Меню

Страницы

Статья

«Аль-Фараби: второй учитель после Аристотеля»

Неофициальный перевод

«Аль-Фараби: второй учитель после Аристотеля»

Г. Стирис

Профессор философии

Кафедра философии, Афинский национальный университет им.Каподистрии

 

В 2020 году во всем мире под эгидой правительства Казахстана и ЮНЕСКО отмечается 1150-летие со дня рождения великого казахского философа Абу Наср Мухамеда Аль-Фараби (870-950 н.э.). Аль-Фараби – основополагающий деятель философии в арабской культуре, что сделало его известным в качестве «Второго учителя» после Аристотеля.

Перефразируя Маркса, закрепилось общепринятое убеждение о том, что в средние века, тенью распростертый над Европой, над Ближним Востоком и Северной Африкой, парил дух: это дух Аристотеля. Аль-Фараби, который системно изучал произведения Аристотеля, разъясняя их в арабоязычной среде, внес величайший вклад во второй расцвет греческой философии – после периода античности – и ее распространение на территории всего большого Хорасана.

Аль-Фараби родился на территории нынешнего Казахстана. Учился в Фарабе, в Бухаре, в Мерве, Багдаде и Харране. Среди его учителей были не только мусульмане, учитывая, что учился он и у несторианских христиан, таких как Юханна (Иоанн) ибн Хайлан. Аль-Фараби был полиглотом, и это позволило ему изучить греческую, сирийскую и персидскую культуры. В Багдаде он прожил примерно до 932 года. Последние годы своей жизни провел в Дамаске, Алеппо и Египте.

Аль-Фараби был первым выдающимся философом арабского мира. Основные источники его философии следует искать в греческой традиции, в оригинальных текстах Платона и Аристотеля, в неоплатонизме и неоаристотелизме Александрии. Сам он позиционировал себя продолжателем александрийской традиции, о чем вдохновенно высказывается в одном из своих произведений.

Аль-Фараби был философом в полном смысле этого слова, что доказывается его приверженностью приоритету философии над богословием. И в этом особая важность его мировоззрения, если рассматривать его в свете взглядов эпохи, в которую он жил. Он также, ввел понятие мирового государства, концепции, которая особенно актуальна в наше время. Примечательно, что при этом у него соблюдено полное уважение к каждой культуре и традиции, а понятие толерантности определяет и вытекает из его политических и философских взглядов.

Свидетельством величия вклада Аль-Фараби является то, что о нем упоминал Авиценна, один из величайших представителей средневековой философии. Авиценна тщетно пытался понять Метафизику Аристотеля, но когда прочитал комментарии Аль-Фараби, смог понять аристотелевский текст и стать автором собственных трактатов. Философия Аль-Фараби отразилась не только в рамках арабского мира. Ведущий средневековый Еврейский философ Моисей Маймонид не скрывал восхищения произведениями казахского мыслителя. Вплоть до 13-го века, когда начали систематически  изучать Политику Аристотеля, Аль-Фараби являлся единственным средневековым философом, который сформулировал оригинальную политическую мысль, как для арабского, так и для христианского мира. Не следует упускать из виду и его вклад в музыку. Опираясь на традиции пифагорейцев и Аристоксена, а также большую широту мнений Платона и Аристотеля, Аль-Фараби стал автором «Большой Книги о Музыке», произведения, которое определило с тех пор развитие музыкальной теории и практики.

Деятельность Аль-Фараби подчеркивает один не особенно известный аспект влияния греческой культуры: ее расширение на Восток. Взгляд современного грека направлен главным образом на Запад, игнорируя большую и, по населению и по территории, часть планеты. Аль-Фараби начал свой исследовательский путь в далеких степях Казахстана, где прочувствовав греческую мысль, получил возможность продолжать работу в больших духовных центрах персидской и арабской культуры, где греческая философия и наука занимали видное место. Своими произведениями он внес решающий вклад в возрождение греческой мысли в арабоязычном мире, который простирался от Пиренеев до границ Китая.

Правительство Казахстана и Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби взяли на себя титанический проект продвижения наследия философа. В Казахстане, где благополучно существует сообщество греков, греческая цивилизация принята через учение Аль-Фараби. В рамках всемирного года Аль-Фараби, ожидается проведение международной конференции в Афинах, городе, в котором сформировался, жил и учил «Первый учитель», Аристотель. Конференция будет совместно организована Кафедрой Философии Афинского Национального Университета им. Каподистрии, Казахским Национальным Университетом им. Аль-Фараби и Посольством Республики Казахстан в Греции и будет проведена, когда это станет возможным с учетом карантинных условий.

Аль-Фараби остается актуальным философом, чья работа способствует в величайшей степени пониманию глобализации и повышению толерантности во всех аспектах социально-политической жизни. Его жизнь и творчество показывают, что греческая цивилизация – это та нить, которая соединяет два мира, Восток и Запад.

 

Дата публикации
14 августа 2020
Дата обновления
14 августа 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

Информация
21 марта 2025
Определение принадлежности к гражданству Республики Казахстан
19 апреля 2024
Оказание услуг для иностранных граждан
Информация
19 апреля 2024
Выдача, продление виз на въезд в Республику Казахстан и транзитный проезд через территорию Республики Казахстан

Социальные медиа

Instagram
Facebook
youtube
Twitter
Telegram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации