Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) является международным форумом по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии.
Идея о созыве СВМДА была впервые озвучена Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.Назарбаевым на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г.
Создание атмосферы доверия и доброй воли между государствами-членами является основной целью СВМДА. В Каталоге мер доверия СВМДА содержится перечень мер доверия. В Каталоге мер доверия СВМДА определены меры доверия по пяти измерениям: экономическому, экологическому, человеческому, военно-политическому и в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами.
Секретариат СВМДА – административный орган Совещания, расположен в Нур-Султане, Республика Казахстан. В штат Секретариата входят Исполнительный директор, заместитель Исполнительного директора и профессиональный персонал, направляемый государствами-членами.
Государства-члены СВМДА: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иран, Ирак, Иордания, Казахстан, Камбоджа, Катар, Республика Корея, Китай, Кыргызстан, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка.
Государства-наблюдатели СВМДА: Беларусь, Индонезия, Лаос, Малайзия, Филиппины, Украина, США, Япония.
Организации-наблюдатели СВМДА: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ТюркПА, МОМ.
Председатели: Казахстан (2002-2010 гг.), Турция (2010-2014 гг.), Китай (2014-2018 гг.), Таджикистан (2018-2020 гг.), Казахстан (2020-2022).
Главные встречи: Первая министерская встреча (1999), Первый Саммит (2002), Вторая министерская встреча (2004), Второй Саммит (2006), Третья министерская встреча (2008), Третий Саммит (2010), Четвертая министерская встреча (2012), Четвертый Саммит (2014), Пятая министерская встреча (2016), Пятый Саммит (2019 г.).
Учредительные документы: Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА (подписана министрами иностранных дел СВМДА в 1999 г.) и Алматинский акт (подписан главами государств и правительств СВМДА в 2002 г.).
Основные документы: Каталог мер доверия, Правила процедуры (приняты в 2004 г. с поправками от 2014 г.), Соглашение о Секретариате СВМДА и его приложение – Финансовые правила (подписаны в 2006 г., ратифицированы РК в феврале 2007 г.), Положение о символике СВМДА, Кооперативный подход к осуществлению мер доверия, Положение о внешних связях СВМДА (приняты в 2007 г.), Соглашение об условиях пребывания Секретариата на территории РК (подписано в 2007 г., ратифицировано Казахстаном в марте 2008 г.), Протокол о внесении дополнений в Соглашение о Секретариате СВМДА (подписан в 2008 г.), Конвенция о привилегиях и иммунитетах Секретариата, его персонала и представителей государств СВМДА (подписана в 2010 г., ратифицирована Казахстаном 28 ноября 2011 г.).
Политические декларации: Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями (2002 г.), Декларация Второй встречи министров иностранных дел (2004 г.), Декларация Второго Саммита глав государств или правительств (2006 г.), Декларация Третьей встречи министров иностранных дел (2008 г.), Декларация Третьего Саммита глав государств или правительств (2010 г.), Декларация Четвертой встречи министров иностранных дел (2012 г.), Декларация Четвертого Саммита СВМДА «Укрепление диалога, доверия и координации во имя новой Азии мира, стабильности и сотрудничества» (2014 г.), Декларация Пятой встречи министров иностранных дел «Продвижение мира, безопасности, стабильности и устойчивого развития в Азии через диалог» (2016 г.), Декларация Пятого Саммита СВМДА «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА» (2019 г.).
Официальный праздник: 5 октября (День СВМДА).
Рабочие языки: английский и русский. Языком официальных документов для подписания или принятия является английский язык.
КОНЦЕПЦИЯ
председательства Республики Казахстан
в Совещании по взаимодействию и мерам
доверия в Азии (СВМДА) в 2020-2022 гг.
Предисловие
Идея Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), впервые озвученная на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г., положила начало формированию нового формата сотрудничества в области укрепления доверия и обеспечения безопасности в Азиатском регионе.
За годы функционирования Форума проведены 5 саммитов и 5 министерских встреч, на которых были приняты базовые принципы деятельности и основополагающие уставные документы СВМДА.
В качестве главной задачи Форума ставилось создание благоприятных условий для обсуждения актуальных вопросов и проблем в сфере безопасности между государствами Азии посредством открытого и конструктивного диалога на основе принципов международного права и неприемлемости политики с позиции силы, различия в экономическом развитии, расовой, этнической и религиозной принадлежности.
За 28 лет своего существования Форум стал диалоговой площадкой для откровенного обмена мнениями по проблемным вопросам международной политики, способствовал укреплению взаимопонимания между ними.
Увеличение числа членов СВМДА до 27 государств, наряду с восемью странами и пятью организациями, имеющими статус наблюдателей, является подтверждением актуальности и востребованности данной платформы. Вместе с тем, сегодняшние реалии требуют выработки новых приоритетов и более действенных механизмов сотрудничества между государствами-членами СВМДА.
Приоритеты председательства Казахстана в СВМДА
Казахстан, опираясь на положительный опыт предыдущих председателей – Турции, Китая и Таджикистана, планирует интенсифицировать работу по дальнейшему продвижению процесса СВМДА.
Казахстанское председательство будет осуществляться на принципах открытости, непредвзятости и в соответствии с нормами международного права.
В условиях глобализации мир становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым. Как следствие, современные вызовы приобретают универсальный характер. Продолжается снижение эффективности институтов глобального управления, в первую очередь, ООН и эрозия международного права.
Происходит демонтаж системы стратегической стабильности и контроля над ядерным оружием, сопровождаемый гонкой вооружений и разработкой новых систем и видов оружия.
Терроризм, экстремизм и незаконный оборот наркотиков приобретают всё более транснациональный характер, осваивая современные технологии и новые сферы влияния.
Вызывают беспокойство изменения в мировой экономической архитектуре. На смену многостороннему сотрудничеству в рамках глобальных площадок приходит торговый, инвестиционный и технологический протекционизм. Снижается эффективность Всемирной торговой организации (ВТО), повышается привлекательность региональных и двусторонних альянсов.
Киберпреступность и разжигание ненависти стали неотъемлемой частью информационных войн, направленных на манипуляцию общественным сознанием, сбой систем жизнеобеспечения и национальной безопасности.
На примере распространения короновирусной инфекции Covid-19 стало очевидным, что вспышка эпидемических заболеваний и пандемий во всем мире может представлять собой чрезвычайную биологическую угрозу не только для выживания людей, но и для национальной, региональной и глобальной экономики и безопасности.
Наиболее актуальными остаются проблемы обеспечения продовольственной, энергетической, водной и экологической безопасности. Растут масштабы нелегальной и неконтролируемой миграции.
В этих условиях только активное коллективное взаимодействие и открытый диалог цивилизаций способны определить верные решения, обеспечивающие стабильность и устойчивое развитие всех государств.
Темой председательства Казахстана будет: «Партнерство во имя безопасности и развития в Азии».
Последовательное продвижение институционального развития СВМДА
В контексте указанных вызовов и угроз особенно востребованной является инициатива по созданию на базе СВМДА Организации по безопасности и развитию в Азии (ОБРА). Данная идея выдвинута Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаевым в ходе 4-го Совещания министров иностранных дел СВМДА (12 сентября 2012 г.) и в последующем озвучена им на Шанхайском Саммите СВМДА (21 мая 2014 г.).
Президент Казахстана К.К.Токаев в ходе 5-го Саммита СВМДА в г.Душанбе подчеркнул, что «для повышения эффективности и международной конкурентоспособности Форума необходима его постепенная трансформация в полноценную региональную организацию».
Преобразование СВМДА в организацию позволит расширить его возможности по укреплению сотрудничества между государствами-членами, охватить всё азиатское пространство системой глубокого взаимодоверия и взаимопомощи, а также повысить статус и влияние Форума на международной арене.
Имплементация новых мер, таких как создание Фонда СВМДА, нашедшее свое отражение в Декларации Душанбинского Саммита, учреждение Совета мудрецов СВМДА, преобразование Форума аналитических центров в постоянно действующую площадку будут способствовать повышению эффективности деятельности Совещания и его авторитета на глобальном уровне.
Наряду с этим, целесообразна актуализация вопроса создания полноценного института «Тройки» СВМДА в составе представителей действующего, будущего и предыдущего председателей Совещания, а также учреждение Клуба послов государств-членов СВМДА в г.Нур-Султане с последующим его преобразованием в Совет постоянных представителей.
Эти меры будут способствовать дальнейшей институционализации Форума и позволят повысить эффективность взаимодействия государств-членов СВМДА.
2.2. СВМДА в международном контексте
СВМДА будет оставаться приверженным Уставу Организации Объединенных Наций и ее юридически обязывающим документам. СВМДА в условиях меняющейся ситуации в Азии будет идти в ногу с глобальными процессами и повесткой дня ООН, основными из которых являются Повестка дня на период до 2030 года с 17 Целями устойчивого развития (ЦУР) и Десятилетие ускоренных действий по реализации ЦУР.
СВМДА также примет участие в усилиях ООН по обеспечению равенства и расширения прав и возможностей женщин и молодежи, а также других уязвимых групп с тем, чтобы стремиться к всеобъемлющему развитию и принципу «никого не оставить позади».
СВМДА будет привержено смягчению последствий изменения климата и реализации Парижского соглашения. Тем самым региональные меры, принимаемые государствами-членами СВМДА, будут способствовать международным усилиям на этом направлении.
Крайне важно осуществление Глобальной контртеррористической стратегии ООН, продвигаемой Кодексом поведения для достижения мира, свободного от терроризма. Не менее значимыми являются Новая Повестка дня для мира Генерального секретаря ООН А.Гутерриша, Реформа системы развития, Повестка дня в области разоружения и Реформа миротворчества, которые будут иметь большое значение для региона СВМДА.
2.3. Практическая реализация Каталога мер доверия СВМДА
Казахстанское председательство сфокусирует особое внимание на реализации Каталога мер доверия, который является основополагающим инструментом продвижения целей и задач СВМДА.
При необходимости и по согласованию с государствами-членами могут быть внесены новые меры доверия в зависимости от изменений в международной повестке дня. Поэтому, с учетом последних тенденций предлагается рассмотреть вопросы развития сотрудничества в сфере эпидемиологической безопасности, охраны общественного здоровья, фармацевтики, цифровизации, а также расширить гуманитарное и социальное взаимодействие в формате СВМДА.
При этом меры доверия следует осуществлять в соответствии с существующими в рамках СВМДА измерениями, такими как экономическое, военно-политическое, человеческое, экологическое, а также борьба с новыми вызовами и угрозами.
Важным представляется активизация деятельности координаторов и со-координаторов мер доверия в содержательном наполнении деятельности Форума. В этих целях необходимо обновить имеющиеся концепции и планы действий по каждой мере доверия тесно сотрудничая с соответствующими подразделениями ООН, агентствами и департаментами Секретариата ООН. Это только усилит авторитет и роль СВМДА в укреплении мира и безопасности в Азии.
Наряду с этим, следует внедрить практику регулярного проведения встреч представителей бизнеса, неправительственных, женских и молодежных организаций в рамках Делового и Молодежного советов, неправительственного и бизнес форумов СВМДА. Это будет способствовать дальнейшему углублению сотрудничества между государствами-членами СВМДА. Кроме того, проводимые мероприятия должны быть нацелены на повышение авторитета и роли СВМДА в укреплении мира и безопасности в Азии.
2.4. Расширение внешних связей
Казахстан в качестве Председателя будет продолжать укрепление диалога с международными и региональными организациями и форумами в соответствии с Положением о внешних связях СВМДА от 2007 г.
На 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН СВМДА получило статус наблюдателя при ООН. В целях развития связей с другими организациями, СВМДА подписало Меморандумы о взаимопонимании с Международной организацией по миграции (МОМ), Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), Организацией экономического сотрудничества (ОЭС) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).
Казахстан будет уделять приоритетное внимание развитию трехуровневого и многоаспектного диалога в рамках инициативы
«Три Д», выдвинутой Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Н.А.Назарбаевым в 2019 г.
В предстоящий двухлетний период будет продолжено развитие концепции новой глобальной архитектуры взаимоотношений между мировыми державами, региональными субъектами и организациями, которая столь необходима в современной геополитической реальности. При этом внимание будет сосредоточено на евразийском субконтиненте, где СВМДА и ОБСЕ могли бы тесно сотрудничать в целях согласования своих мандатов и целей.
Помимо сотрудничества с ООН для СВМДА важно развивать сотрудничество с такими организациями, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Тюркский совет, Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация регионального сотрудничества в Южной Азии (СААРК), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.
Сотрудничество с этими международными структурами будет способствовать дальнейшему расширению совместных усилий по укреплению безопасности и устойчивому развитию в Евразии. Несмотря на то, что указанные организации и форумы преследуют индивидуальные региональные и политические повестки дня, они действуют в рамках принципов ООН, которыми руководствуется и СВМДА.
Казахстанское председательство в СВМДА совпадает с председательством в Группе развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и, следовательно, последние, входящие в состав СВМДА, извлекут дополнительную пользу от членства в Совещании.
2.5. Укрепление потенциала Секретариата СВМДА
Важным представляется дальнейшее усиление роли Секретариата СВМДА, в первую очередь, посредством укрепления его кадрового потенциала и финансовой стабильности.
Секретариат должен проводить эффективную работу по обеспечению административной, организационной и технической поддержки деятельности СВМДА. Отдельное внимание будет уделяться усилению работы Секретариата по реализации договоренностей, достигнутых в рамках заседаний СРГ, КСДЛ, СМИД, Саммитов.
Кроме того, Казахстан планирует инициировать изменения в Положение о Секретариате СВМДА в целях повышения статуса Исполнительного директора Секретариата СВМДА до Генерального секретаря СВМДА, преобразования должности «член профессионального состава» в «советников по политическим, экономическим, культурно-гуманитарным вопросам», а также для обеспечения представленности всех субрегионов Азии в составах профессионального и технического персонала Секретариата.
2.6. Совершенствование нормативно-правовой базы
Особое внимание казахстанского председательства будет сфокусировано на дальнейшее развитие нормативно-правовой базы СВМДА с целью создания действенных институтов и механизмов в области обеспечения всеобъемлющей, равной и неделимой безопасности Азиатского континента.
Заключение
Дальнейшее институциональное развитие СВМДА требует тщательного осмысления и обсуждения всеми государствами-членами с учетом существующих глобальных и региональных вызовов и угроз.
Казахстан, как председатель СВМДА, будет открыт к диалогу по всем вопросам, касающимся деятельности Форума, а также к обсуждению предложений и идей государств-членов по дальнейшему развитию СВМДА.
Казахстан исходит из того, что эффективная архитектура безопасности в Азии может быть создана только совместными усилиями. В этой связи мы приветствуем активное участие всех государств-членов в продвижении процесса СВМДА. Надеемся, что эти меры будут способствовать достижению целей СВМДА, как подлинно многосторонней структуры в рамках более широкого международного сообщества.
Наша твердая решимость должна быть направлена на эффективное совместное преодоление текущих кризисов и вызовов во благо обеспечения мира, прогресса и процветания в Азии.
Преамбула
Мы, главы государств или правительств государств – членов Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА),
Встретившись в Алматы в период глубоких перемен, происходящих в Азии и в мире, чтобы сопоставить наши точки зрения на безопасность в Азии и расширить наши возможности для сотрудничества по вопросам, вызывающим общую озабоченность наших народов;
Признавая наличие тесной связи между миром, безопасностью и стабильностью в Азии и в других регионах мира;
Обязуясь работать во имя мира и безопасности в Азии, превращая ее в регион, открытый для диалога и сотрудничества;
Исходя из того, что процесс СВМДА открывает новые возможности для сотрудничества, мира и безопасности в Азии;
Заявляя о нашей решимости сформировать в Азии общее и неделимое пространство безопасности, в котором мирно сосуществуют все государства, а их народы, живущие в условиях мира, свободы и процветания, преисполнены уверенности в том, что мир, безопасность и развитие дополняют, подкрепляют и усиливают друг друга;
Подтверждая нашу приверженность Уставу ООН, а также Декларации принципов, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, являющейся неотъемлемой частью настоящего Акта, в качестве фундамента нашего будущего сотрудничества;
Принимая во внимание, что все составляющие всеобъемлющей системы безопасности в Азии, включая ее военно-политические аспекты, меры доверия, экономические и экологические проблемы, гуманитарное и культурное сотрудничество, взаимозависимы и взаимосвязаны и должны быть активно задействованы;
Будучи уверенными, что полное, равное и всеобъемлющее претворение в жизнь и соблюдение принципов, положений и обязательств, включенных в настоящий Акт, обеспечит условия для более глубокого сотрудничества между государствами-членами СВМДА и поведет нас в лучшее будущее, которое заслуживают наши народы;
Договорились о нижеследующем:
Основная цель и направление деятельности СВМДА заключается в укреплении сотрудничества путем выработки многосторонних подходов к обеспечению мира, безопасности и стабильности в Азии.
Для достижения этой цели государства-члены предпримут необходимые шаги по развитию процесса СВМДА как форума для диалога, консультаций, принятия решений и осуществления мер на основе консенсуса по проблемам, касающимся безопасности в Азии.
Мы призываем и продолжаем побуждать все государства-члены, которые вовлечены в конфликты, к их мирному урегулированию в соответствии с принципами, предусмотренными Уставом ООН.
Признавая, что расширение торговли и экономического сотрудничества может содействовать процветанию, стабильности в Азии и благополучию ее народов, мы предпримем дальнейшие усилия для продвижения инициатив в этих областях, как указано в Декларации принципов, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА. Мы также признаем необходимость улучшения сотрудничества по всем проблемам, представляющим угрозу для окружающей среды.
Государства-члены подтверждают свою убежденность в том, что защита прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН, международными конвенциями и актами, сторонами которых они являются, содействует укреплению мира, безопасности и стабильности в Азии. Они также заявляют о своей готовности продолжить сотрудничество между собой в этой области в духе дружбы.
Мы полагаем, что гуманитарные проблемы, такие, как стихийные бедствия и потоки беженцев, являются сферами общей озабоченности, поскольку они также влияют на стабильность и безопасность в регионе. Государства-члены полны решимости в случае необходимости разработать меры для решения этих проблем путем налаживания сотрудничества в регионе, а также через взаимодействие с ООН и другими соответствующими международными организациями.
Мы считаем, что укрепление взаимного уважения, взаимного понимания и терпимости в отношениях между цивилизациями является важной задачей современности. С удовлетворением отмечая объявление первого года тысячелетия в качестве года Диалога между цивилизациями, мы будем активно содействовать этому процессу и укреплять его.
Мы рассматриваем глобализацию в качестве вызова современности. В то время как она может предоставить определенные возможности для роста и развития, на нынешнем этапе ее плоды неравномерно распределены среди народов и многое еще предстоит сделать для того, чтобы обеспечить их всеобъемлющее и равное распределение на глобальном уровне.
Совместные действия и скоординированные ответные меры необходимы для того, чтобы справиться с вызовами и угрозами, с которыми сталкиваются наши страны и народы.
Вызовы безопасности
Государства-члены стремятся обеспечить региональную и международную безопасность и стабильность, что будет также способствовать мирному урегулированию существующих и предотвращению возникновения новых кризисных ситуаций и конфликтов.
Сохраняющиеся наличие и распространение во всех его аспектах ядерного оружия, равно как химического и биологического оружия, представляют серьезную угрозу всему человечеству. Государства-члены обещают поддерживать усилия, направленные на полную ликвидацию оружия массового уничтожения (ОМУ) и, таким образом, берут на себя обязательство по расширению сотрудничества в деле предотвращения распространения всего такого оружия, включая ядерное оружие, которое представляет особую угрозу международному миру и безопасности.
С окончанием «холодной войны» у международного сообщества появилась возможность рассматривать ядерное разоружение в качестве наиболее приоритетной задачи. Мы будем побуждать все государства всячески стремиться к достижению этой цели, включая возможности для созыва международной конференции по определению путей устранения ядерной угрозы и выработке всеобъемлющей и поддающейся контролю конвенции по ядерному оружию. Мы подчеркиваем важность скорейшего присоединения к выработанным на многосторонней основе договоренностям по ликвидации ОМУ и призываем государства, которые еще не присоединились к этим договоренностям, сделать это как можно быстрее.
Мы поддерживаем создание зон, свободных от ядерного оружия и других видов ОМУ в Азии, на основе соглашений, добровольно достигнутых между государствами данного региона. Необходимо поощрять создание подобных зон в таких регионах, как Ближний Восток и Центральная Азия, где имеются принятые на основе консенсуса резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В этом контексте мы призываем присоединиться к международным договорам по разоружению и нераспространению ядерного оружия в соответствии со всеми положениями принятых по данным вопросам на основе консенсуса резолюций ООН и позициями заинтересованных государств по выполнению этих резолюций.
Государства-члены подтверждают свою убежденность в необходимости обеспечения безопасности при минимальном уровне вооружений и вооруженных сил. Мы признаем необходимость сдерживания чрезмерного и дестабилизирующего накопления обычных вооружений. Мы подчеркиваем важность поддержания международной стратегической стабильности для мира и безопасности, а также для продолжения прогресса в контроле за вооружениями и разоружении. Мы подчеркиваем важность проведения многосторонних переговоров по вопросу предотвращения гонки вооружений в открытом космосе.
Мы полагаем, что прямая или косвенная угроза применения силы или ее применение в нарушение Устава ООН и международного права против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств; отрицание права на самоопределение народов, находящихся под иностранной оккупацией (право, которое должно осуществляться в соответствии с Уставом ООН и международным правом); вмешательство во внутренние дела государств и наступательные стратегические доктрины представляют угрозу региональному и международному миру.
Государства-члены безусловно и однозначно осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях, а также осуждают его поддержку или молчаливое признание, равно как и неспособность прямо осудить терроризм. Угроза, которую несет терроризм, в последнее десятилетие все более нарастает. Терроризм во всех его формах является транснациональной угрозой жизни отдельных людей и народов и подрывает территориальную целостность, единство, суверенитет и безопасность государств. Угроза терроризма возрастает в результате его тесной связи с незаконным оборотом наркотиков, с нелегальной торговлей легким стрелковым оружием и передачей его в любых формах террористическим группам, с расистскими идеологиями и сепаратистскими организациями, экстремизмом во всех его формах, что является основным источником финансирования и пополнения террористической деятельности людскими ресурсами. Мы рассматриваем как преступные любые акты, методы и приемы терроризма, а также заявляем о своей решимости взаимодействовать как на двусторонней, так и многосторонней основе в борьбе с терроризмом, включая его возможные источники. В целях искоренения этой угрозы миру и безопасности мы будем наращивать и объединять усилия по недопущению подготовки, содействия, пропаганды и финансирования терроризма в любых формах на территориях любых государств и откажем в предоставлении террористам убежища и защиты.
Мы признаём, что выполнение Конвенций ООН будет способствовать решению проблем терроризма, и поддерживаем разработку Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.
Сепаратизм является одной из основных угроз и вызовом безопасности, стабильности, суверенитету, единству и территориальной целостности государств. Государства-члены не будут поддерживать на территории другого государства-члена любые сепаратистские движения и организации и, если таковые появятся, не будут устанавливать с ними политических, экономических и других отношений, позволять использовать территории и коммуникации государств-членов вышеупомянутыми движениями и организациями или оказывать им какую-либо экономическую, финансовую и другую поддержку. Мы подтверждаем право народов, живущих под иностранной оккупацией, на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и международным правом.
Мы отвергаем использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей. Мы также отвергаем все формы экстремизма и будем проводить работу по воспитанию терпимости среди наших стран и народов.
Незаконный оборот наркотиков представляет собой значительную угрозу для внутренней и международной стабильности и безопасности наших государств и нашего континента в целом, а также благосостояния наших народов. Эта проблема тесно связана с социально-экономической и политической обстановкой, сложившейся в некоторых регионах, террористической деятельностью во всем мире и международными преступными группировками, вовлеченными в транснациональную преступность, “отмывание денег” и незаконную торговлю легким стрелковым оружием. Мы признаем, что есть несколько стран в Азии, которые требуют первоочередного внимания и помощи со стороны международного сообщества в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Мы также признаем необходимость эффективной стратегии, направленной на сокращение производства, предложения и спроса на наркотические вещества. В этой связи мы будем сотрудничать в отслеживании подозрительных финансовых потоков, в том числе и по вопросам, относящимся к доходам и прозрачности банковских операций, в соответствии с существующими международно-правовыми документами, в определении источников производства, потребления и незаконного оборота наркотиков. В целях содействия практическому выполнению этих задач будут организованы многонациональные учебные курсы и семинары, а также обмен информацией между компетентными органами государств-членов. Мы также призываем основные страны-потребители играть более активную роль в предоставлении оборудования, организации подготовительных и образовательных курсов, реабилитации, оказании технической и финансовой помощи для азиатских стран, являющихся производителями и транзитными коридорами для перевозки наркотиков. Принятие и выполнение планов по замещению растительных культур и альтернативных стратегий развития в регионах Азии, производящих наркотики, должны также поощряться в качестве более эффективного противодействия угрозе, исходящей от незаконного оборота наркотиков.
Мы также рассматриваем коррупцию как транснациональную преступную деятельность, которая требует принятия скоординированных многосторонних мер. В этой связи мы подчеркиваем необходимость запрещения перемещения незаконных финансовых средств и состояний, а также необходимость расширенного международного сотрудничества по выявлению и репатриации таких активов.
Государства-члены признают, что незаконное распространение легкого стрелкового оружия создает угрозу миру и безопасности и непосредственно связано с террористической деятельностью, сепаратистскими движениями, незаконным оборотом наркотиков и вооруженными конфликтами. В этом контексте мы подчеркиваем значение Протокола по огнестрельному оружию, выработанного в рамках Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью, и Программы действий, принятой на прошедшей в июле 2001 года в Нью-Йорке Конференции ООН по незаконной торговле легким и стрелковым оружием во всех ее аспектах.
Мы твердо намерены сотрудничать друг с другом на двусторонней и многосторонней основе ради предотвращения подобных угроз миру и безопасности в Азии.
III. Меры доверия
В контексте достижения целей СВМДА мы будем предпринимать необходимые шаги по разработке и применению мер, направленных на расширение сотрудничества и создание атмосферы мира, доверия и дружбы. Такие меры должны отвечать принципам Устава ООН, СВМДА и международному праву. В своей деятельности мы будем учитывать специфические черты и особенности различных регионов Азии и вести ее постепенно и на добровольной основе.
Мы побуждаем все государства региона, имеющие территориальные споры, прилагать усилия к их мирному разрешению путем переговоров в соответствии с принципами Устава ООН и международным правом. Мы признаем, что урегулирование территориальных и других споров и выполнение соглашений по контролю над вооружениями могут, в зависимости от конкретных ситуаций, способствовать реализации мер доверия. С другой стороны, мы также признаем, что реализация мер доверия может, в зависимости от конкретных ситуаций, способствовать или создать благоприятную атмосферу для разрешения конфликтов и достижения соглашений по контролю за вооружениями.
Мы признаем, что разоружение и контроль над вооружениями, универсальность всех международных договорных актов, касающихся ликвидации оружия массового уничтожения, продвижение нераспространения имеют важное значение для укрепления доверия между государствами региона. Мы подтверждаем, что наше положение в качестве государств, подписавших соответствующие международные договоры, не должно интерпретироваться как способное повлиять на неотъемлемое право всех участников этих договоров на проведение исследований, производство и использование ядерных технологий, химических и биологических материалов и оборудования для мирных целей в соответствии с положениями этих договоренностей. Мы подтверждаем важность негативных гарантий безопасности для безъядерных государств и заявляем, что готовы рассматривать дальнейшие шаги в данном направлении, которые могли бы принять форму обязательного для исполнения международно-правового документа.
Государства-члены подготовят на основе взаимного согласия «Каталог мер доверия СВМДА» и, исходя из принципа постепенности, приступят к их осуществлению. Каталог, который будет регулярно пересматриваться и в дальнейшем дорабатываться, может включать, среди прочих, действия в военно-политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной сферах.
Для повышения эффективности функционирования мы решили придать СВМДА необходимую структуру и институты, включающие, главным образом, следующее:
1.Регулярные встречи.
Встречи Глав государств и правительств будут созываться каждые четыре года для проведения консультаций, обзора деятельности СВМДА и определения ее приоритетных направлений. В случае необходимости на основе консенсуса могут созываться специальные встречи. Саммитам будут предшествовать встречи министров иностранных дел.
Министры иностранных дел будут проводить встречи каждые два года. Такие встречи будут являться основными мероприятиями для проведения консультаций и рассмотрения всех вопросов, относящихся к деятельности СВМДА. В случае необходимости на основе консенсуса могут созываться специальные встречи.
Комитет старших должностных лиц будет созываться не реже одного раза в год для контроля за выполнением предыдущих решений СВМДА, проведения консультаций по текущим вопросам СВМДА, рассмотрения деятельности Специальных рабочих групп и координирования работы других встреч. Комитет также будет осуществлять необходимые приготовления для организации саммитов и министерских встреч, включая разработку проектов документов.
Специальные рабочие группы будут образованы для изучения специфических вопросов, относящихся к различным областям интересов СВМДА, и будут выполнять задачи, которые им будут поручены. Отчеты о своей работе они будут представлять Комитету старших должностных лиц.
Специализированные встречи
Государства-члены могут договариваться о созыве встреч других министров либо компетентных национальных ведомств и организаций для обсуждения вопросов специфического и/или технического характера.
Научная и профессиональная деятельность.
В случае необходимости будет предоставляться возможность для проведения научных и профессиональных исследований и подготовки докладов, а также содействие в их дальнейшей публикации, если на то будет соответствующие решение СВМДА.
Секретариат.
С целью обеспечения административной поддержки регулярных встреч, политических консультаций и другой деятельности, упомянутой в настоящем Акте, мы поддерживаем создание секретариата СВМДА. Мы поручаем нашим министрам иностранных дел завершить проработку всех аспектов создания секретариата.
Совершено в г.Алматы, 4 июня 2002 года
КАТАЛОГ МЕР ДОВЕРИЯ СВМДА
Принято Решением встречи
Министров иностранных дел СВМДА
Государства-члены Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), с целью расширения сотрудничества, создания и укрепления атмосферы мира, доверия и дружбы на Азиатском континенте, действуя в соответствии с принципами и целями Устава ООН, Алматинского Акта и других документов СВМДА, а также общепризнанными нормами и принципами международного права, учитывая специфику ситуации и особенности различных регионов Азии, утвердили следующие принципы и меры, ведущие к укреплению доверия на Азиатском континенте, и согласились реализовывать их на практике на двусторонней и/или многосторонней основе.
Общие положения.
1.1. Государства-члены признают, что меры доверия, с одной стороны, и мирное урегулирование споров и выполнение соглашений по контролю над вооружениями и разоружением, - с другой стороны, дополняют друг друга и могут, в зависимости от особых ситуаций, применяться параллельно заинтересованными государствами по взаимному согласию.
1.2. Многообразие в Азии подчеркивает важность мер в военно-политическом измерении, а также мер в экономическом, экологическом и человеческом измерениях.
1.3. Меры доверия СВМДА применяются на основе постепенности и добровольности. Каталог мер доверия СВМДА и указанные в нем меры носят рекомендательный характер. Любое из государств-членов может выбрать определенные меры, обозначенные в этом Каталоге, для применения, где это оправдано и соответствует его целям. Меры, выбранные государствами-членами, должны реализовываться добросовестно и в возможной полной мере.
1.4. Меры доверия Каталога не наносят ущерб другим мерам доверия, соглашениям по безопасности и/или договоренностям по контролю над вооружениями и разоружению, участниками которых являются государства-члены, и данные меры не изменяют права и обязанности по этим соглашениям и/или договоренностям.
1.5. Ничто в этом каталоге не препятствует принятию государствами-членами других мер доверия между ними или с другими государствами.
1.6. Заинтересованные государства-члены могут обмениваться информацией в контексте мер доверия, согласованных между ними. Они могут также предусмотреть направление этой информации в Секретариат СВМДА для дальнейшего распространения.
1.7. Государство-член, получающее информацию в соответствии с положениями этого Каталога, не может обнародовать, публиковать или передавать ее третьей стороне без согласия государств-членов, предоставляющих эту информацию.
Государства-члены регулярно проводят обзор осуществления данного Каталога с целью определения наиболее эффективных и приемлемых мер доверия для более широкого осуществления в регионе СВМДА и в случае необходимости вносить изменения или дополнения в эти меры доверия при наличии консенсуса.
Меры доверия в военно-политическом измерении
Для обеспечения долгосрочной стабильности, укрепления взаимного доверия в военно-политическом измерении, учитывая свои законные интересы в сфере безопасности, государства-члены могут принять следующие меры:
2.1. Обмен информацией, объем, модальность, и возможность реализации которого будут согласованы заинтересованными государствами-членами, в соответствии с их национальными законами и правилами, по следующим вопросам:
а) компоненты вооруженных сил;
2.2. Приглашение наблюдателей из стран государств-членов на военные учения.
2.3. Рассмотрение использования таких механизмов, как консультации по непредвиденным и опасным инцидентам военного характера, в особенности, если такие инциденты происходят в непосредственной близости к приграничным районам государств-членов.
2.4. Развитие следующих форм сотрудничества между вооруженными силами государств-членов:
а) взаимные визиты военных должностных лиц и представителей военных учебных заведений;
с) обмен информацией о биографических данных руководящего состава военных ведомств; другие формы сотрудничества, согласованные государствами-членами.
2.5. Обмен информацией о статусе их участия или ратификации многосторонних инструментов по контролю над вооружениями и разоружению, а также конвенций о космическом пространстве.
Борьба с новыми вызовами и угрозами
3.1. Государства-члены, в соответствии с их национальным законодательством, принимают совместные меры по пресечению терроризма во всех его формах и проявлениях и в предотвращении деятельности сепаратистских и экстремистских организаций с целью обеспечения безопасности и стабильности каждого государства-члена.
3.2. Государства-члены обмениваются информацией о борьбе с террористической, сепаратисткой, экстремистской деятельностью и организованными преступными группировками, и, в случае необходимости, будут разрабатывать механизмы для борьбы с их деятельностью. С этой целью государства-члены могут также обмениваться информацией о своих национальных ведомствах в правоохранительной сфере и содействовать установлению и укреплению контактов между этими органами.
3.3. Государства-члены могут предпринимать меры по укреплению сотрудничества в обмене информации с целью эффективного противодействия распространению оружия массового уничтожения и средств их доставки.
3.4. Государства-члены обмениваются информацией о мерах, которые они принимают для борьбы с наркотрафиком, торговлей людьми, отмыванием денег, трансграничной организованной преступностью, незаконной торговлей легким стрелковым оружием, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), а также контрабандой взрывчатых веществ и отравляющих материалов.
3.5. Государства-члены обмениваются информацией о статусе их присоединения к соответствующим международно-правовым инструментам по терроризму и организованной преступности или их ратификации, равно как о шагах, предпринятых ими для расширении борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также организованной преступностью в соответствии с Уставом ООН и международным правом.
Меры доверия в экономическом, экологическом и человеческом измерениях.
В целях развития и укрепления взаимного доверия в экономическом, экологическом и человеческом измерениях государства-члены могут принять следующие меры в соответствии с их национальными законами и правилами:
4.1. Создание общей базы данных и системы обмена информацией в торговой и экономической сферах.
4.2. Разработка и применение общих программ по охране окружающей среды, в особенности в приграничных районах, без ущерба для их прав и обязательств по соответствующим двусторонним и многосторонним инструментам.
4.3. Обмен информацией о природных и промышленных катастрофах на своих территориях, которые, по их мнению, могут нанести ущерб соседним странам.
4.4. Обмен информацией о своих национальных ведомствах, ответственных за развитие международного туризма и туристической инфраструктуры, а также содействие в установлении и укреплении контактов между этими органами.
4.5. Обмен информацией относительно вызывающих подозрения финансовых сделок, незаконных финансовых операций и оказание содействия в установлении и укреплении контактов между компетентными органами.
4.6. Обмен информацией о своих национальных ведомствах по чрезвычайным ситуациям, поисково–спасательным операциям, в целях установления и укрепления контактов между этими ведомствами. В случае необходимости, государства–члены определят координационный орган, ответственный за организацию взаимодействия в сфере чрезвычайных ситуаций и спасательных операций, и создание системы оказания помощи в случае природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций.
4.7. Разработка и реализация совместных проектов, направленных на распространение информации о культуре и традициях своих народов, развитие взаимного уважения и добрососедских отношений между народами.
4.8. Развитие контактов между научными и образовательными учреждениями и неправительственными организациями, включая научные обмены, обмен студентами, проведение совместных мероприятий, в целях, помимо прочего, выработки предложений и проектов для достижения целей СВМДА.
4.9. Развитие диалога между цивилизациями, включая диалог между религиями.
Алматы, 22 октября 2004 года