В Комитет миграционной службы МВД часто поступают обращения граждан по вопросу отказа банками второго уровня либо другими организациями в оказании услуг по причине «некорректного» индивидуального идентификационного номера (далее – ИИН).
При этом, зачастую гражданам указывается на расхождение ИИН с датой рождения, веком рождения, полом лица и т.д., что противоречит требованиям действующего законодательства.
По данному вопросу поясняем, что формирование ИИН происходит в информационной системе автоматически при выдаче свидетельства о рождении, удостоверения личности или паспорта и основан на принципах уникальности и неизменности. ИИН, присвоенный информационной системой гражданину является уникальным и в Государственной базе данных «Физические лица» соответствует только конкретной персоне.
Это значит, что у каждого гражданина ИИН не может совпадать с ИИН другого человека, при этом он присваивается один раз и не меняется до конца жизни в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О национальных реестрах идентификационных номеров», за исключением случаев усыновления/удочерения (ст. 9 Закона).
То есть, если у гражданина на протяжении жизни будет меняться фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные, ИИН при этом не меняется, так как это основной идентификатор лица в информационных системах госорганов.
Обращаем внимание, что отказ банков второго уровня, государственных органов и организаций в предоставлении услуг из-за несоответствия ИИН с датой рождения, полом лица и другим установочным данным гражданина, является неправомерным.
Учитывая аналогичные заявления граждан о возникающих проблемных вопросах по ИИН, МВД в адрес Национального банка, Министерства здравоохранения, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (Государственный центр по выплате пенсий), Комитета государственных доходов Министерства финансов были направлены письма о принятии мер относительно неправомерных отказов подведомственных организаций, банков второго уровня при оказании государственных услуг гражданам из-за ИИН.
В свою очередь, вышеуказанными государственными органами и организациями была предоставлена информация о проведенной работе на предмет недопущения отказов государственных, а также банковских услуг по причине некорректного ИИН, в том числе исключения функции контроля на предмет проверки в ИИНе даты рождения и других установочных данных физических лиц.