КОНЦЕПЦИЯ
внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы
Глава 1. Анализ текущей ситуации
Современная система международных отношений переживает сложную трансформацию, основными признаками которой являются:
кризис доверия и повышение конфликтности, в том числе вследствие снижения функциональности многосторонних институтов безопасности и диалога, низкой эффективности механизмов превентивной дипломатии и конфликтного урегулирования;
размывание основополагающих принципов международного права, столкновение в мировом масштабе двух основных тенденций – глобализма и национализма, что создает серьезные риски для средних и малых государств;
обострение традиционных вызовов и угроз безопасности, таких как терроризм, экстремизм, гонка вооружений, в том числе ракетных, ядерных и космических, изменение климата и целого ряда других;
возникновение новых факторов влияния на геополитику и геоэкономику, в том числе связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, феноменами гибридных и кибервойн;
эрозия современной модели глобализации и международной торговой системы, увеличение разрыва в экономическом и технологическом развитии между странами и регионами, уязвимость глобальной финансовой системы, ужесточение торговых и валютных войн, санкционное противостояние.
На этом фоне мировое сообщество осознает необходимость формирования более устойчивой системы международных отношений, в пользу чего свидетельствуют следующие факторы:
растущая взаимозависимость стран и регионов;
накопленный опыт решения глобальных и региональных проблем, поиска совместных ответов на вызовы современности;
отсутствие выраженного идеологического противостояния между ведущими государствами и военно-политическими блоками;
осознание безальтернативности рыночной экономики.
Указанные факторы оказывают серьезное влияние на концептуальные и практические подходы в области внешней политики Казахстана.
За годы независимости наша страна укрепила позиции на международной арене, утвердилась как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах. Казахстан реализует многовекторную, прагматичную и проактивную внешнюю политику, вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития. При этом основное внимание уделяется всемерному и незыблемому отстаиванию национальных интересов, конструктивному продвижению внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.
Вместе с тем выход Казахстана на новый этап государственного развития и формирование нового экономического курса ставят внешнюю политику Казахстана перед лицом новых реалий и вызовов.
Во-первых, на фоне усиления межгосударственной конкуренции за политическое и экономическое влияние, международные рынки и инвестиционные потоки Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии.
Во-вторых, в условиях динамично меняющейся глобальной и региональной обстановки важно обеспечить более эффективное и системное продвижение международных инициатив Казахстана на основе прагматизма, системного анализа в целях получения конкретных результатов для страны и мира.
В-третьих, в соответствии с концепцией «слышащего государства» и с учетом стратегической задачи по вхождению в число тридцати самых развитых государств мира следует усилить акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре интересов государства, бизнеса, каждого гражданина. Это является ключевым условием построения сильного, гармоничного и социально ответственного государства, органично встроенного в современную систему международных отношений.
Необходимость приведения системы внешнеполитических воззрений и дипломатического инструментария в соответствие с долгосрочными реалиями определяет целесообразность принятия настоящего документа.
Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы разработана с учетом целей и задач, отраженных в Стратегии долгосрочного и устойчивого развития до 2050 года, Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и ежегодных посланиях Президента народу Казахстана.
Глава 2. Международный опыт
Разработка концепций внешней политики (далее – КВП) широко применяется в международной практике.
Обзор КВП зарубежных стран свидетельствует о следующих основных моментах.
С учетом статуса Казахстана как среднего регионального государства особый интерес представлял анализ КВП зарубежных стран сопоставимой международной категории. При этом отмечена следующая закономерность: преобладающее влияние на формирование внешнеполитических линий средних государств оказывают системные факторы (события и тенденции на глобальном и региональном уровне, непосредственно отражающиеся на внешнеполитической повестке дня).
В целом настоящая Концепция аккумулирует имеющийся позитивный опыт мировой практики разработки внешнеполитических документов и адаптирует его к современным условиям развития Казахстана.
Глава 3. Основные принципы внешней политики
Республика Казахстан реализует свою внешнюю политику на основе следующих базовых принципов:
1) преемственность внешнеполитического курса Первого Президента – Елбасы Н.А.Назарбаева на новом этапе развития страны;
2) содействие построению стабильного, справедливого и демократического мирового порядка; равноправная интеграция в мировое политическое, экономическое и гуманитарное пространство; эффективная защита прав, свобод и законных интересов казахстанцев и проживающих за рубежом соотечественников;
3) продвижение внешней открытости государства, создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния казахстанцев, развития политического, экономического и духовного потенциала страны;
4) многовекторность, прагматизм и проактивность, означающие развитие дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, представляющими практический интерес для Казахстана;
5) мультилатерализм, направленный на формирование коллективного видения и эффективных подходов международного сообщества к решению широкого круга глобальных и региональных проблем на основе многосторонних консультаций и соглашений;
6) неразрывная связь безопасности и развития на национальном, региональном и глобальном уровнях, предполагающая выработку интегрированных подходов международного сообщества к реагированию на вызовы и угрозы безопасности трансграничного характера, урегулированию конфликтов, построению мира в постконфликтных странах.
Глава 4. Цели и задачи внешней политики
Внешнеполитическая стратегия Казахстана направлена на достижение следующих стратегических целей:
1) укрепление независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности страны, сохранение самостоятельности внешнеполитического курса;
2) упрочение лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в регионе Центральной Азии;
3) позиционирование Казахстана в качестве активного и ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности;
4) поддержание дружественных, предсказуемых и взаимовыгодных отношений с иностранными государствами как в двустороннем, так и многостороннем форматах, развитие комплексного взаимодействия с межгосударственными объединениями и международными организациями;
5) полноценное использование потенциала внешней политики в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня и качества жизни казахстанцев;
6) содействие внешнеполитическими методами сохранению и укреплению единства многонационального народа Казахстана;
7) возведение практических интересов граждан Казахстана и национального бизнеса во главу угла внешней политики государства.
Достижение целей определяет постановку и реализацию следующих задач:
1) наращивание усилий по формированию политически стабильного, экономически устойчивого и безопасного пространства вокруг Казахстана;
2) продолжение курса на укрепление международного мира и сотрудничества, повышение эффективности систем глобальной и региональной безопасности и взаимодействия;
3) выработка и реализация новых подходов к ключевым вопросам внешней политики на двустороннем и многостороннем уровне с учетом продвижения и защиты долгосрочных стратегических интересов государства;
4) обеспечение нового уровня «экономизации» внешней политики, дальнейшее укрепление позиций Казахстана в системе мирохозяйственных связей;
5) активизация «гуманитарной дипломатии», популяризация позитивного образа страны в мировом сообществе;
6) налаживание эффективной системы коммуникаций с широкой казахстанской общественностью по вопросам внешней политики;
7) совершенствование работы по обеспечению защиты личных и семейных прав граждан, законных интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом.
Глава 5. Тенденции и видение развития внешней политики
Вышеизложенные цели и задачи обуславливают следующие ключевые приоритеты страны на международной арене.
1.1. содействие восстановлению и укреплению атмосферы доверия в международных отношениях на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций (ООН), продвижение многостороннего взаимодействия на основе равноправия и компромисса;
1.2. применение комплексного подхода при разрешении межгосударственных конфликтов и споров, гражданских конфликтов в прилегающих регионах с акцентом на возможности превентивной дипломатии и медиации;
1.3. содействие укреплению стратегической стабильности, противодействие применению и угрозе применения ядерного оружия в любых целях; продолжение усилий для достижения мира без ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (ОМУ), поддержка создания зон, свободных от ядерного оружия;
1.4. участие в международных усилиях по предотвращению гонки обычных и новых видов вооружений, поддержка мер по сохранению и продвижению международных режимов контроля над обычными и новыми видами вооружений;
1.5. активизация поиска комплексных подходов к решению узловых вопросов азиатской безопасности, в том числе посредством трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в региональную организацию по безопасности и развитию;
1.6. содействие объединению глобальных и региональных усилий в противодействии международному терроризму и экстремизму, в том числе путем создания широкой международной антитеррористической коалиции; взаимодействие с внешними партнерами в сфере борьбы с организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступной деятельности;
1.7. содействие обеспечению международной информационной безопасности, борьбе с кибертерроризмом и использованием информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, в том числе представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности.
2.1. привлечение международных ресурсов и потенциала к процессам структурной трансформации национальной экономики, в том числе в рамках реализации программ индустриализации и развития «экономики простых вещей»;
2.2. расширение международного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли экономики: машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс, легкую промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающую промышленность, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туризм, нефтегазохимию и нефтепереработку, нефтесервисную отрасль, агрохимическую промышленность, цветную металлургию;
2.3. содействие трансферу передовых зарубежных технологий в Казахстан как важной части инновационного и индустриального процесса. Продвижение бренда Казахстана в качестве открытой юрисдикции для международного партнерства в новых высокотехнологичных отраслях, в том числе в свете Государственной программы «Цифровой Казахстан», развития секторов «искусственного интеллекта», «больших данных» и других смежных направлений;
2.4. обеспечение благоприятных внешних условий для реализации «Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» в целях повышения эффективности использования водных, земельных, биологических и других ресурсов;
2.5. содействие в интеграции наиболее конкурентоспособных отраслей экономики Казахстана в международные и региональные производственные цепочки;
2.6. содействие казахстанским инвесторам и товаропроизводителям в реализации проектов на зарубежных рынках, противодействие их дискриминации со стороны государственных органов других стран;
2.7. содействие расширению номенклатуры, объемов и географии национального экспорта в первую очередь несырьевого, в том числе с учетом приоритетов разрабатываемой «Государственной программы торговой политики до 2025 года» и ее последующих редакций. Участие в выработке и внедрении международных стандартов качества, содействие снятию тарифных, нетарифных и защитных мер, препятствующих экспорту казахстанских товаров и услуг;
2.8. продолжение усилий по превращению Казахстана в трансконтинентальный транзитно-логистический хаб на магистральных путях Восток – Запад и Север – Юг с опорой на потенциал государственной программы «Нұрлы жол», внедрение режима «открытого неба» и инфраструктурные инициативы зарубежных партнеров;
2.9. развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества на региональном и местном уровне, в том числе на базе Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», Центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия»;
2.10. содействие укреплению региональной и глобальной энергетической безопасности, достижению баланса интересов стран-производителей, транзитёров и потребителей энергоресурсов, созданию диверсифицированных, стабильных и безопасных маршрутов их экспорта;
2.11. продвижение площадки Международного финансового центра «Астана» в целях дальнейшей интеграции в глобальную финансовую экосистему. Привлечение крупных зарубежных компаний к управлению товарными биржами Казахстана;
2.12. содействие эффективному функционированию международной торговой системы на основе принципов Всемирной торговой организации;
2.13. участие в международных усилиях по обеспечению региональной продовольственной безопасности, в том числе с использованием потенциала Исламской организации по продовольственной безопасности;
2.14. содействие усилиям мирового сообщества по оказанию официальной помощи развитию.
3.1. укрепление конструктивного и равноправного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека, развития гражданского общества с учетом особенностей исторического развития и культурных ценностей государств мира;
3.2. содействие развитию межкультурного и межрелигиозного диалога, в том числе посредством Съезда лидеров мировых и традиционных религий, инициатив в рамках «Международного десятилетия сближения культур», участия в Альянсе цивилизаций ООН и других международных инициативах;
3.3. участие в усилиях мирового сообщества по противодействию преступным актам на почве ненависти, расовой дискриминации, религиозных противоречий, экстремизма и национализма;
3.4. участие в укреплении международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми;
3.5. присоединение к многосторонним конвенциям и заключение двусторонних договоров по либерализации визовых процедур и режимов;
3.6. заключение двусторонних договоров о взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам, выдаче и передаче осужденных лиц;
3.7. расширение международного сотрудничества на двустороннем и многостороннем уровне в области образования, науки, культуры, спорта и молодежной политики;
3.8. популяризация богатого историко-культурного наследия казахского народа, в том числе в рамках программы «Рухани жаңғыру»;
3.9. расширение применения средств «цифровой дипломатии» для достижения внешнеполитических целей, продвижения международных инициатив, развития сотрудничества с зарубежными странами;
3.10. информирование мировой общественности о подходах и инициативах Казахстана по вопросам региональной и глобальной политики и экономики, в том числе с использованием потенциала Астанинского экономического форума, Евразийского Медиа Форума и «Astana Club»;
3.11. системное разъяснение казахстанской общественности задач и приоритетов внешней политики страны, конкретных результатов и выгод для казахстанцев в целях повышения внешнеполитической компетентности общества и усиления устойчивости к негативному внешнему воздействию;
3.12. поддержка развития казахского языка и культуры в местах компактного проживания казахских общин за рубежом, их связей с исторической родиной, в том числе по линии Всемирной ассоциации казахов и Фонда «Отандастар»;
3.13. защита прав и законных интересов пребывающих за рубежом казахстанских граждан, а также усыновленных (удочеренных) иностранцами казахстанских детей, проживающих за рубежом;
3.14. использование потенциала «парламентской дипломатии» для содействия политическим, экономическим и гуманитарным связям;
3.15. применение инструментов «народной дипломатии», взаимодействие с казахстанским неправительственным сектором в сфере внешней политики;
3.16. расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3.17. продолжение работы по совершенствованию, совместно с сопредельными странами, договорной правовой базы, инструментов и механизмов в сфере справедливого и рационального использования, устойчивого управления и охраны трансграничных водных ресурсов;
3.18. сотрудничество с иностранными партнерами и донорами по реабилитации территорий бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря, а также по борьбе с опустыниванием;
3.19. практическая реализация совместно с прикаспийскими странами положений «Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря» и протоколов к ней;
3.20. участие в международном сотрудничестве в области здравоохранения, в том числе в целях противодействия эпидемиям и пандемиям.
4.1. придание Хабу ООН в городе Алматы статуса межрегионального центра ООН в Казахстане по Целям устойчивого развития и содействие его деятельности в государствах Центральной Азии и Афганистане;
4.2. дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнерства и сотрудничества с Европейским Союзом (ЕС) и государствами-членами ЕС;
4.3. продолжение тесного взаимодействия с государствами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в установленных Договором о ЕАЭС сферах. Оптимизация подходов к ведению переговорного процесса в рамках ЕАЭС в целях полноценного учета долгосрочных национальных интересов Казахстана;
4.4. развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами-участниками Содружества Независимых Государств в целях укрепления многостороннего диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам;
4.5. расширение многостороннего диалога и сотрудничества в регионе Центральной Азии, важность которого в евразийских и глобальных процессах неуклонно возрастает. Укрепление существующих форматов взаимодействия государств Центральной Азии с внешними партнерами;
4.6. сохранение стабильности и расширение сотрудничества в Каспийском регионе на основе Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также с учетом долгосрочных интересов Казахстана в области энергетики, транспорта, охраны окружающей среды и безопасности;
4.7. активизация взаимовыгодных связей с ведущими государствами Европы вне ЕС. Продолжение курса на расширение сотрудничества с многосторонними организациями в области политики и безопасности в Европе и Евразии – Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы, Организацией Североатлантического договора и другими институтами;
4.8. укрепление отношений со странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки. Активное участие в деятельности международных организаций в Азиатском регионе, в том числе Шанхайской организации сотрудничества, СВМДА, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, Организации экономического сотрудничества, межрегионального диалогового процесса «Форум Азия – Европа». Расширение связей с региональными организациями без участия Казахстана – Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Лигой арабских государств, Советом сотрудничества государств Персидского залива и другими структурами;
4.9. развитие сотрудничества со странами Северной и Южной Америки, Карибского бассейна и Африки, а также региональными организациями с их участием в целях более полного задействования потенциала политического и торгово-экономического сотрудничества;
4.10. укрепление взаимодействия с международными и региональными экономическими и финансовыми организациями – Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом, Группой Всемирного Банка, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Европейским Банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком, Исламским банком развития и другими институтами.
Инструменты реализации внешней политики
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Президент определяет основные направления внешней политики страны и представляет Казахстан в международных отношениях.
В соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан
«О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы» Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам внешней политики.
Парламент, являясь высшим представительным органом, в рамках своих конституционных полномочий ведет законодательную работу по ратификации, денонсации международных договоров.
Министерство иностранных дел (далее – МИД), являющееся уполномоченным органом в сфере внешней политики, осуществляет разработку основных направлений внешней политики и реализацию международных инициатив Главы государства, а также представляет соответствующие предложения Президенту и Правительству, осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов в отношениях с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями.
Правительство, возглавляющее систему исполнительных органов, обеспечивает развитие взаимоотношений с иностранными государствами, международными и региональными организациями, разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики, финансированию внешнеполитических мероприятий.
Государственные органы на регулярной основе, в рамках своей компетенции и при координирующей роли МИД, осуществляют работу по выполнению международных договоров и обязательств страны, вырабатывают тактические подходы и конкретные предложения в области внешней политики. Принятие государственными органами решений внутреннего характера, потенциально способных иметь внешнеполитические последствия, в обязательном порядке согласовывается с МИД.
Ключевой составляющей единой системы дипломатической службы, возглавляемой МИД, являются загранучреждения Республики Казахстан. Их деятельность направлена на защиту и продвижение национальных интересов Казахстана, его граждан и юридических лиц в странах аккредитации, межгосударственных объединениях или международных организациях.
Межправительственные комиссии (комитеты, советы, форумы) по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами являются основным инструментом продвижения интересов Казахстана, взаимодействия бизнеса и государства, решения совместно с зарубежными партнерами задач, представляющих обоюдный интерес.
Разрабатываются программы и планы по реализации договоренностей и обязательств, вытекающих из международных договоров и решений межправительственных комиссий (комитетов, советов, форумов).
В целях реализации конкретных приоритетов в сфере внешней политики и экономики создаются межведомственные комиссии и рабочие группы.
Общественный совет по вопросам деятельности МИД обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом, информирование общественности и проведение общественной экспертизы.
Глава 6. Этапы реализации и ожидаемые результаты
С целью повышения предсказуемости доктринальных основ внешней политики Казахстана срок действия Концепции увеличен до 10 лет. Планы реализации Концепции утверждаются постановлением Правительства Республики Казахстан и обновляются раз в два года.
Реализация Концепции будет способствовать:
1) упрочению государственной независимости Республики Казахстан, ее международного авторитета в русле стратегии внешнеполитической преемственности;
2) укреплению национальной, региональной и глобальной безопасности;
3) формированию благоприятного внешнего окружения, укреплению дружественных, равноправных и взаимовыгодных политических и экономических отношений Казахстана со всеми заинтересованными в этом государствами и международными организациями;
4) достижению более высокого уровня интеграции Казахстана в международное сообщество и мирохозяйственные связи, в том числе на основе диверсификации и цифровизации национальной экономики;
5) интенсификации международного сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и смежных областях;
6) усилению защиты личных и семейных интересов граждан, деловых интересов физических и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;
7) повышению уровня осведомленности широкой общественности Казахстана и зарубежных стран о долгосрочных приоритетах, практических шагах и конкретных результатах внешней политики государства;
8) в итоге – получению государством, национальным бизнесом и народом Казахстана конкретных выгод от внешнеполитической деятельности.
Глава 7. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции