Меню

Страницы

Статья

Наследие Абая – духовный оплот единства

10 августа отмечен как День Абая и внесен в список государственных памятных дат. Мы считаем, что высокое уважение к Великому поэту – исторический шаг в развитии нашей национальной духовности и литературы, уважение к искусству слова.

В целом этот год начался с возрождения казахского народа, обновления, поворота к миру Абая. Мы сосредоточились на познании мира поэта, на изу­чении его идеи о «целостном человеке», стали руководствоваться его творчеством для динамичного развития нашей страны.

Начало формы

Французские ученые Джоселин Перер и Мариван Перер, чтобы обсудить значение идей Абая, начали знакомить мир с нашим уникальным философом, который был признан «мыслителем человечества» и является брендом Казахстана.

Фундаментальная программная статья Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке» не только задала старт и стандарты празднования юбилея выдающегося мыслителя и просветителя Великой степи Абая Кунанбаева, но и стала логическим продолжением курса Елбасы по формированию основ казахстанской идентичности и модернизации общественного сознания.

Так, в программной статье Первого Президента Казах­стана Нурсултана­ Назарбаева­ «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко обозначено, что «наши национальные традиции и обы­чаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами», как и «мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха».

Первым условием модернизации нового типа Елбасы определил «сохранение своей культуры, собственного нацио­нального кода». Также в следующей статье Елбасы «Семь граней Великой степи» говорится о формировании галереи образов великих мыслителей, поэтов и правителей прошлого в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве.

И особое место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву, гениальному сыну казахской земли и личности глобального масштаба. Как сказал Елбасы: «Абай – это не только ученый, внесший неоценимый вклад в духовную сокровищницу казахского народа, также он мудрец, безгранично служивший на пути становления государственности. Абай – удивительная личность из числа мыслителей мирового уровня».

Действительно, масштаб гения Абая Кунанбаева безграничен, он оставил яркий след в нашей истории как философ, поэт, просветитель, основоположник новой национальной литературы, блестящий переводчик, композитор, патриот, реформатор культуры в духе сближения с европейской и русской культурой на основе просвещенного ислама.

У каждого народа есть так называемый золотой фонд известных личностей, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике.

Имена великих – визитная карточка народа и земли, взрас­тившей их. Благодаря Абаю и харизматичности Первого Президента весь мир начал говорить о Казахстане как о стране с глубокой культурой. Именем Абая для себя открывают Казахстан иностранцы. Открываем для себя новые грани бесценного наследия и мы, казахстанцы, в условиях новых реалий осознавая актуальность и востребованность заветов и Слов назидания. В очередной раз убеждаясь, что Абай – вне времени.

Со дня смерти великого философа прошло более 100 лет, но его мысли все так же актуальны в современном мире. Пришло время идеологического переосмысления творческого наследия Абая и прочтения его бессмертных произведений. Недаром наш Президент Касым-Жомарт Токаев призывает: «Познание Абая – это познание самого себя. А знание себя наряду с непрерывным развитием и образованием дарует мудрость. Это и есть рецепт интеллектуальной нации. В этой связи очевидно, что слова Абая должны стать ориентиром поколений».

Великий Абай, как и положено гению, опередил свое время. Творец современного казахского языка и патриот своей земли, он заложил вектор развития литературы, культуры, языка на столетия вперед. Но не просто указал направление, а дал мощнейший импульс развитию.

Очень точно и емко подчеркивает непреходящую ценность наследия поэта Елбасы Нурсултан­ Назарбаев­: «Ведь несмотря на то, что изменился мир, народ не потерял интереса к Абаю. С каждой новой эпохой раскрываются новые грани его величия, а творчество играет новыми красками. Абай будет всегда жить вместе со своим народом. И на протяжении веков будет призывать казахский народ и страну к новым высотам и достижениям».

В свою очередь Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей программной статье «Абай и Казахстан в XXI веке» подчеркивает: «Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство».

Но в чем кроется феномен абаевских строк, в чем их «тайна»? Она – в его Слове. Да, Абай велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов (акынов) именно в их слове и проявляется.

В «Словах назидания» Абай доверительно беседует с народом, говорит о том, что нужно чтить и хранить духовные ценности и заветы предков, но вместе с тем необходимо идти вперед, учиться, осваивать науки. Эти реформаторские суждения возвели Абая в ранг мировых классиков философии, просвещения и литературы.

Его слова были подкреплены собственным примером: он общался с передовыми личностями своего времени, в переводах открывал народу необъятной степи Пушкина, Лермонтова, Гете, Байрона, других классиков. Вместе с тем его произведения вобрали все лучшее, что было в духовном наследии Центральной Азии, он соединил Запад и Восток.

В его «Словах назидания» есть глубокие мысли и ответы на жизненные вопросы человечест­ва: отношения между людьми, ответственность власть имущих перед населением, воспитание в молодежи сильного духа, любовь к Родине, уважение к своим корням. Мысли Абая универсальны, они важны для нашей молодежи, представителей нового поколения, которое приз­вано сверять свою жизненную позицию и поступки с заветами великого поэта-мыслителя и идти вперед, созидая на благо своей страны.

Глубокое изучение «Слов назидания», мыслей о судьбе народа должно стать опорой современного общества, ведь Абай – неиссякаемый и вечный источник духовности казахского народа. Его философия, богатое духовное наследие пропагандируют принципы гуманизма и благородства независимо от времени и места. Философия Абая на протяжении долгих лет привлекает внимание не только казахского народа, но и всех людей мира разных культур и вероисповеданий.

В современном обществе изу­чение трудов Абая должно не только служить духовным руководством нации, но и играть достойную роль в повышении нравственных качеств человека и культуры.

Елбасы Нурсултан­ Назарбаев­ отметил: «Благо заучивать стихи Абая. Но еще прекраснее, если глубокие мысли и смелые откровения Абая не просто повторяются всуе в праздной беседе, а ложатся крепкими кирпичиками в основание наших повседневных дел. К этому следует неизменно стремиться. Только это и является единственным доказательством нашей верности мудрым заветам и наставлениям Абая, нашего проникновенного понимания и осознания сыновнего долга перед памятью учителя добра и справедливости».

В трудах Абая величайшей ценностью мира является человек. На сегодня все государственные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений.

Отрадно, что Президент в год юбилейных торжеств, посвященных Абаю, ставит задачу построить музей на родине писателя, наделить город Семей статусом особого исторического центра, что придаст новый импульс для экономического и социального продвижения региона. Это еще раз подчеркивает высокую важность проводимых мероприятий.

Глава государства в своей программной статье подчеркивает большую роль творческого наследия Абая в деле возрождения нации и призывает взять за основу его философские труды. Ведь уже более века назад великий мыслитель призывал нацию к модернизации, обновлению, говорил нам о необходимости адаптироваться к требованиям времени. А еще говорят, что нет пророка в своем Отечестве, отдавая предпочтение всему чуждому. И в связи с этим хотел бы отметить стратегический курс Президента с доминантой отечественных духовных ценностей, сумевшего литературное наследие Абая обратить в «дорожную карту» для каждого и всех. Что, по сути, уже является наглядным примером перезагрузки сознания. Все встало на свои места, то, что когда-то незаслуженно было предано забвению и принижалось в своем значении, получило должную оценку.

Как я отмечал выше, Абай неотделим от народа, Абай – зеркало души казахского народа. По аналогии с Пушкиным Абай – это наше все, без преу­величения. Наверное, то же самое по-своему немец мог бы сказать про Гете, англичанин – про Шекспира, испанец – про Сервантеса. Отсюда и объяснение, отчего мы в судьбоносные вехи обращаемся за поддержкой великого Абая в поисках жизнеутверждающей силы.

Так, в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне уместным будет напомнить, что приближали эту самую победу бойцы из Казахстана с именем Абая на устах. Когда началась война, Абая почти 40 лет не было на этом свете, тем не менее он был в сердцах людей, в книгах и газетных строках, которые читали бойцы в перерывах между сражениями.

Со строками Абая они шли в бой, зная, что за ними родной край, воспетый поэтом, за ними многовековая мудрость народа, осмысленная Абаем в своих произведениях. Поэт и философ завещал защищать добро и справедливость, и бойцы, чтя его заветы, сражались с врагом, который покушался на эти ценности.

Вскоре после начала войны на фронтах Великой Отечественной стали создаваться боевые листки – фронтовые газеты. Фактически на всех участках фронта наши бойцы имели возможность получать газеты на казахском языке. В них часто печатались стихи Абая, его «Слова назидания».

Один из таких боевых листков – «Отанды қорғауда» – выходил на Ленинградском фронте. Член редколлегии этой газеты, впоследствии именитый ученый, а в годы войны вчерашний студент Туймебай Ашимбаев вспоминал, что газета делала акцент на публикации материалов о выдающихся личностях. Обстановка на фронте была сложной, нужно было печатать материалы, которые бы сплотили бойцов, дали им силы, вселили веру в победу. Одной из центральных фигур в списке выдающихся личнос­тей был Абай.

«Публикации довольно скоро начали приносить плоды, они помогали бойцам ощутить поддержку всего Казахстана», – впоследствии вспоминал фронтовик.

Писатель, поэт, публицист и журналист Илья Эренбург писал во фронтовых очерках, что в чис­ле бойцов, призванных из всех регионов СССР, воины из Казах­стана демонстрировали силу воинского духа, своей доблестью вызывали оторопь врага. «Один фриц сказал мне: «Против нас были страшные солдаты – их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это казахи», – так Илья Эренбург пересказывал слова захваченного в плен неприятеля.

Символично, что Год празднования 175-летия Абая совпал с еще одной знаменательной датой – 25-летием Ассамблеи народа Казахстана, уникального института общественного согласия и общенационального единства. Абай своим мудрым изречением «Держа в единении Ум, Сердце и Волю, ты к цель­ности редкой придешь без труда» показал, что помимо светлого ума и горячей энергии человек нуждается в добром сердце.

Эти три понятия он всегда рассматривает в единстве, но подчеркивает, что предыдущие два должны подчиняться сердцу, указывая, что это и есть философия жизни казахского народа.

Наш народ, придерживаю­щийся такого мировоззрения, распахнул свои дружеские объя­тия представителям других национальностей, невзирая на собственное трудное положение. Он считал своим долгом поделиться куском хлеба с другим, хотя и сам жил впроголодь. Наши предки умели выражать уважение старшему, учтиво относиться к младшему, поддержать попавшего в беду. Трепетно относясь к этим ценностям, сумев бережно донести их до нынешних дней, наш народ сохранил себя в качестве полноценной нации.

В 25-м слове Книги назиданий Абай обращается к своему народу с искренним пожеланием: «Обучать детей хорошо, но для начала их надо обучать родному языку, грамоте и самым обыкновенным знаниям. Работай, умножай свой скот, умножай знание и мастерство. Тому, чему сам научишься, обучай и своего сына. Расти знание. Главное – научиться русской науке. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».

В преломлении сегодняшнего дня остается добавить только то, что это пророческое обращение казахского классика актуально звучит для представителей других этносов, проживающих на земле Абая: растет необходимость более активного изучения государственного языка. В том усмат­ривается нравственный мотив культурного человека.

Своеобразным стартом юбилея Абая в ассамблее стал рес­публиканский форум «Ұлы даланың ұлтаралық тілі» («Межнациональный язык Великой степи»), где представители молодежи различных этносов делились своей историей изучения государственного языка. Мотивирующее видео вызвало положительную реакцию и резонанс в социальных сетях, набрало рекордное количество просмотров как среди внутренней, так и внешней аудитории. Молодые патриоты стали олицетворением новой формации человека, созвучной концепции хакима Абая о «полноценной личности». Более того, это наглядный и логический результат в пользу жизнеспособности АНК как института, основной идеей которого является лозунг «Единство в многообразии». За четверть века, что по историческим меркам лишь миг, благодаря кропотливой и системной работе всех звеньев этнокультурных объединений в лучших традициях преемничества под руководством Елбасы было воспитано молодое поколение независимости.

Концепция «полноценной личности» в понимании Абая от религиозно-философского контекста уходит в социально-политический и общечеловеческий, приобретает эстетический, культурный характер. Развивая все необходимые институты ценности, «полноценный человек» у Абая должен трудиться для будущего своей страны и ее успешного развития. Этим он поднимается до высшего уровня категории эстетики – «эстетики служения».

Абай Кунанбаев на примере своей жизни и деятельности показал, каким должен быть «полноценный человек». Исходя из хадиса «Лучший человек тот, который приносит людям добро», по видению Абая, духовно развитый полноценный человек – это творящий добро, приносящий пользу обществу, окружающей среде, народу, человечеству и всему миру.

Полноценная личность Абая – социальная и социализированная личность. Эти идеи Абая Кунанбаева созвучны и взаимосвязаны с первым принципом, предложенным в проекте «Интеллектуальная нация-2020» Елбасы: «Нам нужны люди, которые знают, как работать в ХХІ веке. Профессионалы, прекрасно разбирающиеся во внут­ренних и международных процессах. Патриоты, ставящие государственные интересы выше частных».

Каждый из нас находится в беспрестанном поиске источника духовных сил, направлений, придающих смысл жизни. 175-летие поэта-просветителя Абая Кунанбаева – мощный стимул для каждого казахстанца обратиться к произведениям основоположника казахской литературы, осмыслить его творчество и извлечь нравственные уроки.

Личность Абая объединяет всех нас, казахстанцев, вдохновляя на успех и созидание. Каждый человек найдет в строках Абая очень важное для себя, то, что может стать путеводной звездой всей его жизни.

Мы должны превыше всего ценить единство и согласие, являющиеся гарантом стабильности и нашего развития. Думая о государственных интересах, мы должны сохранить преемственность и не растерять наши ценности и достижения. Сберечь и приумножить все лучшее. Внутриполитическая стабильность, взаимное доверие и уважение многочисленных этносов, религиозный мир – главные приоритеты государства.

Лишь такая политика, основанная на вековой мудрости предков, позволит Казахстану достичь всех наших стратегических целей и войти в число развитых государств мира.

В связи с этим Ассамблея народа Казахстана планирует провести 10 августа онлайн-конференцию «Абай: история и современность» и онлайн-фес­тиваль поэзии в честь Дня Абая и 175-летия Великого поэта.

В работе конференции примут участие абаеведы и историки из Турции, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана, а также члены Научно-экспертного совета АНК, представители интеллигенции. Они обсудят научное наследие великого мыслителя.

В ходе фестиваля представители всех этносов прочитают стихи поэта на казахском языке и разместят их в социальных сетях. Цель – популяризация творческого наследия поэта-мыслителя, расширение использования государственного языка.

Представители более 100 этносов встретятся с настоящим дружественным языком поэзии великого ученого и просветителя.

День Абая, юбилей поэта и творческого мира уникального ученого, в свою очередь, повысят гармоничное единство нашего многонационального народа, укрепят наше благополучие и общность.

Конец формы

https://www.kazpravda.kz/articles/view/nasledie-abaya--duhovnii-oplot-edinstva

Дата публикации
08 августа 2020
Дата обновления
08 августа 2020
Тип
Информация

Сейчас читают

31 марта 2025
Выход из гражданства Республики Казахстан
31 марта 2025
Оказание финансовой помощи по программе "Представление интересов Республики Казахстан за рубежом"
31 марта 2025
Консульские и визовые вопросы22

Социальные медиа

Facebook
twitter

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации