В этом году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие выдающего мыслителя Востока Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, более известного миру как аль-Фараби (в Средневековой Европе его имя на латинском языке звучало как Alpharabius).
Из глубины веков до нас дошло и прозвище, которым был наделен аль-Фараби – «Второй Учитель человечества». Данное прозвище было дано ему не просто так. Известно, что эллинская культура в Европе оказалась на тысячелетия погашена христианством, которое не признавало многобожие античности. Были уничтожены многие произведения греческих философов. Хорошо сохранились лишь произведения двух великих греческих деятелей - Аристотеля и Платона. Но не в Европе, а в библиотеке Багдада. Аль-Фараби перевел их на арабский язык, за что получил на Востоке звание – «Второй учитель человечества».
После завоевания арабами Южной Европы труды Аристотеля и Платона были переведены с арабского на латынь. Началось возрождение эллинизма, которое, в свою очередь, положило начало Эпохе Возрождения в Европе.
Но Аль-Фараби не только переводил труды Аристотеля. Опираясь на его труды, он разработал оригинальную средневековую мусульманскую философию – восточный перипатетизм.
Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Отзвуки последней особенно явственно просматриваются в его знаменитой "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки").
Но он был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате "Слово о классификации наук". Фараби мыслил, как реформатор педагогики, стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.
Интересны его воззрения о политике и государстве, или, как он говорил, «практическом применении философии». Например, он делил общества (государства) на «добродетельные» и «порочные». В свою очередь последние он подразделял на три категории: невежественные, злые и заблудшие. Известный французский теолог Генри Корбин считал, что «политические» идеи аль-Фараби следует понимать, как «пророческую философию».
Будучи великим гуманистом, аль-Фараби хотел видеть мир счастливым. Одним из первых мыслителей в мусульманском мире поднимая проблему необходимости обретения каждым человеком счастья, он видел в этом высшую цель. Своим примером он олицетворял то доброе начало, которое может спасти человечество от неминуемой гибели.
В 2020 году в честь юбилея философа будет проведено более 500 по всему миру. Первые мероприятия начались в Казахстане, на родине аль-Фараби.
В Литве, в декабре 2020 года, состоялась презентация романа казахского писателя Ануара Алимжанова «Возвращение учителя» на литовском языке. В данном труде литовские читатели смогут познакомиться с жизненным путем Великого философа. Данную книгу, возможно найти во всех крупных библиотеках Литвы и, в частности в Вильнюсской областной универсальной публичной библиотеке им. А.Мицкевича.