Меню

Страницы

Статья

Обзор аналитического доклада Совета по международным отношениям Казахстана «Реформы в Казахстане: от намерений к действиям. Новый курс Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева»

Основы реформ

Баллотируясь в Президенты Республики Казахстан, Касым-Жомарт Токаев в качестве ключевых принципов своего будущего политического курса обозначил:

  1. Преемственность, предполагающую эффективное продолжение политического курса, заданного Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым, и сохранение всех позитивных достижений.
  2. Справедливость, призванную обеспечить равенство прав всех граждан, независимо от их социальной, этнической, религиозной или иной принадлежности.
  3. Прогресс, основанный на социальном обновлении во всех сферах жизни общества, осуществлении созидательных перемен на благо людей с целью войти в число передовых стран мира.

 

Экономические реформы исходят из необходимости национальной экономики в повышении благосостояния населения и справедливом распределении национального дохода. На этой основе Глава государства обозначил следующие ключевые принципы нового экономического курса страны:

  1. Справедливое распределение благ и обязанностей.
  2. Ведущая роль частного предпринимательства.
  3. Честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей.
  4. Рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики.
  5. Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа.
  6. «Озеленение» экономики, охрана окружающей среды.
  7. Ответственность перед обществом

 

Национальный совет общественного доверия

Национальный совет общественного доверия был создан в июне 2019 года. Основной целью его деятельности является выработка предложений и рекомендаций по вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности.

Политические реформы

Три пакета политических реформ

Первый пакет политических реформ (озвученный Главой государства в декабре  2019 года, был полностью реализован):

  1. Закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», сменивший действующий прежде разрешительный принцип на уведомительный принцип организации и проведения соответствующих мероприятий;
  2. Конституционный закон РК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», установивший 30%-ю квоту для женщин и представителей молодежи в избирательных партийных списках;
  3. Закон РК «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях», предусматривающий снижение регистрационного барьера для создания политических партий с 40 тыс. до 20 тыс. человек;
  4. Установление понятия института парламентской оппозиции, которое гарантирует оппозиционным партиям, представленным в Мажилисе, председательство в одном постоянном комитете и должность секретаря в двух постоянных комитетах палаты;
  5. Декриминализация статьи 130 Уголовного кодекса РК «Клевета»;
  6. Ратификация Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

Второй пакет политических реформ:

  1. Проведение в 2021 году прямых выборов акимов сельских населенных пунктов;
  2. Разработка Концепции развития местного самоуправления;
  3. Разработка и принятие закона «Об общественном контроле в Республике Казахстан», призванного обеспечить открытость и подотчетность обществу государственных органов и квазигосударственного сектора;
  4. Создание единого института онлайн-петиций;
  5. Совершенствование законодательства по борьбе с пытками, торговлей людьми и защите граждан (в особенности детей) от кибербуллинга;
  6. Принятие новых мер по защите прав человека и присоединение к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.

Третий пакет политических реформ:

  1. Снижение порога прохождения в Мажилис Парламента для политических партий с 7% до 5%;
  2. Введение графы «Против всех» в бюллетенях на всех будущих выборах;
  3. После проведения выборов сельских акимов, введение Казахстаном выборности районных акимов;
  4. Законодательное оформление института онлайн-петиций;
  5. Принятие отдельного закона об Уполномоченном по правам человека (Омбудсмене);
  6. Укрепление аппарата Уполномоченного по правам человека, включая создание его региональных представительств;
  7. Внедрение «Индекса развития молодежи»;
  8. Расширение мер по стимулированию благотворительной деятельности;
  9. Дальнейшее совершенствование системы общественного контроля.

Дополнительные меры

  1. Концепция развития гражданского общества в Казахстане, ориентированная на создание условий для развития гражданского общества и его институтов, а также поддержки и развития гражданской активности;
  2. Создание общественных советов в субъектах квазигосударственного сектора;
  3. Водители транспортных средств из числа граждан Казахстана освобождены от необходимости иметь при себе водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис и документ о прохождении техосмотра;
  4. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Модернизация системы государственного управления

  1. Преобразование Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции в Агентство по делам государственной службы и Национального бюро по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) - в Агентство по противодействию коррупции (Антикоррупционную службу);
  2. Создание в июне 2019 года нового Министерства торговли и интеграции РК и Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК;
  3. Преобразование Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК;
  4. Реорганизация Службы внешней разведки «Сырбар» путем ее присоединения к Комитету национальной безопасности Республики Казахстан;
  5. Создание республиканского государственного учреждения «Служба центральных коммуникаций» (СЦК) при Президенте Республики Казахстан;
  6. Создание в июле 2019 года Отдела по контролю за рассмотрением обращений Администрации Президента РК;
  7. Создание в ноябре 2019 года Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.

Обновление государственных кадров

С целью обновления кадров на руководящих позициях в системе государственной власти по инициативе Главы государства началось формирование на конкурсной основе Президентского молодежного кадрового резерва.

Дополнительные меры в 2020 году

  1. Создание Высшего совета при Президенте Республики Казахстан для рассмотрения и принятия решений по вопросам проведения новых реформ;
  2. Создание Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для подготовки материалов и предложений с целью формирования реформ и содействие в их эффективной реализации;
  3. Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел РК посредством освобождения его от непрофильных функций;
  4. Создание Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан для создания равных условий субъектам рынка путем защиты и развития конкуренции, ограничения монополистической деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции;
  5. Преобразование Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК;
  6. Упразднение института ответственных секретарей Министерств с целью повышения ответственности министров за деятельность их руководимых ими органом;
  7. Сокращение численности госслужащих на 25% к концу 2021 года;
  8. Внедрение с 1 июля 2021 г. факторно-балльной шкалы оплаты труда госслужащих, что призвано способствовать усилению их ответственности и мотивации.

Меры, принятые в 2020 году

  1. Создание Агентства финансового мониторинга для борьбы с "теневой" экономикой с целью снижения ее уровня до 15% к 2025 году;
  2. Создание новой Системы государственного планирования, призванной выстроить более гибкую архитектуру программных документов и четко закрепить прямую ответственность руководителей госорганов и организаций за выполнение поставленных задач;
  3. Концепции развития государственного управления до 2030 года, призванной обеспечить переход от административно-контрольной ориентированности к сервисной модели взаимодействия государства и населения.

Социально-экономическое измерение реформ

  1. Совершенствование налогообложения, землепользования и иностранной рабочей силы путем введения моратория на создание новых государственных компаний и субъектов квазигосударственного сектора, освобождения субъектов микро-и малого предпринимательства от уплаты налогов и введения запрета на их проверки уполномоченными государственными органами в течение 3 лет, отсрочки введения обязательной выплаты работодателями 5%-ного взноса в Единый национальный пенсионный фонд до 2023 года, введения безналичных платежей и развития небанковских платежных систем, поручения изымать неиспользуемые сельскохозяйственные земли у безответственных землевладельцев, введения 40%-ного сокращения квоты на привлечение иностранной рабочей силы, проведения ежегодных проверок на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу, и разработка Министерством финансов и Национальным банком Единого реестра внешнего долга в виде оцифрованной базы данных.

 

  1. Промышленная политика, иностранные инвестиции, регулирование:
  • Разработка и принятие закона «О промышленной политике», призванного определить основные принципы, цели и задачи развития обрабатывающей промышленности.
  • Внедрение нового инструмента поддержки инвесторов.
  • Разработка и принятие закона, регулирующего закупки квазигосударственного сектора.
  • Разработка нового национального проекта по развитию агропромышленного комплекса до 2026 г.
  • Разработка новой нормативно-правовой базы деятельности малого и среднего бизнеса, направленной на изменение регуляторной политики.
  • Реализация программы экспортной акселерации, направленной на поддержку средних несырьевых предприятий с целью расширения выхода на внешние рынки.
  • Принятие мер по переориентации избыточной ликвидности банков второго уровня на кредитование малого и среднего бизнеса и прекращению валютных спекуляций.
  • Проведение ревизии Налогового кодекса и подзаконных актов на предмет минимизации количества налогов и платежей.
  • Кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств, в том числе через цифровизацию.
  • Совершенствование международного налогообложения для усиления контроля за выводом капитала из страны и стимулирования реинвестирования прибыли в страну.
  • Внедрение «расширенного бюджета» с охватом деятельности внебюджетных фондов.
  • Принятие мер по совершенствованию регулирования деятельности товарных бирж.
  • Формирование законодательного механизма государственного регулирования деятельности государственных и частных операторов, уполномоченных на реализацию отдельных экономических функций и монопольное оказание услуг.
  • Сокращение непродуктивных затрат и избыточных дочерних компаний в квазигосударственном секторе.
  • Создание единого института развития путем объединения АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро».

 

Социальный блок преобразований

  1. В сфере социальной защиты населения:
  • принятие Указа «О мерах по снижению долговой нагрузки граждан Республики Казахстан», согласно которому правительству и Национальному банку было поручено погасить в банках второго уровня и микрофинансовых организациях задолженности по кредитам малообеспеченных граждан.
  • Предоставление возможности для заинтересованных граждан республики использовать свои пенсионные накопления на улучшение жилищных условий и оплату лечения.
  • Внедрение механизмов субсидирования арендной платы и активизация работы по обеспечению коммуникациями земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
  • Создание 12 центров социальной реабилитации для лиц с инвалидностью.

 

  1. В сфере здравоохранения: создание единого цифрового пространства здравоохранения с включением 90% медицинских организаций, утверждение Комплексного плана развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2020-2025 годы, призванного обеспечить увеличение доли отечественных производителей на внутреннем рынке Казахстана по лекарственным средствам первой необходимости с 39% до 50%, запуск с 2021 г. специальной программы «Аңсаған сәби» с предоставлением 7000 квот на экстрокорпоральное оплодотворение (ЭКО), обеспечение к 2023 г. уровня заработной платы медицинских работников в 2 раза выше средней заработной платы в экономике, определение перечня базовых лекарств и медицинских изделий, которые должны производиться в Казахстане, и принятие соответствующих мер по достижению данной цели, принятие мер по усилению транспортной медицины для обслуживания отдаленных регионов, обеспечение в течение 3 лет всех опорных и спутниковых населенных пунктов фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями, и формирование долгосрочного десятилетнего прогноза обеспечения медицинских учреждений кадрами.
  2. В сфере образования:
  • Повышение заработной платы педагогам и преподавателям вузов, а также повышение размера стипендии для будущих педагогов с 26 тыс. до 42 тыс. тенге.
  • Введение специального экзамена для претендентов, выбравших профессию педагога.
  • Разработка Министерством образования и науки РК проекта Плана поэтапного перевода учебников на цифровые учебные издания.
  • Обеспечение единой интегрированной образовательной онлайн-платформы.
  • Меры по созданию равных возможностей детям для получения качественного образования.
  • Выработка мер поддержки общеобразовательных школ для преодоления разрыва между городом и селом в сфере образования.
  • Разработка Концепции обучения в течение всей жизни (непрерывного образования).
  • Выделение 500 грантов ученым для прохождения стажировки в ведущих научных центрах мира.
Дата публикации
27 марта 2021
Дата обновления
27 марта 2021
Тип

Сейчас читают

22 мая 2025
Ставки консульского сбора за совершение консульских действий на территории иностранного государства
Информация
28 марта 2025
Определение принадлежности к гражданству Республики Казахстан
Информация
28 марта 2025
Оказание финансовой помощи по программе "Представление интересов Республики Казахстан за рубежом"

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации