Меню

Страницы

Статья

СУЛТАН БЕЙБАРС

Бейбарс – аль-Малик аз-Заһир Рукн-ад-дин Бейбарс I аль-Бундуктари ас-Салих (ок. 1217/18 –  1277)– мамлюкский султан Египта и Сирии (1260–1277) тюркского (кыпчакского) происхождения, видный военный и государственный деятель средневекового Египта.

Биография

Хотя сведений о политической жизни Бейбарса в Сирии и Египте достаточно много, информация о его детстве и роде отрывочна. Данные о Бейбарсе можно найти в трудах его современников и средневековых арабских авторов, в частности у Мухаммеда бин Али Ибрагима бин Шаддада аль-Халаби (1286) «Сира аз-захир Бейбарс» («Жизнь Захир Бейбарса») и Мохи аддин Абдолла бин Абд аз-Захир бин Нишвана Аль-Хазами Аль-Масри (1292) «Ар-рауда аз-захир фи аз-малик аз-Захир» («Видный сад жизни аль-алика аз-Захира».

Ибн Шаддад был одним из самых близких людей Бейбарса, как и Мохи ад-дин Абд аз-Захир. Именно этот человек, ставший личным писарем султана, написал послание султана к золотоордынскому правителю Берке хану. А Абд аз-Захир был дворцовым писарем, его руками и под строгим контролем султана была написана биография Бейбарса. В связи с тем, что он не мог нарушать требования султана, не желающего оставить в истории сведения о детстве и период рабства (мамлюк), автор обошел в своем труде некоторые важные вопросы.

Однако Абд аз-Захир в преамбуле своей книги написал только одну строчку касательно данного вопроса: «Это султан, Малик аз-Захир Рукн ад-дин Абу-л Фаттах Бейбарс бин Абдулла ас-Салихи ан-Неджми, получил счастье прийти вместе с великим султаном Салихом Неджметдином Айюбом из Сирии из тюркских племен «барлы».

Ал-Макризи так же в своем труде «Ас-сулук» писал: «Бейбарс – тюрк. Его купил Малик ас-СалихНаджметдинАйюб». Египетский автор XIV века аль-Айни в своем произведении «Икду ал-джуман фи тарихахл аз-заман» («Жемчужина населения времени»), ссылаясь на слова Бейбарса «Мин Бурджоглы кабилятун мин тюрк», говорит, что султан из племени «бурдж». Аль-Идриси писал, что племя «бурдж» населяет на севере Черного моря.

В русских летописях ХІ–ХІІ вв. указано, что в числе половцев (кыпчаков) были потомки «буршевич». Казахские исследователи связывают название племени «бурдж» с племенем бериш, который находится в составе современного казахского народа. Анализ исторических данных свидетельствует о том, что в то время род бериш проживал в Крымском регионе (в настоящее время – в Атырауской области).

Интересно, что символ племени бериш – стрела, изначально очень похожий на символ аршакидской династии ираноязычной племени парна на севере Каспия [4, с. 34]. Известно, что аршакидская династия (250 до н. э. – 227 г. н. э.) явлась династией, правившей Парфией, Арменией, Азербайджаном, Иберией и Кавказской Албанией. После распада Тюркского каганата различные тюркские этнические группы стали создавать отдельные государственные структуры. По словам Б. Кумекова, «…углубление и развитие этнических связей в Дешт-и-Кипчаке повлияло на формирование группы кипчаков в регионе. Единый этнический регион, хозяйственный подход, общественные отношения и общий язык способствовали общению кипчаков с другими этническими группами. Из-за повышения политического веса кипчаков многие другие этнические группы и племена называли себя кипчаками и приняли этот этноним».

Отец Бейбарса – Жамак, а мать – Айнек из кыпчаков. По словам некоторых исследователей египетской истории, он был куплен в детстве в Дешт-и кыпчакской степи и принят в отдельный отряд султана Салиха Нажима ад-Дина из династии айюбидов. Изначально, Бейбарс намеревались продать одному торговцу в Дамаске за 800 дирхемов. Но тот обнаружил недостаток – на глазу Бейбарса было бельмо, и отказался от его покупки. Затем его приобрел повелитель Айдакин Аль-Бундукдари, который по традиции произвел его в мамлюки под именем Бейбарыс Аль-Бундукдари. Затем Бейбарс, занимая должность султана, назначил бывшего хозяина Аль-Бундукдари правителем Дамаска.

Усиление кочевого быта, войны с соседними государствами в этот период стали причиной массового переселения тюрков в зону обитания оседлых. Кроме того, в связи с развитием торговли у кочевников конкуренция за обладание городами юга стала причиной прихода тюркских кочевников в этот регион. Таким образом, тюрки вынуждены мигрировать на территории оседлых в поисках новых пастбищ для скота.

Анализ исторических данных показывает, что рост потребности в пастбищах для скота и стремление к торгово-экономическим связям с оседлыми народами в конце XI века, наряду с политическими событиями, происходящими в Центральной Азии, способствовали перекочевке тюрок на относительно свободные места. Основной целью нападения огузов на Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Джурджан в Х веке было не только завладение пастбищами и пленными, но и стремление к торговым отношениям с южными соседями. По словам Б. Кумекова, перемещение кимакских племен в оседлые районы на севере государства Саманидов было вызвано необходимостью установления торговых отношений с ними.

Исторические личности тюркского происхождения по-разному делали политическую карьеру в других странах мира, особенно в мусульманских. К первой группе относятся лица, попавшие в плен в результате междоусобиц и войн, вступившие в должность местных правителей, после чего добились военной карьеры, ко второй группе относятся вступившие на службу по собственному желанию как наемные солдаты и добившиеся высокого положения.

Об идеологическом кризисе тюркского общества этотого периода писала в своём труде Н. Нуртазина: «…ухудшились традиции, теряя смысл, даже та естественная религия, мифология отделились, изменились, разрушились изнутри, становились светскими. В переходный период тюрки стали тесно контактировать между собой».

По данным средневековых арабских исследований, тюрки в это время переживали и моральный кризис. Например, имеются такие факты о карлуках: «…есть храмы, на стенах которых изображены правители. Карлуки испорчены, не запрещаются грехи. Играя азартные игры, делали ставки на жен и даже на детей». О кризисе религиозной идеологии Л.Н. Гумилев писал: «Снижение пассионарной энергии населения ведет к распаду – последней фазе этнической системы. Боевой дух народа был ослаблен. Предпочитали покой. Народ стал склонен к развлечениям. Среди кочевников распространилось воровство, в боях с легкостью сдавались в плен противнику ради жизни». Даже в надписях Кюль-тегина говорится, что «…ты бродил по всем тюркским странам. Скитались, выживая».

Тюркские племена, переживавшие не только политический застой, но и духовный кризис, теперь по своей воле, иногда в результате войн, нанимались в качестве рабов в соседние государства. В результате политических столкновений появилось много тюркских рабов и рабынь, которых вывозили в другие страны. Мужчин-тюрок использовали на военных должностях, женщин держали в качестве домработниц. В средневековых источниках написано, что «тюркские девушки красивые, нежные, светлолицые. Они узкоглазые, но очаровательные. Большинство среднего роста. Мало девушек высокого роста. Они много рожают. Дети рождаются красивыми и наездниками. Они аккуратны, хорошо готовят пищу. Склонны к расточительству…».

Тем не менее, тюркские рабы, благодаря своим естественным боевым качествам, добились успеха в военных делах, чем в низких должностях, присущих рабам. Отсюда первоначально занимавшие низкие должности тюрки со временем участвовали в военном деле, добились значительной государственной карьеры.

Низам ал-Мульк описывает военную карьеру тюркского раба во дворце Саманидов: «В течение одного года исполняет обязанности раба. В это время он носил одежду из зенданской ткани (местность в Бухаре). Через год по согласованию с хаджибом, начальником шатера (висаком) присваиваются обычные чепрак и тюркское имя. В третьем году он получал особый пояс (карашор). А в пятом году седло получше, украшенное звездами уздечку, получал более дорогую одежду и дубинку. В шестом году получил парадную одежду, в седьмом году чин «висак баши», символом достойности висака башмака – черную войлочный калпак и одежду гянджа, украшенные серебром. Постепенно он получил звание «хайльбаши» (начальник отряда) и достигал звания «хаджиб». По такой лестнице тюрок Айтак ал-Хазари, который начал свою карьеру помощником повара при халифе ал-Му’тасим, стал в Самарре командиром дворцовой охраны.

По запискам Аль-Омари, тюрки, бежавшие из кыпчакской степи, отличались своей совестливостью, героизмом, стройностью и благородством. В халифатской армии служили многие полководцы тюркского происхождения, как Афшин Буха Старший, его сын-Муса, Васиф, младший Буха, Салык, Ибн Васиф, Мухаммед ибн Буха, Байкбек, Минкаджавр-аль Фергани, Зерек. Тюрки, добившиеся высокой военной карьеры, иногда пытались захватить светскую власть из рук халифа. Уже в IX веке в Багдаде власть Аббасидов была ограничена тюркскими полководцами дворца. Халифы, проявившие слабость, иногда становились игрушкой в их руках. «Когда Мустайн сел на престол (862), влиятельные люди вызвали астрономов и спрашивали: «Скажите! Сколькобудет жить этот халиф и сколько времени будет править?» Тогда один весельчак, стоявший там, сказал: «Я могу лучшеастрономов предвидеть, править столько, сколько угоднотюркам». Из этих сведений можно осознать значимость тюрков в халифате.

Еще один тюркский раб Мухаммад ибн Абу Садж Афшин в 866–879 годы был правителем халифата в Азербайджане и Армении. После он объявил себя независимым от халифата правителем.

Заслуги

Личная жизнь и политическая деятельность Бейбарса тесно связаны с политико-социальным положением того времени в Великой степи, простиравшейся от Алтая до Черного моря. Благодаря своим боевым талантам, Бейбарс был замечен другими правителями. С самого начала он проявлял себя не просто рабом, а воином.

Бейбарс вырос очень ловким, шустрым юношей. В 1246 году султан ас-Салих сразу заметил эти качества, назначил сардаром в собственный отряд. Но после смерти Салиха его сын Туран шах и его наследник Айбек стали меньше доверять мамлюкам.

В это время Бейбарс был в числе организаторов заговора против Туран шаха, который пытался избавиться от мамлюков и был соучастником в его убийстве. Новый султан Му’иаз ад-Дин Айбек (1250–1257), придя на престол, повелел приговорить к смертной казни участников покушения. В связи с этим Бейбарс вынужден был скрываться и покинул Сирию. После того как мамлюки убили Айбека, Бейбарс вернулся в Каир.

Новый султан Музаффар Сайф ад-Дин Кутуз (1259–1260) после взятия монголами Багдада, поручает Бейбарсу (1260) возглавить центр войска против войск монгольско-тюркской династии Хулагуидов, правивших в Иране и стремившихся покорить Сирию и Египет. В битве под Айн-Жалутом Бейбарс отличился своим мужеством. Дальнейшие атаки войск Хулагуидов не дали результата. Испытывая зависть к славе Бейбарса, султан Кутуз сделал ошибку и оставил его без внимания. Бейбарс, который был не согласен с несправедливым решением, тайно договорился с мамлюками и убил султана Кутуза на обратном пути в Каир. Бейбарс был объявлен султаном Египта, а в конце 1260 года он торжественно вошел в Каир. К официальному имени Бейбарса добавили титул «Рукн ад-Дин» («Опора религии»). Этот титул присужден за успешные войны против крестоносцев.

По приходу к власти Бейбарс направил все усилия на подготовку к отражению наступления крестоносцев. С 1265 года одну за другой он начал брать их крепости.В 1275 году были организованы походы против малоазиатских сельджуков. В первые годы, когда Бейбарс был правителем Египта, в мусульманских владениях начались восстания. Восьмой крестовый поход, организованный из Европы, начался в 1270 году. Бейбарс не только остановил этот крестовый поход, но и вновь освободил территории, которые ранее были завоеваны крестоносцами. В 1266 году Бейбарс освободил Сафад, в 1268 году – Антиохию, в 1271 году – Хисын Аль-Аккрад, в 1267 году – Киликию.

Тюрки и монголы, завоевавшие Иран до прихода Хулагу, изначально имели тесные отношения с Улусом Джучи. Захваченные земли использовались в целом как общее достояние династии Чингисхана. Нойоны и принцы Джучи приняли участие в завоевании Ирана. После завоевания Ирана Хулагу, в Иране осталась часть прав сыновей Джучи на города.

В целом, имеются некоторые причины, по которым Бейбарс был благосклонен к Золотой Орде, так как Золотая Орда стала государством, возникшим на родине Бейбарса – в Дешт-и-Кыпчаке. В земельном споре между ханом Золотой Орды Берке и правителем государства Ильхана Хулагу мамлюки поддерживали Берке. Берке говорил: «Если невозможно вернуть войска в Золотую Орду, то перейдите в мамлюкский Египет». Между Египтом и Золотой Ордой за время Бейбарса до ХV в. сложились дружеские отношения. Он поддерживал принятие ислама Золотой Ордой.

После того, как он стал султаном, Бейбарс стремился установить дипломатические отношения с золотоордынским правителем Берке. По словам Амина аль-Холи, во время правления султана Бейбарса в Дешт-и-Кыпчак были посланы 8 послов. Этот союз сохранился до распада Золотой Орды.

В арабских летописях Сеит Мухаммед пишет об участии послов Берке хана на суннитской свадьбе сына султана: «Султан (Бейбарс)пригласил падишаха Берке и его посла Яфы, который был гостем в егодворце в качестве свидетеля. Они с радостью приветствовали это приглашение».

Он был султаном Египта и оказал большую поддержку переселенцам из Золотой Орды. Аль-Омари сказал: «Цари выходили из них (египетские султаны выходили из тюркских мамлюков), а также способствовали к умножению их родственников, и они всесторонне поддерживали, приехавших в Египет. Из нихвышли военачальники его земли (Египта),бии». Тюркам, пришедшим в Египет, Бейбарс отдал земельные участки недалеко от ворот Каир вблизи крепости Аль-Лук.

В ответ на послание Берке, он отправляет в Золотую Орду официальное посольство во главе Сейфетдином Кушарбеком и законником Меджеддином. Бейбарс вместе с официальным письмом направил «родословную султана, подписанную его Тажаддином».

Таким образом, Бейбарс не только призывал их к борьбе с «безбожниками», но и желал восстановления связей со своими золотоордынскими родственниками. Египетские мамлюки использовали людей, бежавших из Дешт-и-Кыпчака и знающих кыпчакский язык в качестве переводчиков.

Султан Бейбарс скончался в 676 году хиджры 28-го числа месяца Мухаррам (2-го мая 1277 года). Он правил страной около 17 лет. После его смерти на трон сел его сын Насыраддин. Однако дети Бейбарса не смогли долго удерживать власть. Мамлюкские правители, стремившиеся к власти, убили его сыновей и, наконец, к власти пришел Сейфуддин Калауин из рода Кыпчак. Бейбарс умер в 1277 г. в городе Дамаске и похоронен под куполом библиотеки аз-Захариа.

В период его правления социально-экономическое положение страны стабилизировалось. По словам современников, султан любил конные игры, охоту, состязания. Султан известен своей простотой и вероисповеданием. Они всегда уделял внимание бедным, заботился о сиротах и брал их на свое попечение. 

В каждом городе держал постоянный гарнизон. Укрепил порядок в государстве, окончательно прекратил взаимные столкновения. К мамлюкам начали приезжать купцы со всего мира. На всех реках были построены мосты и по одной мечети в каждом городе. Были отремонтированы каналы и дамбы.

Во внутренней политике страны султан Бейбарс укрепил позиции мусульманского государства, Египет превратился в процветающую страну. В юридической сфере султан Бейбарс внес беспрецедентные изменения. Назначал на должности судей представителей всех четырех суннитских мазхабов. Восстановил мечеть Аль-Азхар, значительно изменил и превратил ее в крупное учебное заведение, куда приезжали ученики из разных стран. В Египте и Дамаске было построено множество медресе. В частности, хорошо сохранилось здание медресе «Захири» в Каире. В медресе также работали библиотеки с богатым книжным фондом.

Был осуществлен капитальный ремонт мечети Пророка в Медине, обновлена мечеть пророка Ибрахима в Дамаске. В Иерусалиме были отремонтированы и обновлены мечети Аль-Акса, Куббат Сахра. Построен Дом юстиции, в котором решались различные проблемы и споры.

Бейбарс был активным защитником ислама и мусульманином. В 1260 году в Каире в торжественной обстановке был восстановлен Аббасидский халифат в качестве духовного учреждения, он посадил на престол халифа одного наследника из династии Аббасидов и превратил Каир в духовную столицу халифата.

Значение Бейбарса в истории ислама измеряется тем, что он защищал исламский мир от крестоносцев, прожил свою жизнь, защищая границы ислама с христианским миром, и был союзником хана Золотой Орды Берке. В результате Берке-хан принял ислам и укрепил связи между Египтом и Золотой Орды. Вступил в союз против Хулагу и его потомков, завоевавших территории Ирака и Ирана.

Султан Бейбарс создал мощную армию, морской флот и организовал оснащение вооружением, построил крепости, создал регулярную армию. Он впервые ввел артиллерию, которая была использована в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. В мамлюкской армии были железные орудия под названием «мидфа». Позже эта артиллерия появилась в Европе, а англичане использовали эту технологию во время Столетней войны в 1346 году против французов.

Память

В настоящее время в Казахстане имя султана Бейбарса присвоено селам, школам, культурным очагам. Несмотря на то, что казахской интеллигенции было известно о султане Бейбарсе, общественность республики впервые узнала об известном предке после выхода художественного телефильма «Султан Бейбарс», который был создан в 1989 году киностудией СССР «Совэкспортфильм» совместно с египетской студией «Эль-Аламия». Фильм был снят режиссером Булатом Мансуровым по мотивам произведения Мориса Симашко «Емшан», где главную роль сыграл народный артист Казахской ССР Н. Жантурин.

18 октября 2007 года по поручению Главы государства в городе Каире заключено межправительственное соглашение между Казахстаном и Арабской Республикой Египет о реставрации мечети султана Аз-Захир Бейбарса. Общая площадь мечети 10 тыс. кв. метров. Общая стоимость проекта 12 млн. долл. США, из них долевое участие Казахстана – 4,5 млн. долл. За 2008–2011 гг. казахстанской стороной выплачено 4 млн. долл., за счет чего проведены работы по разработке проектно-сметной документации, оборудованию дренажной системы, укреплению оснований стен и колонн, наружных стен, возведению внутренних стен и изготовлению архитектурно-декоративных элементов. На объекте установлены мраморные резные колонны «Харсана Адия». 

Также по поручению Главы государства о реставрации мавзолея султана Аз-Захир Бейбарса в городе Дамаске 18 октября 2007 г. заключено соответствующее межправительственное соглашение с Сирийской Арабской Республикой. Общая стоимость проекта составила 297,3 млн. тенге. Работы проводились в 2007–2010 годах. Комплекс общей площадью 850 кв. м. состоит из мавзолея, архива, библиотеки с 75 тысячами книг и рукописей, 3 учебных классов, фондохранилища, служебных кабинетов.

Объект используется Академией арабского языка Сирийской Арабской Республики.

К ЭКСПО-2017 в Национальном музее столицы Казахстана открылась выставка «Султан Бейбарс и его эпоха». На выставке были представлены 22 экспоната из коллекции Музея исламского искусства, рассказывающие о жизни и деятельности султана Бейбарса.

Руководитель фонда аль-Фараби и Султана Бейбарса С. Искаков организовал историко-научную экспедицию «По следам предков» в Египет, Королевство Иорданию, Сирию, Палестину, Ливан и Иерусалим, изучил исторические места, контактировал с местными историками.

Дата публикации
28 мая 2021
Дата обновления
31 мая 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Информация
26 марта 2024
Выдача, продление виз на въезд в Республику Казахстан и транзитный проезд через территорию Республики Казахстан
Информация
26 марта 2024
Легализация документов
26 марта 2024
Оказание услуг для иностранных граждан

Социальные медиа

Посольство Казахстана в Японии
Посольство Казахстана в Японии
Посольство Казахстана в Японии
Посольство Казахстана в Японии

Меню подвал

Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации
Новостной канал государственных органов
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Национальный стандарт Республики Казахстан
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Парламента РК