от 12.03.2013г. №4 «О Пояснениях к единой ТН ВЭД ЕАЭС» по товарной позиции 8704 ТН ВЭД товар - «новый грузовой автомобиль автоцистерна, перевозящая коррозионные химикаты» не относится к самосвальной технике, соответственно согласно приложению № 2 Приказа №74, данный товар подпадает под уплату НДС методом зачета.
При этом товар - «интегрированная буровая установка», заявленный по коду ТН ВЭД - 8430 49 000 1, в соответствии с приложением № 2 Приказа №74 исключен из товарной позиции 8430, по которой НДС уплачивается методом зачета.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, начисления таможенным органом НДС по товару - «интегрированная буровая установка» является правомерным, а по товару - «новый грузовой автомобиль автоцистерна, перевозящая коррозионные химикаты» является неправомерным.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по начислению НДС в отношении товара - «интегрированная буровая установка» признаны правомерными, а в отношении товара - «новый грузовой автомобиль автоцистерна, перевозящая коррозионные химикаты» признаны неправомерными.