Ахмет Байтурсынов (Ахмет Байтурсынулы) (28.01.1873 – 08.12.1938) – казахский государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор казахской письменности, основоположник казахского языкознания и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахов в начале 20 века.
В 1895-1909 годах работал учителем в русско-казахских школах Актобе и Костанай, заведовал городской школой в Каркаралы.
Политическая деятельность Байтурсынова началась в 1905 году. Он является одним из авторов Каркаралинской петиции, которую подписали 14 500 человек. В документе подняты вопросы местного самоуправления и суда; изменения в системе народного образования; свобода вероисповедания и религии; издание газет, открытие типографий; принятие новых законов.
1 июля 1909 года Байтурсынов был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идей автономного самоуправления, разжигании национальной вражды между русскими и казахами. Царские власти решили выслать его из Казахстана.
С 9 марта 1910 г. до конца 1917 г. Байтурсынов жил в Оренбурге. Вместе с Алиханом Бокейхановым и Мыржакыпом Дулатовым Байтурсынов издавал первую общенациональную газету под названием «Казах», в которой выступал против передачи лучших земель русским крестьянам-переселенцам, предостерегал от поспешного перехода кочевых аулов к оседлому образу жизни, вводил новое земледелие и скотоводство. методы, призывала к единству народа и активной политической борьбе, повышала грамотность и культурный уровень.
В январе 1916 года Байтурсынов участвовал в заседании мусульманской фракции Государственной думы.
Байтурсынов сформулировал свою точку зрения на отношение народа к Февральской и Октябрьской революциям: «Насколько казахи поняли Февральскую революцию, настолько они не поняли Октябрьскую революцию. Первую казахи восприняли буквально и приняли с радостью, ибо она спасла их от эксплуатации и гнета царской власти, и в них укрепилась их давняя мечта о самоуправлении». Настороженное отношение казахов к Октябрьской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества.
Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов – основатели партии «Алаш» и Алашордынского правительства, «отцы» казахской национальной государственной идеи.
В марте 1919 года Байтурсынова отправили в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года он был назначен заместителем Председателя Совета Народных Комиссаров.
В 1920 году Байтурсынов написал письма Владимиру Ленину, где резко критиковал первые шаги советской власти в Казахстане. В составе Казревкома принимал активное участие в установлении границы между Казахстаном и Россией.
В апреле 1920 г. Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП(б), но в 1921 г. вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920—1921 годах — нарком просвещения КазАССР. В 1922-1925 годах он возглавлял научно-литературную комиссию Наркомата Казахстана. Параллельно с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921-1928 годах преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в народных учебных заведениях.
2 июня 1929 года в Алма-Ате вместе с другими членами Алаш-Орды Байтурсынов был арестован и переведен в Московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 года ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в казахской степи. Байтурсынов был приговорен к смертной казни.
В феврале 1931 года приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 года — на 3 года ссылки в Архангельск.
В 1934 году Байтурсынов был досрочно освобожден и вернулся в Алматы.
8 октября 1937 г. вновь арестован. Находясь под стражей, он ответил на вопрос следователей следующими словами: «Мой идеал – как можно выше поднять благосостояние и культуру казахского народа, а так как это доброе дело находится в начальной стадии, я склоню голову к силе, которая превратит мое желание в реальность».
8 декабря 1938 года Байтурсынов был расстрелян.
Первая книга Байтурсынова «Қырық мысал» («Сорок басен») вышла в свет в 1909 году. Автор критикует колониальную политику России, произвол и насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, он создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни приобрел национальные черты. В книге Байтурсынова «Маса» («Комар», 1911) заключена его гражданская идея-мечта, заключающаяся в приобщении народа к знаниям и трудолюбию, в содействии развитию искусства и повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и небрежности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.