Меню

Мобильная связь
Интернет
Фиксированная связь
Почтовая связь
Проверка качества сотовой связи
Выдача разрешений на использование радиочастотного спектра Республики Казахстан
Развитие новых технологий и инфраструктуры в области связи
Государственная политика в области связи
Аль-Фараби: «второй учитель» после Аристотеля

В 2020 году во всем мире под эгидой правительства Казахстана и ЮНЕСКО отмечается 1150-летие со дня рождения великого казахского философа Абу Наср Мухамеда Аль-Фараби (870-950 н.э.). Аль-Фараби – основополагающий деятель философии в арабской культуре, что сделало его известным в качестве «Второго учителя» после Аристотеля.

В то время арабоязычная философия испытала значительное влияние античной греческой философии. Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему, подобно аристотелевскому учению. Он написал около 160 трактатов, охвативших все известные в то время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику, логику и конечно же философию. Его главные труды уцелели и хранятся в лучших библиотеках мира: в Каире, Стамбуле, Бейруте, Лондоне, Берлине, Париже, Братиславе, Москве и Санкт-Петербурге.

Арабские ученые-мыслители, такие как Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, Ибн-Баджа, Ибн-Туфейль и многие другие считали себя учениками аль-Фараби.

Сам Ибн-Сина говорил, что он понял «Метафизику» Аристотеля только благодаря комментариям аль-Фараби, а труды Ибн-Сины по медицине высоко ценились в Европе на протяжении всего Средневековья. Ибн-Рушд, который был известен в Европе под именем Аверроэса, развил идею аль-Фараби о превосходстве философии над религией, разума над откровением, заложив основы учения о двойственности истины. Ибн-Баджа также испытал влияние философии аль-Фараби - в своей работе «Об образе жизни уединившегося» он пишет о важной роли знания в достижении этического совершенства. Ибн-Туфейль в «Романе о Хайе, сыне Якзана» развивает мысль аль-Фараби о совершенстве философского пути познания истины.

Говоря о влиянии аль-Фарби на европейскую философию, прежде всего следует упомянуть о еврейском философе, богослове Маймониде, чье произведение «Руководство заблудшим» содержит идеи аль-Фараби. Через Маймонида в истории философии прослеживается нить, ведущая от аль-Фараби к Спинозе, Д.Скоту, Р.Бэкону.

Английский монах и философ Р.Бэкон владевший арабским языком изучал работы аль-Фараби в подлинниках. В эпоху Возрождения Европа вновь обрела «сокровища» классической древнегреческой философии и в этом немаловажна заслуга аль-Фараби, так как именно он является одной из ключевых фигур в истории интеллектуальной мысли, повлиявшей на развитие мировой цивилизации. Его наследие способствовало установлению диалога и сближению культур Востока и Запада, что остается актуальным и по сей день.

Аль-Фараби родился на территории нынешнего Казахстана. Он учился в Фарабе, в Бухаре, в Мерве, Багдаде и Харране. Среди его учителей были не только мусульмане, но и несторианские христиане, таких как Юханна (Иоанн) ибн Хайлан.

Аль-Фараби начал свой исследовательский путь в далеких степях Казахстана, где сумел прочувствовать греческую мысль и получил возможность продолжать работу в больших духовных центрах персидской и арабской культуры. Своими произведениями он внес определяющий фактор в возрождение греческой мысли в арабоязычном мире, который простирался от Пиренеев до границ Китая. Его работа способствует в величайшей степени пониманию глобализации и повышению толерантности во всех аспектах современной социально-политической жизни устройства государств.

Документы
Новости
Полезные материалы
Статья профессора ЕНУ им.Л.Гумилева С.Тулеубаевой "Смысл существования – обрести счастье"
Медиагалерея
События
Реализуемые проекты
Услуги
Организации
Часто задаваемые вопросы

Социальные медиа

Посольство Республики Казахстан в Республике Польша
Посольство Республики Казахстан в Республике Польша
Посольство Республики Казахстан в Республике Польша

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации